Файл: Анализ методов диагностики психологической готовности к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди наиболее зарубежных тестов школьной зрелости, в нашей , можно назвать « тест школьной » Керна-Йирасека тест Г. «Способность к в школе».

. Йирасек провел по установлению между успешностью теста школьной и успешностью дальнейшем обучении. , что дети, справляющиеся с , как правило, учатся в , но дети, справляющиеся с , в школе хорошо успевать. Я. Иирасек , что результат испытания можно как основание заключения о зрелости и интерпретировать как незрелость (например, случаи, когда дети схематично человека, что отражается на ими суммарном ).

Тест Керна– может применяться в группе, и индивидуально.

наиболее известным методам определения готовности к обучению относятся , выявляющие сформированность предпосылок к , базирующиеся в на положениях .Б. Эльконина задачах диагностики развития в периоды.

Д.. Эльконин считал, для понимания развития в периоды диагностическая должна включать себя выявление новообразований закончившегося периода, так появление и развития симптомов, наступление следующего . При переходе дошкольного к школьному возрасту диагностироваться, с стороны, сформированность деятельности – ее структурных компонентов ( значения одного на другой, роли и , уровень подчинения игры), уровень наглядно-образного , познавательных мотивов, представлений, использование средств; с стороны – потеря в социальных , обобщение переживаний, с оценкой, самоконтроля. Д.. Эльконин подчеркивал, предметом такой становятся не психические процессы функции (восприятие, , память), а единицы деятельности. его точки , это создает большую конкретность и дает на ее намечать необходимую при обнаружении тех или сторон психического [22, с. 254].

Существующие методики определения предпосылок овладения деятельностью фактически этому методологическому . Среди них «Узор» Л.. Цеханской, методика « диктант» Д.. Эльконина, методика « по точкам» .Л. Венгера др.

Помимо , определяющих сформированность предпосылок к , используются тесты школьную зрелость, из различных , выявляющих развитие в разных . Примером могут интеллектуальные шкалы психолога П.. Кеэса, определяющие восприятия, логического пространственного мышления др. А.. Лидере и .Г. Колесников нормы по П.Я. для России [20].

эффективной для детей на к школьному является методика .Н. Костиковой [15, . 77]. Автор предлагает не на тестового испытания, на процесс , анализируя при затруднения, испытываемые , и те помощи, которые им для выполнения задания. затруднениями подразумеваются остановки в заданий, любое их выполнение (, малопродуктивный способ ), превышение среднего показателя. Затруднения о том, ребенок не выполнить экспериментальное в соответствии нормативами.


В случаях, когда не может преодолеть затруднения, начинает создавать преодоления затруднений. условиями преодоления подразумеваются различные помощи, оказываемые в процессе . В каждом случае помощь в таком и того , которые требуются преодоления ребенком им затруднений.

.Н. Костикова пять видов : стимулирующая, эмоционально-, направляющая, организующая обучающая. За из них различные степень качество вмешательства в работу . Результат обследования просто показывает психического развития , а дает к индивидуальному при его . Использование данной определения готовности школьному обучению высокого профессионализма при работе ребенком.

Несмотря многообразие существующих определения готовности к школьному , психологи продолжают более совершенных программ, отвечающих требованиям: 1) обследование должно быть длительным, так оно должно во временные записи детей школу (апрель–); 2) методики должны сведения о готовности детей школе; 3) программа должна содержать и достаточные для заключения готовности ребенка школе.

Выводы главе 1

В теоретического анализа исследования можно , что в 5 – 6 возрасте активно объем знаний , а в с этим и характер умственной деятельности, базируется на , на активном и синтезе. развитием мышления становится все детальным, а все более и точным. уже способны связь между предметами и , причины тех иных событий. с наглядно- появляются зачатки -логического мышления. старшего дошкольника все менее , более устойчивым. все больше характер опосредованного .

Происходит интенсивное речи ребенка, характеризуется богатым запасом и структурой, включающей себя практически речевые обороты семантические конструкции. силу того, в этом главным в деятельности становится приобрести новые и умения, 5 – 6 лет часто обучаются чтению, , математике, если обучение происходит доступной для игровой форме.

5–6 лет происходит развитие крупной и тонкой руки. Движения становятся более и четкими, в этом способен самостоятельно аккуратно работать ножницами, иголкой, ребенка практически к обучению . К концу возраста ребенок достаточной степени к произвольному , то есть регулируемому поведению. учиться действовать, особым правилам, не им , а данным извне.

Таким , приобретённые навыки отражаются в , социальной, эмоциональной , которая может о психологической к школе.


2. Экспериментальное исследование готовности детей школе

2.1 Организация экспериментальной работы

экспериментальной работы изучение уровня готовности к в школе группы дошкольников. исследования послужила Н.И. [10].

Участниками эксперимента 10 дошкольников 5-6 лет посещают ДОУ «».

Перед обследованием доске объявлений детском саду повешен листок информацией о , какие типы будут предъявляться на собеседовании психолога. Эти были сформулированы образом. Ребенок уметь: 1) воспроизводить ; 2) работать по ; 3) выкладывать последовательность картинок и по ним ; 4) различать отдельные в словах.

будущих первоклассников в детском , поскольку при они находились привычной обстановке, само обследование похоже на занятие. Таким , сводилось до стрессовое влияние называемого «экзамена» поступлении в .

Обследование проводилось 3 этапа:

  • Констатирующий.
  • .
  • Контрольный.

Первый собеседования включает «Домик», проводимую в группах 5 человек (получилось 2 ), и индивидуально методики: «Экспериментальная по выявлению « позиции школьника»; « и нет»; « прятки» и « доминирования познавательного игрового мотива».

для каждого готовился буклет, из бланков и чистых , необходимых для испытуемым, а фиксирования его по методикам, имеющим специальных .

Процедура первого сводилась к . В начале проводились с все методики, в первое , кроме «Домика». один из был отведен для проведения по определению познавательного или мотива в -потребностной сфере . Этот кабинет специально оборудован , как указано методике. Последовательность тех или заданий не значения.

После как все ребят прошли собеседования, они в кабинет, коллективно выполняли «Домик».

На первый этап заканчивался; все испытуемых оставались психолога, а записывали своих на второй собеседования на им число время. Дни время второго обследования были заранее с того, что проходит индивидуально каждым ребенком занимает, как практика, не получаса. Во раз каждый приходил точно установленное время, которое он , чтобы к свести утомительное своей очереди.

все обследование в первый, во второй проводилось в родителей. Исключение только две : «Домик» и « доминирования познавательного игрового мотива». время проведения методик родители присутствуют, так при срисовывании они могут детей, а исследовании доминирования случайной или репликой могут на выбор .


Перед началом собеседования родителям показывались его домика и , с которого сделана копия, этом указывалось все ошибки, их сыном дочерью. Затем результаты выполнения заданий первого . Только после ребенку давали «Сапожки» и « событий».

По выполнения всех в родителям рекомендации, как за оставшееся подготовить их к школе.

время собеседования ребенком мы установить дружелюбный, контакт. Все воспринимались детьми игры. Атмосфера помогала ребятам , уменьшала стрессовую . Если ребенок , боялся отвечать (, 6.6 лет) отвечать, со стороны была оказана поддержка – ласковым выражалась уверенность, она очень справится со играми. По выполнения заданий постоянно давали , что она делает правильно хорошо (независимо действительного результата). такой обратной тревожный испытуемый молчал. Впрочем, тактика применялась всем обследуемым .

2.2 Описание и диагностических методик

1. по определению познавательного или мотива в -потребностной сфере .

Проведение исследования. приглашают в , где на выставлены обычные, слишком привлекательные , и предлагают в течение рассмотреть их. экспериментатор подзывает к себе предлагает ему сказку. Ребенку интересную сказку его возраста, он раньше слышал. На интересном месте прерывается, и спрашивает испытуемого, ему в момент больше : поиграть с на столиках или дослушать до конца.

результатов. Дети выраженным познавательным обычно предпочитают продолжение сказки. со слабой потребностью предпочитают . Но игра , как правило, манипулятивный характер: за одно , то за .

В результате исследования все выразили желание сказку. При Нина и на поставленный ответили, что поиграть, но того как была представлена возможность, они не более минуты, после стали просить продолжение сказки.

2. беседа по «внутренней позиции ».

Проведение исследования. проводится индивидуально детьми 6–7 лет форме беседы « отношении к и учению». спрашивает хочет он пойти школу. В от ответа первый вопрос:

1. тебе в нравится (не ) больше всего? для тебя интересное, привлекательное, в школе?

экспериментатор говорит: « буду рассказывать истории про самого, но не о , что с уже бывало, что могло случиться. А будешь мне , что бы сделал или , если бы история произошла тобой».

2. Представь , что сегодня мама вдруг : «Ты у еще маленький, тебе будет школу ходить. хочешь, я и попрошу, для тебя поступление в на месяц, полгода или год. Хочешь?» ты ответишь ?


3. Представь себе, мама так сделала (или послушалась тебя поступила по-), договорилась и не взяли школу. Встал утром, позавтракал, школу идти надо, делай хочешь… Что ты стал , чем заниматься то время, другие ребята школе?

4. Представь, есть две – школа «А» школа «Б». школе «А» уроков в 1‑ классе такое: день бывают письма, чтения математики, а , музыка и редко, не раза в . А в «В» все : ежедневно физкультура, , труд, рисование, чтение, письмо математика по разу в . В какой тебе хотелось учиться?

5. Представь, ты вышел и встретил . Ему тоже 6 , но он ходит ни 1‑й класс, в детский . Он тебя : «Что надо , чтобы хорошо к 1‑му ?» Что ты посоветуешь?

6. Представь, тебе предложили так: ты должен ходить день в , а, наоборот, тебе ежедневно приходить учительница заниматься с одним всем, учат в . Ты бы заниматься дома?

7. школе «А» первоклассников строго внимательно слушать и делать так, как велит: не на уроках, руку, если что-то или выйти. в школе «» не сделают , если ты во время , о чем- поговоришь с или выйдешь класса без . В какой тебе хотелось учиться?

8. Представь , что в -то день очень хорошо, работал на уроках и сказала: «Сегодня учился очень , просто замечательно, даже хочу тебя за хорошее учение». сам: дать шоколадку, игрушку отметку в поставить.

9. Представь , что ты выбрать, что в том в котором будешь учиться учительницы вас по очереди учеников, в числе и мама. Как, -твоему, будет , чтобы была или ее мамы?

Обработка . Показателями новой позиции при от дошкольного младшему школьному являются:

  • положительное к поступлению школу и в ней, к совершенно и необходимому в жизни;
  • интерес к , собственно школьному занятий;
  • отказ характерных для детства ориентации плане организации и поведения;
  • авторитета учителя.

ответ оценивают «школьный» вариант «дошкольный» вариант.

«школьного» варианта следующим образом:

отношение к и учению.

1. отношение к и пребыванию школе (отказ предполагаемого отпуска отсрочки).

2. Наличие -учебных ориентации ситуации необязательного школы (чувство учения).

Ориентация новое, собственно содержание занятий.

1. от школы, школьно-учебного (школы, в занятия грамоте счету заменены художественно-физкультурного ).

2. Предпочтение уроков и счета «» видам деятельности (, пение, физкультура, ) и прочему в школе ( на переменах, , прогулка и .д.).

3. Содержательное о подготовке школе.

Ориентация новые, собственно нормы организации .

1. Предпочтение коллективных занятий индивидуальной обучения.