Файл: Анализ методов диагностики психологической готовности к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Предпочтение , в которой правил школьной является обязательным.

3. отметки как учебной работы видам поощрения (, игрушки).

Признание учителя (несогласие замену его ).

«Дошкольный» вариант «школьному». Количественные проведения методики в таблицу в гистограмме.

1. Количественные результаты

полученные данные можем увидеть, у большинства (70%) «внутренняя позиция » сформирована. У 30% (ряд 2 и 5) новообразование проявляется . Следует отметить, наибольшее затруднение всех детей 2‑й, 5‑й 7‑ой вопрос.

3. произвольной сферы. «Домик».

Методика собой задание срисовывание картинки, домик, отдельные которого составлены элементов прописных . Задание позволяет умение ребенка в своей на образец, точно скопировать , выявляет особенности произвольного внимания, восприятия, сенсомоторной и тонкой руки.

Методика на детей 5,5–10 , имеет клинический и не получение нормативных .

Инструкция испытуемому: « тобой лежат бумаги и . На этом я прошу нарисовать точно картинку, какую видишь на рисунке (перед кладут листок «Домиком»). Не , будь внимателен, , чтобы твой был точно же, как на образце. ты что- не так , то стирать или пальцем нельзя (необходимо , чтобы у не было ), а надо неправильного или нарисовать правильно. понятно задание? приступай к ».

По ходу ребенка необходимо : 1) какой рукой рисует (правой левой); 2) как работает с : часто ли на него, ли воздушные над рисунком-, повторяющие контуры , сверяет ли с образцом , мельком взглянув него, рисует памяти; 3) быстро медленно проводит ; 4) отвлекается ли время работы; 5) и вопросы время рисования; 6) ли испытуемый окончания работы рисунок с . Когда ребенок об окончании , ему надо проверить, все у него . Если он неточности в рисунке, он их исправить, это должно зафиксировано экспериментатором. экспериментального материала путем подсчета , начисляемых за . Ошибками считаются:

) отсутствие какой- детали рисунка;

) увеличение отдельных рисунка более в два при относительно сохранении размера рисунка;

в) изображенный элемент ;

г) неправильное деталей в рисунка;

д) прямых линий чем на 30 от заданного ;

е) разрывы линиями в местах, где должны быть ;

ж) залезание одна за .

Хорошее выполнение оценивается 0 баллов. образом, чем выполнено задание, выше полученная суммарная оценка. при интерпретации эксперимента необходимо возраст испытуемого. , дети 5,5 – 6 лет получают оценку 0 в связи недостаточной зрелостью структур, отвечающих сенсомоторную координацию.


данного возраста приняли следующую шкалу: 0–2 балла – выполнение, 3–4 – удовлетворительное, 5–7 – . Результаты методики на рисунке 2.

2. Результаты методики «»

Таким образом, «» выполнили задание 60% , «удовлетворительно» – 20% (показатели 3 и 7) и «» 20% (показатель гистограммы 5 9).

4. Исследование произвольной . Методика «Да нет». Применяется исследования умения по правилу.

является модификацией детской игры « «» и «нет» говорите, черного белым не », включающей только часть правил , а именно: запрещено отвечать вопросы словами «» и «нет».

испытуемому: Сейчас будем играть игру, в нельзя произносить «да» и «». Повтори, пожалуйста, слова нельзя произносить. (Испытуемый эти слова.) будь внимателен, буду задавать вопросы, отвечая которые нельзя слова «да» «нет». Понятно?» того как подтвердит, что понятно правило , экспериментатор начинает ему вопросы, ответы «да» «нет».

Ошибками только слова «» и «нет». «ага», «неа» тому подобные рассматриваются в ошибок. Также считается ошибкой ответ, если удовлетворяет формальному игры. Вполне , если ребенок словесного ответа утвердительным или кивком головы.

выполнено на уровне, если допущено ни ошибки.

Если одна ошибка, это удовлетворительный . Если допущено одной ошибки, считается, что с заданием справился. Всего 10–15 вопросов.

Результаты отображены на 3.

Рисунок 3. Результаты «Да и »

По результатам видим, что «» ответили 40% детей (, 3, 7, 8), «удовлетворительно» 40% (2, 4, 6, 10), не с заданием – 20% (5,9).

5. Исследование интеллектуальной речевой сферы. «Сапожки».

При интеллекта ребенка точки зрения к школьному на первый должны выйти , необходимые и для начала в школе. яркой такой является обучаемость, в себя этапа интеллектуальных . Первый – усвоение правила работы ( задачи и .д.); второй – усвоенного правила задания на , но не ему. Второй возможен только осуществлении процесса .

Методика позволяет обучаемость ребенка, .е. проследить, он пользуется решения задач , с которым никогда не . Трудность предлагаемых постепенно возрастает счет введения них объектов, отношению к можно применить правило, только осуществления необходимого обобщения. Используемые методике задачи таким образом, для их требуется осуществить или теоретическое . Под эмпирическим понимается умение предметы по признакам или их под понятие. Под обобщением понимается на основе абстракции, когда служит не отличительный признак, факт наличия отсутствия отличительного независимо от его проявления.


образом, методика «» позволяет исследовать детей, а особенности развития обобщения. Методика на детей 5,5 – 10 ; имеет клинический и не получение нормативных .

В качестве задания используется испытуемого цифровому цветных картинок (, девочка, аист) наличию или у них признака – сапожек ногах. Есть – картинка обозначается «1» (), нет сапожек – «0» (). Цветные картинки испытуемому в таблицы, содержащей: 1) кодирования; 2) этап правила; 3) так «загадки», которые должен разгадать кодирования. Помимо цветных картинок эксперименте используется.

инструкция испытуемому: « я научу игре, в цветные картинки, в этой , надо будет цифрами «0» и «1». на картинки ( первая строка ), кто здесь ?» (испытуемый называет , в случае экспериментатор помогает ). «Правильно, а обрати внимание: первой строке лошадки, девочки аиста нарисованы сапожек, и них стоит «0», а во строке все нарисованы в , и напротив стоит цифра «1». правильного обозначения цифрами тебе запомнить: если картинке фигурка без сапожек, ее надо цифрой «0», а в сапожках, цифрой «1». Запомнил? , пожалуйста» (испытуемый правило). Затем предлагается расставить в следующих строках таблицы. этап рассматривается закрепление выученного . При работе этом этапе , содержащееся в двух строчках , должно быть . В случае, ребенок совершает , экспериментатор опять повторить его обозначения фигурок указывает на (первые две таблицы). Каждый ответ испытуемый объяснить, почему так он . Закрепляющий этап , насколько быстро легко ребенок новое правило может применить при решении . На этом экспериментатор фиксирует ошибочные ответы , поскольку характер может показать, ли ребенок запомнил правило путает, где ставить «0», а «1», или же вообще не в работе правило.

После как экспериментатор , что ребенок применять правило, его обучали, вторая инструкция.

инструкция испытуемому: « уже научился картинки цифрами, теперь, используя умение, попробуй нарисованные здесь «». Отгадать «загадку» – правильно обозначить в ней цифрами «0» и «1».

исследования. Если инструкции, на этапе ребенок ошибки, то тут же характер допущенных (например, Дима обозначал цифрой «4», – цифрой «2», а – цифрой «1» и такие ответы, из количества у данных ) и путем вопросов, а повторным обращением образцу обозначения цифрами, содержащемуся двух первых таблицы, старался безошибочной работы . Когда экспериментатор уверен, что хорошо научился заданное правило, переходил к «загадок».

Если не мог «загадку», то задавал ему вопросы, чтобы , сможет ли решить эту с помощью . В случае, и с ребенок не с заданием, к следующей «». При правильном новой «загадки» опять к , чтобы выяснить, сыграла ли «загадка» роль для предыдущей.


уточнения характера при отгадывании «» дети подробно о том, именно так фигурки. Если правильно «отгадал », но не дать объяснения, переходят к «загадке». В правильного объяснения ответа в «загадке» следует к предыдущей опять попросить объяснить в ответ.

На этапе образец фигурок был . Переходя к «загадок», образец . Если испытуемый мог отгадать «», то первой со стороны было открывание . Были случаи, достаточно зрительной на образец, ребенок смог «загадку» (Александр, , Елена).

«Хорошее» – правильное «отгадывание» загадок (возможно повторным возвращением «неразгаданным» загадкам). «» выполнение – ребенок принцип решения («отгадок»), но трудом мог пользоваться, либо «» с опорой зрительный образец. «» выполнение – ребенок не осознал решения задач, не мог пользоваться, старался ответы.

Рисунок 4. методики «Сапожки»

результаты проведения (приложение 5, гистограмма 4) видим, что справились с 40% детей (1, 3, 7, 8 ряд) «удовлетворительно» – 40% (2, 4, 6, 10), «неудовлетворительно» – 20% (5, 9 ряд).

6. Исследование и речевой . Методика «Последовательность ».

Предназначена для развития логического , речи и к обобщению.

качестве экспериментального используются три картинки, предъявляемые в неправильной . Ребенок должен сюжет, выстроить последовательность событий составить по рассказ, что без достаточного логического мышления способности к . Устный рассказ уровень развития будущего первоклассника: он строит , свободно ли языком, каков словарный запас т.д.

испытуемому: «Посмотри, тобой лежат , на которых какое-то . Порядок картинок , и тебе догадаться, как поменять местами, стало ясно, нарисовал художник. , переложи картинки, ты считаешь , а потом по ним о том , которое здесь ».

Задание состоит двух частей: 1) последовательности картинок; 2) рассказ по .

Были случаи, при неправильно последовательности рисунков тем не сочиняет логичную рассказа (Анна). выполнение задания как хорошее.

испытуемый правильно последовательность, но мог составить рассказа, ему вопросы, чтобы причину затруднения. , ребенок может понимать смысл на картинках, ему не конкретных знаний объяснения того, он видит (, в случае сюжетом «Половодье»). вопросы экспериментатора понять причину рассказа. Составление с помощью вопросов расценивалось выполнение задания среднем уровне. испытуемый правильно последовательность, но смог составить даже с наводящих вопросов, такое выполнение рассматривалось как .


Считается, что не справился заданием, если:

1) смог найти картинок и от рассказа;

2) найденной им последовательности картинок нелогичный рассказ;

3) испытуемым последовательность соответствует рассказу ( исключением тех , когда ребенок наводящего вопроса меняет последовательность соответствующую рассказу);

4) картинка рассказывается , сама по , не связанно остальными – в не получается ;

5) на каждом просто перечисляются предметы.

По исследования 90% испытуемых с заданием. справился только дошкольник – Нина, вызвано, как видно из за ребенком, причинами – боязни ошибку, выраженной в себе.

того, с данной методики выявлялись речевые детей по параметрам: связность (использование сложных , правильные окончания , предлоги и .д.), правильность () произношения.

В наблюдения дети дефектами произношения обнаружены. Связность у всех (кроме Нины) высоком для возраста уровне.

7. речевой сферы, фонематического слуха. «Звуковые прятки».

рассказывает ребенку, все слова из звуков, мы произносим, поэтому люди слышать и слова. Для взрослый произносит гласных и звуков. Затем предлагают поиграть «прятки» со . Условия игры : каждый раз , какой звук искать, после экспериментатор называет различные слова, тот должен , есть или разыскиваемый звук слове.

Предлагается искать звуки: «», «а», «ш», «».

Все слова произносить очень , выделяя каждый , а гласные даже тянуть ( гласный звук стоять под ). Надо предложить , чтобы он произнес вслед экспериментатором слово послушал его. повторить слово раз.

Если не допустил одной ошибки, считается, что выполнено «хорошо». допущена одна , то считается, задание выполнено «». Если допущено одной ошибки, задание выполнено «».

Рисунок 5. Результаты «звуковые прятки»

результаты методики ( 6, гистограмма 5) мы , что «хорошо» с заданием 40% (ряд 1, 3, 7, 8), «удовлетворительно» 50% ( 2, 4, 5, 6, 10), «неудовлетворительно» – 10% (9 ряд).

окончании исследования проведен анализ результатов.

2.3 Анализ исследования

Мы , что большинство психологически готовы поступлению в . При этом «» подготовлены к 50% дошкольников, «удовлетворительно» – 40%. данные мы методом математической – критерием U‑-Уитни. Математические отражены в . 1.

Таблица 1

Показатели U‑Манна-

VAR00008

Ранг

Суммарный ранг

-потребност сфера

5

4,50

22,50

девоч

3

4,50

13,50

всего

8

3

3,50

10,50

всего

8

Методика «»

Мал

5

4,90

24,50

девоч

3

3,83

11,50

8

Методика «Да нет»

Мал

5

5,00

25,00

3

3,67

11,00

всего

8

Методика «»

Мал

5

5,00

25,00

девоч

3

3,67

11,00

8

Методика «Звуковые »

Мал

5

4,50

22,50

девоч

3

4,50

13,50

8

«Последовательность событий»

5

4,90

24,50

девоч

3

3,83

11,50

всего

8