Файл: Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
Если в праве применяются расплывчатые, неконкретизированые формулировки, это всегда приводит к произволу и злоупотреблению. Абстрактность гражданской правоспособности, как правило, усматривается в том, что она принадлежит всем гражданам. Применяя категорию «абстрактное», для характеристики правоспособности, мы имеем ввиду относительно абстрактное, т.е. здесь берутся какие-либо категории для определения степени абстрагирования гражданской правоспособности. Разумеется, на степени абстрагирования субъективнее права менее абстракты, чем гражданская процессуальная правоспособность, т.е. во-первых, они возникли на основе гражданской процессуальной правоспособности и ею обуславливаются, и от нее производны. Во-вторых, конкретные субъективные гражданские процессуальные права значительно ближе и понятней субъекту, чем возможность иметь права.
Например, право стороны в десятидневный после вынесения решения срок обжаловать данное решение в вышестоящий суд в кассационном порядке более понятно человеку, чем закрепленная законом возможность иметь право на право обжалования решения суда.
Наряду с общей, абстрактной способностью к правообладанию правоспособность представляет собой реальную, конкретную возможность граждан к правообладанию. В этой связи уместно выделять правоспособность общую, как абстрактную возможность к приобретению прав и правоспособность конкретную, как способность обладать определенными субъективными правами, т.е. изначально за каждым субъектом права признается право максимально расширить объем своей правоспособности, но каждый субъект в течение жизни наберет свой необходимый и достаточный для него объем гражданской правоспособности. Очевидно, что один и тот же гражданин не может одновременно обладать специальной правоспособностью судьи, эксперта и прокурора.
В статье 22 Гражданского кодекса РФ отмечается, что никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом[7].
Гражданская правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранные граждане согласно ст. 1196 ГК пользуются в нашей стране гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, т.е. им предоставляется национальный правовой режим[8].
Следовательно, иностранные граждане, находящиеся в нашей стране, обладают равной правоспособностью независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения.
Они, как и российские граждане, могут иметь имущество в собственности, пользоваться жилыми помещениями и иным имуществом, наследовать и завещать имущество и иметь иные имущественные и личные неимущественные права, не запрещенные действующим гражданским законодательством и не противоречащие его общим началам. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 1196 ГК лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Следовательно, им, как и иностранным гражданам, предоставлен национальный правовой режим. Отдельные изъятия могут быть установлены законами РФ.
Таким образом, очевидно, что правоспособность, в силу того, что каждое лицо в течение жизни и не способно обладать всем комплексом предусмотренных законодательством прав и обязанностей, различается по объему. Она зависит от интеллекта, возраста и даже от случая (человека против его воли сделали свидетелем по гражданскому делу) и т.д.
Гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами.
1.2. Содержание гражданской правоспособности
Содержание правоспособности граждан образует те имущественные и личные неимущественные права и обязанности, которыми гражданин согласно закону может обладать. Другими словами, содержание гражданской правоспособности составляют не сами права, а возможность их иметь.
Примерный перечень имущественных и личных неимущественных прав, которыми могут обладать российские граждане, дается в ст. 18 ГК, где предусматривается, что гражданин может:
- иметь имущество на праве собственности;
- наследовать и завещать имущество;
- заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
- создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
- совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;
- избирать место жительства;
- иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
- иметь иные имущественные и личные неимущественные права[9].
Как видно, закон, определяя содержание правоспособности граждан, говорит только о правах, но прямо не упоминает об обязанностях[10].
Между тем в п. 1 ст. 17 ГК указывается и на способность граждан «нести обязанности». В данном случае уделяется внимание главному в содержании правоспособности – правам. Но косвенное указание на обязанности в законе присутствует[11].
Например, говорится о праве граждан «участвовать в обязательствах». Обязательство трактуется законом как правовое отношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК). Как видно, право участвовать в обязательствах означает и приобретение обязанностей. С несением обязанностей связано и право иметь имущество в собственности. Например, ст. 210 ГК предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, т.е. определенные обязанности[12].
Таким образом, в содержание правоспособности, безусловно, входит и упомянутая в п.1 ст. 17 ГК способность нести обязанности (исполнить обязательство, возместить причиненный вред и т.п.).
В ст. 18 ГК перечислены наиболее важные (с точки зрения законодателя) права, которые могут быть у гражданина.
Такой подход продиктован желанием законодателя сделать данную норму наиболее ясной и доступной.
Между тем, в принципе, было бы вполне достаточно записать в ГК, что гражданин может иметь любые гражданские права и обязанности, не запрещенные законом и не противоречащие общим началам и смыслу гражданского законодательства.
Вместе с тем неправильно было бы утверждать, что по содержанию правоспособность граждан беспредельна.
Эти пределы отражены в положении о том, что гражданин может заниматься любой «не запрещенной законом деятельностью» и что обладание некоторыми правами может быть прямо запрещено.
Таким образом, правоспособность физических лиц означает способность быть субъектом гражданских прав и обязанностей, возможность иметь любое право или обязанность из предусмотренных или допускаемых законом.
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Понятие и сущность дееспособности граждан
Дееспособность гражданина наступает по достижении определенного, установленного законом возраста.
Обладать дееспособностью – значит иметь способность лично совершать различные юридические действия: заключать договоры, выдавать доверенности и.т.п., а также отвечать за причиненный имущественный вред (повреждение или уничтожение чужого имущества, повреждение здоровья), за неисполнение договорных и иных обязанностей.
Таким образом, дееспособность включает, прежде всего, способность к совершению сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность).
В Римском праве дееспособными признавались только физические лица, поскольку возможность самостоятельной воли у юридического лица отрицалась. Для определения уровня дееспособности принимались во внимание следующие свойства и отношения физического лица:
1. Пол – до эпохи Юстиниана женщины стояли под пожизненной опекой членов родительской семьи или мужа;
2. Возраст – различалось четыре ступени дееспособности.
От рождения и до семи лет за лицами закреплялось неспособность к совершению юридических сделок и невменяемость деликтов. От семи лет до возраста половой зрелости за лицами признавалась возможность заключать такие сделки, которые не могли привести к потере права или установлению обязанности. Сделки, обязывающие несовершеннолетнего, признавались действительными только при наличии согласия родителей или опекуна. С возраста половой зрелости, который для мальчиков был установлен в 14 лет, а для девочек в 12 лет, лицо признавалось дееспособным. Однако до достижения этими лицами 25 летнего возраста были предусмотрены следующие средства для защиты от обмана: а) публично обвинение обманщика, которое приводило к бесчестью виновного; б) право обращаться к куратору за проверкой выгодности сделки до момента ее заключения. При этом была предусмотрена возможность возврата к исходному состоянию участников сделки с целью защиты от злоупотреблений, как со стороны куратора, так и воспитателя, которые были назначены для заботы об интересах лиц, не достигших 25 лет.
3. Здоровье.
При этом различали:
а) телесные недостатки, обусловленные отсутствием какого-либо органа или недостаточным его функционированием. К ним были отнесены кастрация, глухота, слепота, немота, неспособность к зачатию. Физическая болезнь служила основанием для назначения патронажа, освобождения от некоторых обязанностей и для оправдания упущений;
б) душевные болезни и связанные с ней нарушения психической жизни приводили к потере дееспособности. Полностью недееспособными к совершению деликтов и сделок признавались сумасшедшие полностью лишенные рассудка, слабоумные, лица с временными нарушениями психической деятельности вследствие внезапного гнева, опьянения. Однако ограниченность, глупость, например, связанная с ограниченностью образования, юридического значения не имела и не извиняла заблуждений и упущений.
4. Расточительность.
Для признания расточителем необходимо было постановление магистра о том, что данное лицо неспособно противостоять искушениям и неразумно тратит имущество по легкомыслию или слабости характера, вследствие чего рискует оставить себя и своих близких без средств к существованию. Лицо могло быть объявлено расточителем и в завещании отца. В таких случаях ему назначался куратор. Сделкоспособность расточителя ограничивалась только приобретением имущества и заключения брака. Сделки по отчуждению имущества и завещанию были за пределами дееспособности расточителя. Деликтоспособность расточителя сохранялась в полном объеме. С прекращением расточительности дееспособность восстанавливалась распоряжением магистрата.
Согласно российскому законодательству дееспособность граждан – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, юридическая характеристика зрелости волевых качеств лица, определяющая его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права[13].
Зрелость воли определяется в первую очередь возрастом лица, поэтому законодатель изначально резюмирует, что все граждане, достигшие определенного возраста, имеют равную дееспособность.
Отклонение уровня развития воли лица от усредненного для данного возраста, в ту или иную сторону может быть установлено в судебном порядке. В этом случае фиксируется фактическая дееспособность конкретного лица[14].
До 6 лет ребенок признается недееспособным вследствие неразвитости психики. Его недееспособность в полном объеме восполняется действиями законного представителя.
От 6 до 14 лет дееспособность малолетних, в соответствии со ст. 28 ГК РФ, ограничивается возможностью заключать мелкие бытовые сделки на незначительные суммы, которые обычно исполняются при самом их заключении, например, покупка сладостей, мороженого. Кроме того, малолетние в этом возрасте могут заключать безвозмездные сделки, например, принимать подарки, которые не требуют нотариального удостоверения, либо государственной регистрации. Допускается распоряжение поступившими во владение такого лица средствами для определенной цели, либо по своему усмотрению с согласия законного представителя. Деликтоспособностью в этом возрасте граждане не обладают, поэтому ответственность за вред, причиненный малолетними, несут их родители, усыновители или опекуны.