Файл: Теоретико-правовые основы социальной защиты граждан в России.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной защиты граждан в России
Генезис, становление и развитие социальной защиты граждан в РФ
Понятие, виды, принципы и функции социальной защиты в РФ
Глава 2. Проблемы правового регулирования судебной защиты социальных прав граждан в РФ.
2.1. Проблематика судебной защиты социальных прав граждан в РФ.
2.2. Перспективы развития защиты населения в сфере социального обеспечения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность работы - социальная рыночная экономика предполагает наличие соответствующих социальных механизмов. Темпысоциально - экономического развития российского государства большей частью зависимы от проводимой социальной политики. В условиях развития российской рыночной экономики, повышается значение вопроса развития социальной сферы как одной из важнейших функций государства.
Одной из главных задач государства является деятельность по социальной защите населения. В современной социально - экономической ситуации имеет место нестабильность, резко чувствуется нехватка федерального бюджета, почти не уменьшается число граждан с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается разница в уровне доходов населения, увеличивается напряжение на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Остро выражены тенденции неблагополучия, а также социальные девиации. Образовавшаяся обстановка требует принятия адекватных мер в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности. Этого можно достигнуть лишь путем реформирования общественной жизни, а также проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.
Объект — социальная защита в системе рыночных отношений.
Предметом изучения является комплекс социально-экономических отношений между элементами рынка в системе социальной защиты населения.
Целью работы является изучение и анализ структуры социальной защиты в социальной рыночной экономике, рассмотрение системы социальной защиты как неотъемлемой части социальной рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели, были решены следующие задачи:
- Рассмотрен и изучен генезис, становление и развитие социальной защиты граждан в РФ
- Выявлены понятие, виды, принципы и функции социальной защиты в РФ
- Исследована проблематика судебной защиты социальных прав граждан в РФ.
- Выявлены перспективы развития защиты населения в сфере социального обеспечения
Теоретическая проработанность темы. Вопросы по теме курсовой работы исследовались в трудах таких авторов как: Лушникова, М.В., Мачульская, Е.Е., Горбачева Ж.А., Миронова, Т.К., Буянова М.О. и других.
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной защиты граждан в России
Генезис, становление и развитие социальной защиты граждан в РФ
Социальная работа как профессиональная деятельность начала складываться в начале 90-х годов в условиях экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства СССР. В обществе появились такие тенденции, как: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, криминогенная обстановка, падение уровня рождаемости, кризис института семьи и брака.[1]
Эти процессы выдвинули на первый план задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения, необходимость выделения приоритетных групп населения, которым в первую очередь должна оказываться всесторонняя поддержка государства. К ним относились: дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас). Поэтому в декабре 1991г. Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.
Принимается ряд законодательных мер в области семьи, материнства и детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: "О государственных пенсиях РСФСР", "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" (4 апреля 1992г.), "О повышении минимального размера оплаты труда" (21 апреля 1992г.) и ряд других. Всего с 1991 по 1992 гг. принято 25 законов, направленных на защиту граждан.
В области охраны материнства и детства принимаются специальные Указы Президента и постановления Правительства: "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг." и др. Всего институту материнства и детства к 1995г. было предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас.
В 1993г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились: Указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием, согласно которым денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования Российской Федерации.[2]
В период массового высвобождения работников в связи с частичной или полной ликвидацией некоторых предприятий, учреждений, организаций была разработана программа по содействию занятости, направленная на сокращение рабочего времени без сокращения численности рабочих, предоставление льгот и компенсаций высвобожденным работникам, переквалификацию работников до наступления срока расторжения трудового договора, временное приостановление найма новых работников и др.
Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности Указом Президента предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу.
В 1994г. Правительством Российской Федерации утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Мерами поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения были: улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения предусматривались: индексации пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства - совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.
В 1994г. утверждается федеральная программа «Дети России», включающая в себя серию целевых программ: «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания".
В 1995г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», которые стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995г. утверждается Перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как: материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др.
Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство). Согласно постановлению Правительства РСФСР от 26 декабря 1991г., на Министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также и организация пенсионного обеспечения граждан, материально-бытовое обслуживание, организация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза, осуществление внешнеэкономической деятельности и др.
С принятием Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации (август 1993г.), по сути, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».[3]
В этот период изменяется не только идеология государственной помощи населению, но и механизм финансирования системы социальной защиты: не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.
В 1994г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и другими вопросами.
В 1993-1995 гг. реализуются различные федеральные программы. Так, по программе "Дети-инвалиды" было создано около 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. С начала 1993г. разворачивается организационная работа по созданию большой сети социальных служб.
В связи с принятием в 1996 году Федерального Закона «О благотворительности», помимо государственных структур помощи, складывается сеть общественных и благотворительных учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи пенсионерам, детям-инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих детей, работают с подростками по месту жительства.
В 1997 году принят закон «О прожиточном минимуме в РФ», предназначенному для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально - демографическим группам населения определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.[4]
На 2001 год установлено минимальное среднегодовое соотношение:
- минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения - 16,7 процента;
- минимального размера пенсии по старости к величине прожиточного минимума пенсионера - 16,8 процента (Федеральный закон от 27.12.2000 N 150-ФЗ[5])
На 2002 год минимальное среднегодовое соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения установлено в объеме 24,4 процента (Федеральный закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ[6]).
На 2004 год расчетное соотношение между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения установлено в размере 22 процентов (Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ); на 2003 год - в размере 21,6 процента (Федеральный закон от 24.12.2002 N 176-ФЗ[7]).