Файл: Теоретико-правовые основы социальной защиты граждан в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важным видом социальных выплат являются льготы и преимущества, рассматриваемые как вид социальной помощи, выраженной в праве, предоставленном гражданам (и их семьям) за определенные заслуги или в связи с особым социальным статусом и реализуемой в форме социальных (денежных) выплат.[15]

В настоящее время система льгот распространяется на инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов, участников войны, семей погибших военнослужащих, блокадников Ленинграда, тружеников тыла, бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, реабилитированных граждан и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, подвергшихся радиационному воздействию в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.

Основные льготы можно подразделить на:

· льготы за определенные заслуги перед государством;

· социальные льготы (инвалидам, пенсионерам),

· льготы лицам, оказавшимся в экстремальных условиях, связанные с действием природных, экологических факторов;

· льготы работникам органов государственной власти;

· льготы отдельным категориям семей.

Натуральная помощь

Натуральная помощь – форма социальной защиты населения, которая предоставляется в виде:

· предметов первой необходимости;

· продуктов питания;

· лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

· бесплатного питания;

· одежды, обуви, других непродовольственных товаров;

· специальных транспортных и технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Натуральная помощь оказывается в рамках социальной помощи или поддержки, осуществляется либо за счет бюджетов всех уровней, либо за счет собственных средств негосударственных, в том числе благотворительных организаций и предоставляется на безвозмездной основе.

Одним из видов безвозмездной помощи выступает гуманитарная помощь, предоставляемая для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам.

Социальные услуги

В сфере социальной защиты населения все услуги разделяются на три основных группы:

Первая группа – услуги, оказываемые через систему социального страхования в виде обязательного медицинского страхования, направленные на охрану здоровья населения и финансируемые за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.


Вторая группа – услуги, предоставляемые гражданам через систему добровольного медицинского страхования. Программы добровольного медицинского страхования обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Третья группа – совокупность социальных услуг по социальному обслуживанию населения, при этом социальное обслуживаниепонимается как деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и неспособных преодолеть ее самостоятельно.[16]

Социальные службы – это предприятия и учреждения независимо от форм собственности, представляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся профессиональной деятельностью по профессиональному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Реализация указанных принципов предполагает разработку и введение государственных стандартов социального обслуживания населения. Система социальных минимальных стандартов – это комплекс взаимосвязанных государственных социальных стандартов.

Деятельность социальных служб предполагает оказание услуг в условиях:

· стационарного социального обслуживания;

· нестационарного социального обслуживания;

· полустационарного социального обслуживания;

· социального обслуживания на дому;

· срочного социального обслуживания.

В России постепенно развиваются новые формы и виды социального обслуживания, создаются разнообразные социальные службы, например, дома-интернаты, осуществляющие стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; социальные дома-интернаты для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, без определенного места жительства, дома ночного пребывания; центры социального обслуживания и реабилитационные центры для инвалидов и др.

В последние годы распространение получают комплексные центы социального обслуживания, имеющие многофункциональные характер и предоставляющие услуги различным категориям граждан.

Социальная поддержка

Социальная поддержка населения также входит в систему форм и видов социальной защиты населения и предусматривает предоставление денежных выплат, определенных льгот, компенсаций, натуральной помощи трудоспособному населению, временно оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.


Большинство видов социальной защиты предоставляется бесплатно за счет централизованных внебюджетных фондов или части бюджетных средств. Вместе с тем в условиях ограниченных финансовых и материальных ресурсов все виды социальной защиты в рамках социальной помощи и социальной поддержки имеют адресный характер и предоставляются с учетом нуждаемости.

Глава 2. Проблемы правового регулирования судебной защиты социальных прав граждан в РФ.

2.1. Проблематика судебной защиты социальных прав граждан в РФ.

В конституции Российской федерации Россия выступает как демократически-правовое социальное государство. Ее политика направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого. Обязательным признаком, которым должно обладать социальное государство является конституционное закрепление основных социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленную на их защиту.

Государство должно создавать систему защиты социальных прав и свобод, а также устанавливать юридическую процедуру такой защиты.[17]

Значительная часть дел, рассмотренных Конституционным Судом Российской Федерации, связана с реализацией социальных прав на судебную защиту. Решение Суда, принятые по итогам проверки конституционности норм уголовно-процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательства, направленные на последовательную конституционализацию этих отраслей и оказывает существенное влияние на их современное состояние. При этом правовыми позициями Конституционного Суда не только корректируются действующие нормы права, но и закладываются основы будущего регулирования судебной защиты прав и свобод граждан, призванного адекватно отразить положения Конституции Российской Федерации.

Основные направления социальной политики отражает Конституция РФ - защита материнства и детства, установление минимального размера оплаты труда, развитие системы государственных служб, обеспечение государственной поддержке инвалидов и пожилых граждан. По своей сущности это является конституционной обязанностью государства в социальной сфере.


При реализации основных прав и свобод, в том числе и социальных, важнейшей проблемой является сфера их применения. У государства не сформулировано четкой и прямой ответственности перед человеком и гражданином. Так как конституционные нормы, направленные к государству, отражают непосредственный характер его деятельности в социальной сфере.

Конституционные социальные права человека и гражданина это гарантированные государством возможности удовлетворения жизненных потребностей человека и его достойной жизни.

Вопросы конституционного регулирования социальных проблем, включая проблемы защиты социальных прав, характер и пределы конституционного регулирования социальных отношений вообще и социальной защиты граждан в частности, а также возможности прямого применения конституционных норм о социальной защите граждан, и юридическая сила корреспондирующих им материально-финансовых обязательств государства перед гражданами в социальной сфере являются дискуссионными.[18]

Социальное государство предполагает действенность конституционных гарантий социальных прав гражданина, это означает, что у государства существуют соответствующие обязанности, такие как:

- охранять труд и здоровье людей;

- устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;

- обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

- развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Законодательство, как правило, не учитывает современную юридическую доктрину, поэтому нормативные акты в сфере регулирования социальных прав имеют пробелы и противоречия. Из-за этого во многом реализация социальных прав в России затруднена, о чем свидетельствует обширная судебная практика.[19]

Наиболее значимым для граждан является нарушение социальных прав, направленные гарантировать достойный для человека уровень жизни.

Вопросы судебной защиты социальных прав граждан относятся, вне всякого сомнения, к наиболее актуальным и значимым проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина, но в то же время остаются в числе наименее разработанных с точки зрения теории и практики современного конституционализма. Поэтому оценка и анализ соответствующих проблем в сравнительно-правовом плане, с позиций накопленного судебного опыта защиты социальных прав, представляют несомненный интерес.


По всем вопросам общественного мнения, по опыту правозащитных организаций, наибольшую обеспокоенность граждан вызывают нарушения прав в сфере труда, занятости, социального обеспечения (невыплата зарплаты, незаконные увольнения, невыплата или отказ в предоставлении пенсии, пособия, льготы и т. п.).

Наиболее массово и повсеместно нарушается право граждан на доступ к информации о себе, и право на доступ к государственным и муниципальным информационным ресурсам. Почти ежедневно на бытовом уровне большинство граждан сталкивается с затруднениями или невозможностью получить ту или иную справку в домоуправлении или органе социальной защиты, ознакомиться с решением суда или заключением врача, получить копии документов, непосредственно затрагивающих их права и законные интересы, и т.д. И это при том, что именно реализация права на информацию делает возможным соблюдение и защиту любых других прав личности, создает условия для нормальной цивилизованной жизни.

Наиболее запущенная государством сфера прав человека - это права, определяющие качество жизни: право на образование и медицинское обслуживание. Почти абсолютное бесправие пациента, учащегося и его родителей даже не формулируется соответствующими государственными органами как серьезная государственная проблема.[20]

Вопросы судебной защиты социальных прав граждан относятся, вне всякого сомнения, к наиболее актуальным и значимым проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина, но в то же время остаются в числе наименее разработанных с точки зрения теории и практики современного конституционализма. Поэтому оценка и анализ соответствующих проблем в сравнительно-правовом плане, с позиций накопленного судебного опыта защиты социальных прав, представляют несомненный интерес.

Социальная проблематика весьма заметна в деятельности Конституционного Суда. Объектом его контроля стали более 30 федеральных правовых актов, регламентирующих отношения в данной сфере (это примерно четверть от общего числа проверенных).

Социальные вопросы в той или иной мере получили отражение в 40 постановлениях Суда (25% от принятых), в которых, в частности, интерпретировались конституционные положения, касающиеся:

1. Защита материнства и детства. В последнее время принято достаточно нормативных актов по вопросам защиты материнства и детства. Однако законодательству в этой сфере правового регулирования не хватает системности, можно отметить, что акты в разных отраслях права разобщены, они носят разрозненный характер.