Файл: Корпоративная культура в организации(Теоретические основы организации корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы организации корпоративной культуры
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2 Структура и этапы формирования корпоративной культуры организации
1.3 Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации
2 Анализ корпоративной культуры ПАО «Фобус»
2.1 Общая характеристика предприятия ПАО «Фобус»
2.2 Оценка корпоративной культуры ПАО «Фобус»
3.Мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры ПАО «Фобус»
ВВЕДЕНИЕ
Быстрое развитие научного и технического прогресса и сформировавшаяся в современном мире неустойчивость экономической, социальной и политической среды ставят руководителей перед необходимостью адаптации к изменяющимся условиям управленческой деятельности, увеличивают степень его личной ответственности за итоговые результаты деятельности компании и отдельных сотрудников. Увеличившаяся интенсивность труда руководителя в современных условиях, с одной стороны, и требования результативного функционирования организационной структуры предприятия, создания перспективных рабочих групп , с другой — требуют для управленческой деятельности в настоящих условиях прочной базы в виде новых компетенций. Чем результативнее наука включается в управленческую практику и работу самой организации, тем успешнее эта работа.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что корпоративная культура является важнейшим инструментом управления, лежащим в основе построения любой экономической модели деятельности. Актуальность выбранной темы также объясняется недостаточным вниманием к корпоративной культуре со стороны руководителей, занижением степени значимости корпоративной культуры в деятельности предприятия и повышения его конкурентоспособности.
Корпоративная культура определяет взаимоотношения между людьми внутри самой организации. Особенно важен такой фактор как соответствие собственных ценностей основным ценностям, разделяемым в этой организации. Сплоченная, дружная команда - это половина успеха любого дела. Хорошие отношения в коллективе могут даже компенсировать малопривлекательный, неинтересный труд. Именно поэтому руководители успешных организаций всех уровней всегда считали необходимым по возможности сплачивать свой коллектив и создавать у работника иллюзию того, что он не просто приходит в место для зарабатывания денег, но что в собственной организации он окружен друзьями и близкими. Реализация потенциала работника во многом зависит также от условий работы в коллективе, от психологической атмосферы, от культуры взаимоотношений.
Непосредственным изучением разных аспектов деловой, организационной и корпоративной культуры занимались такие отечественные и зарубежные исследователи как В.Р. Бенин, О.С. Виханский, А.Н. Занковский, К. Камерун, Л. Килман, В.Д. Козлов, Р. Куинн, И. Ладанов, Р.Д. Льюис, А.И. Наумов, А.А. Радугин. Р. Сакстон, А.С. Сухоруков, А. Травин, Э. Шейн.
Предмет исследования: формирование корпоративной культуры как фактора конкурентоспособности организации.
Объект исследования: корпоративная культура организации (ПАО «Фобус»).
Целью работы является исследование концепции формирования корпоративной культуры как фактора конкурентоспособности организации, а также изучение роли корпоративной культуры в современных организациях.
Для реализации цели были определены следующие задачи: - изучить теоретические основы корпоративной культуры как фактора конкурентоспособности организации; - ознакомиться с понятием и сущностью корпоративной культуры; - рассмотреть влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации; - представить общую характеристику предприятия ПАО «Фобус»; - оценить корпоративную культуру ПАО «Фобус»; - предложить мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры ПАО «Фобус» и дать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Теоретической и методической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области корпоративной культуры. В процессе написании курсовой работы использовалась учебная и научная литература, периодические издания, ресурсы интернет и внутренние документы и бухгалтерская отчетность ПАО «Фобус».
1 Теоретические основы организации корпоративной культуры
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
Изучением закономерностей становления и развития корпоративной культуры занимались представители различных направлений экономической мысли.
Первые исследования корпоративной культуры на предприятиях и ее воздействие на деятельность организации начались еще в начале XX века. В начале 30-х годов группа американских ученых во главе с Э. Мейо впервые провела эксперимент внутри компании Western Electric с целью изучения влияния организационной культуры управления на производительность труда [8].
Необходимость и интерес к теоретическим исследованиям и практической деятельности по развитию и совершенствованию корпоративной культуры организаций обусловлен следующими обстоятельствами:
- возросшей конкуренцией на мировом и национальном рынках и необходимостью поиска новых способов повышения рыночной деятельности;
- неспособность старой бюрократической системы быстро адаптироваться и приспосабливаться к динамичной окружающей среде;
- труд, являвшийся ранее средством выживания, стал человеческой потребностью высшего порядка. Чувство принадлежности к коллективу, необходимость самовыражения и самоуважения стало важными и необходимым для большинства современных сотрудников.
В современной литературе, посвященной изучению культуры компании, понятие «корпоративная культура» зачастую употребляется наряду с понятием «организационная культура». Предлагаются различные определения организационной и корпоративной культур.
Анализ определений показывает, что корпоративная культура большинством исследователей воспринимается как система установок, принимаемая и разделяемая членами данной организации.
Исходя из вышесказанного, структуру корпоративной культуры можно представить в следующем виде (рисунок 1).
Рисунок 1- Структура корпоративной культуры [11]
Миссией организации является ее социальная цель, то есть то, что общество ждет от данной организации. В дополнение к внешней цели каждая организация имеет внутреннюю цель - именно ее члены данной организации хотят видеть в ходе своей деятельности.
Точно сформулированная миссия способствует решению следующих задач:
1) миссия побуждает регулярно проводить анализ сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, определять возможности и угрозы, и в целом способствует повышению общей эффективности деятельности организации;
2) миссия, которую признают и разделяют все сотрудники предприятия, способствует объединению членов коллектива в единое целое, повышению уровня приверженности и мотивации персонала и лучшему взаимодействию между руководителями и подчиненными на всех уровнях;
3) точно формулированная миссия способствует формированию благоприятного имиджа организации для потребителей, поставщиков, инвесторов, конкурентов и деловых партнеров.
Ценности - устойчивые убеждения о значимости тех или иных материальных или духовных объектов, явлений.
Корпоративная этика - составная часть корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики - важный элемент корпоративной культуры. Кодекс позволяет транслировать ценности организации, регламентируя поведение сотрудников в сложных профессиональных этических ситуациях, ориентируя сотрудников на единые цели предприятия, тем самым повышая корпоративную идентичность[10].
Особенности организации и условий труда выражают культуру и профессионализм руководства и подчиненных, а также определенную зрелость коллектива.
Культура внутренних коммуникаций включает следующие элементы:
1) собрания, совещания, встречи с руководителем как форма передачи информации;
2) информационные стенды и корпоративные издания для информирования большого количества сотрудников, партнеров и клиентов;
3) корпоративные праздники — торжественное награждение ветеранов, передовых работников, профессиональные праздники и т.д.
На сегодняшний день в организациях придерживаются установленных стандартов во внешнем виде. К каждому работнику предъявляются требования дресс-кода. Большое внимание уделяют униформе. Это демонстрирует и состоятельность компании, и организованность, подтянутость всего коллектива
Различают следующие типы корпоративных культур (таблица 1). Каждая организация тяготеет к определенному типу корпоративной культуры.
Таблица 1 - Типы корпоративной культуры
Основываясь на многочисленных исследованиях, ведущие теоретики и практики доказали, что корпоративная культура оказывает значительное влияние на поведение групп и индивидов, на деятельность людей. Количество и качество работы, выполняемой сотрудниками, зависит именно от социально-психологического содержания культуры предприятия. Социальная окружающая среда настолько сильно влияет на человека, что от нее зависит, будут ли люди работать так, чтобы превзойти других (или не отстать от них), либо относиться к работе равнодушно [2].
Таким образом, корпоративная культура является одним из основных компонентов, необходимых для достижения целей организации, повышения эффективности ее работы, управления.
1.2 Структура и этапы формирования корпоративной культуры организации
Сформировавшийся достаточно высокий уровень конкуренции среди организаций способствует формированию корпоративной культуры, ведь, скорее всего, потребитель отдаст предпочтение той организации, которая рассказывает о себе, своих целях.
Корпоративная культура состоит из следующих элементов:
представление о предназначении организации, цели и задачи, ее роль в обществе;
стратегия поведения в различных ситуациях;
ценностные установки, позволяющие оценивать поступки сотрудников;
способы урегулирования конфликтных ситуаций;
стиль общения между начальником и подчиненным;
традиции и обычаи в коллективе;
использование отличительной символики – корпоративный стиль;
сами сотрудники, разделяющие корпоративные ценности компании.
Для того, чтобы достичь положительного результата, все вышеперечисленные элементы должны быть приняты во всем коллективе или в подавляющем его большинстве.
Формирование корпоративной культуры возможно двумя способами: она может складываться стихийно и целенаправленно.
В первом случае все происходит спонтанно, сотрудники сами выбирают стиль общения и модели коммуникаций. Полагаться на такую культуру довольно опасно, так как в будущем ее невозможно контролировать, и исправить ее недостатки будет достаточно трудно. Именно поэтому к процессу формирования внутренней культуры организации стоит отнестись серьезно, последовательно формировать ее и в случае необходимости вносить корректировки.
Процесс формирования корпоративной культуры можно разделить на 4 этапа:
1) определение миссии организации, базовых ценностей;
2) формулирование стандартов поведения членов организации;
3) формирование традиций организации;
4) разработка символики.
Для формирования эффективной инновационной корпоративной культуры наиболее часто применяются следующие технологии:
обучающие семинары, которые настраивают персонал на более лояльное восприятие инноваций;
тренинги для управленческой команды, направленные на формирование конкретных навыков, адекватных особенностям планируемой культуры (такие тренинги направлены на лучшее понимание ситуации топ-менеджерами в организации и способствуют определению роли каждого в развитии инновационной корпоративной культуры);
помощь в разработке конкретных инструментов (процедур стимулирования креативности, инициативности, высокой активности персонала и др.);
разработка и проведение корпоративных мероприятий, направленных на ускорение и рост эффективности внедрения корпоративной культуры.
Таким образом, корпоративная культура призвана объединить организацию. Тем не менее, в некоторых организациях можно встретить деление корпоративной культуры на доминирующую культуру и набор субкультур, в соответствии с которыми определяется поведение отдельных групп.