Файл: Корпоративная культура в организации(Теоретические основы организации корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы организации корпоративной культуры
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2 Структура и этапы формирования корпоративной культуры организации
1.3 Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации
2 Анализ корпоративной культуры ПАО «Фобус»
2.1 Общая характеристика предприятия ПАО «Фобус»
2.2 Оценка корпоративной культуры ПАО «Фобус»
3.Мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры ПАО «Фобус»
Раскрытие информации имеет большое значение для повышения эффективности деятельности самой Компании, поскольку полная и достоверная информация позволяет органам управления и контроля Компании объективно оценить достижение Компании и разработать стратегию ее дальнейшего развития.
В кодекс корпоративного поведения заложены несколько ключевых блоков вопросов: политика компании в отношении акционеров, разрешение конфликта интересов между акционерами и топ-менеджментом, между акционерами и партнерами.
Целью большинства внутрикорпоративных мероприятий становится формирование корпоративного духа. В качестве инструментов по построению команды на данном предприятии выступают специальные торжества по поводу каких-либо праздников, которые имеют формат корпоративных вечеринок с организацией различных конкурсных программ. Сплочению коллектива в целом и в подразделениях способствуют совместное проведение профессиональных праздников: Дня машиностроителя (сентябрь), Дня энергетика (декабрь), совместная встреча Нового года, чествование передовых сотрудников, вечера в честь 23 февраля и 8 марта и т.д. Сотрудники любят совместные выезды на природу, интересные развлекательные мероприятия, отдых и неформальное общение.
В марте 2017 г. впервые на ПАО «Фобус» состоялся конкурс «А ну-ка, девушки!», посвященный международному женскому дню - 8 марта, в ходе которого участницы-сотрудницы предприятия блеснули своим умом и красноречием, а также раскрыли свои вокальные, танцевальные, артистические и даже литературные способности. Регулярно на ПАО «Фобус» для детей сотрудников проходят конкурсы детских рисунков. Победители и участники награждаются памятными дипломами и подарками.
В традициях предприятия чествование ветеранов завода с вручением ценных подарков. Так, 23 марта 2017 года весь дружный коллектив ОАО «Фобус» тепло и торжественно поздравлял с 80-летним юбилеем ветерана завода Галину Петровну Дмитриеву.
Одним из запоминающихся мероприятий 2017 г. было открытие выставки художественных работ сотрудников различных отделов предприятия.
В рамках проекта Министерства здравоохранения Чувашии и онкологического диспансера в виде Благотворительной программы «Профилактика Ради Жизни» обследование молочных желез прошли около 200 сотрудниц предприятия. В этом проявилась и забота руководства предприятия о своих сотрудниках.
Благодаря корпоративным мероприятиям, повышается трудовая эффективность в рабочее время, снижается уровень конфликтности внутри фирмы и между сотрудниками, а компания приобретает положительный имидж среди партнеров и конкурентов, благодаря дружественному настрою и ощущению себя одной командой повышается работоспособность сотрудников и растет общая производительность труда [5]. В конечном итоге, любое корпоративное мероприятие, проводимое на предприятии, направлено на то, чтобы среднестатистическая рабочая группа превратилась в эффективную команду.
Преимущества такого рода мероприятий в том, что они наиболее просты в организации и создают длительный эмоциональный заряд.
С целью определения ведущих потребностей по теории Д. Мак Клелланда [1] среди сотрудников одного из цехов предприятия было проведено анкетирование (приложение 2), которое показало, что у сотрудников наиболее доминирующая потребность – в достижении (успеха), у отдельных членов коллектива преобладает потребность в причастности (к групповому признанию и уважению), встречается также потребность - в стремление к власти.
Человек с доминирующими потребностями в достижениях руководствуется желанием сделать работу лучше других не ради вознаграждения, хотя это тоже важно.
Человек с доминирующими потребностями в причастности стремится установить доверительные отношения с коллегами, избегать конфликтов с сослуживцами. Он хороший исполнитель.
Человек с доминирующими потребностями к власти стремится каким-либо образом управлять другими членами коллектива. Он не боится риска, поскольку является хорошим руководителем.
Зная ведущие потребности сотрудников и используя соответствующие стимулы, можно влиять на трудовую мотивацию. Данное анкетирование также позволило выявить тенденцию работы членов коллектива в команде и определения наличия лидеров в коллективе.
Таким образом, корпоративная культура ПАО «Фобус» носит неформальный характер. Она распространена во всех подразделениях предприятия и принимается всеми его сотрудниками.
3.Мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры ПАО «Фобус»
В настоящее время на ПАО «Фобус», как ни странно, сплачивающим коллектив предприятия фактором является корпоративный конфликт с членами семьи Медведевых, являющихся акционерами предприятия. Указанные акционеры на протяжении 3-х лет вовлекают ПАО «Фобус» в судебные тяжбы, регулярно оспаривая решения органов управления как наносящие ущерб деятельности предприятия [21].
Для дальнейшего развития и совершенствования корпоративной культуры на ПАО «Фобус» необходимо разработать этический кодекс организации. Кодекс корпоративной этики – это свод норм и правил, описывающий те модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности, которые приветствуются на предприятии.
По сути, кодекс расставляет приоритеты, определяет «правила игры» для всех сотрудников предприятия, устанавливает регламенты рабочих процессов, содержит модели поведения в различных ситуациях, способствует созданию уникальной корпоративной культуры.
Разработка Кодекса корпоративной этики необходима для организации эффективного взаимодействия подразделений таким образом, чтобы все отделы и цеха были направлены на достижение общей цели, используя одни и те же методы, руководствуясь общими правилами.
Единая корпоративная философия способствует сплочению коллектива, задавая общие для всех филиалов и подразделений принципы ведения бизнеса и поведения в организации. Под влиянием данных факторов повысится производительность труда.
Кроме того, Кодекс корпоративной этики может предназначаться и для клиентов предприятия, посетителей и гостей. В ходе разработки кодекса необходимо провести предварительный анализ организации, провести анкетирование среди сотрудников с целью анализа существующей корпоративной культуры, определить миссию, разработать, и внедрить основные правила и положения. Создание кодекса — это серьезный проект, требующий временных и интеллектуальных затрат. На разных этапах проекта к участию в нем привлекаются сотрудники разных категорий, т. к. важно сформировать и учесть общие и разделяемые принципы организации. Основную роль в разработке и внедрении корпоративной культуры в российских организациях выполняют специалисты отдела кадров и технического обучения.
В конечном счете, кодекс служит ориентиром для всех работников. Благодаря нему, каждый сотрудник четко понимает ценности, традиции организация. Кроме того кодекс создает положительный имидж компании, регулирует многие неоднозначные вопросы, помогает адаптироваться новым кадрам.
Правильно разработанный свод правил, норм и положений увеличивает мотивацию персонала, вовлеченность, эффективность бизнеса.
Для его внедрения и популяризации необходимо проводить следующие мероприятия, такие как:
- опубликование и доведение Кодекса до сотрудников;
- знакомство с ним вновь принятых сотрудников;
- проведение коллективных мероприятий.
В конечном итоге, кодекс корпоративной этики должен быть понятен и прост работникам предприятия, и давать сотрудникам четкое представление о позиции компании на рынке и её перспективах.
Подготовка и внедрение Кодекса корпоративной культуры на данном этапе развития предприятия необходимы в связи с тем, что сегодня корпоративная культура носит неформальный характер, исходит от самих сотрудников, и от сегодняшнего руководства. Но в связи с тем, что носители этой культуры в ближайшее время могут уйти на пенсию, т.к. многие из них предпенсионного либо пенсионного возраста, разработка настоящего Кодекса становится особенно необходимым.
Ниже приведен расчет расходов на внедрение Кодекса корпоративной этики в таблице 4.
Таблица 4- Расчет затрат на внедрение Кодекса корпоративной этики ПАО «Фобус»
Название и содержание мероприятия |
Периодичность |
Сумма, руб. |
Написание гимна и т.п. |
Единовременно |
15000 |
Закупка сувенирной продукции с логотипом предприятия: ручки, бейсболки, значки, календари, посуда и т.п. |
Единовременно |
150000 |
Нанесение логотипа компании на спецодежду |
Ежегодно |
37000 |
Выпуск полиграфической продукции с текстом Кодекса корпоративной этики |
Единовременно |
20000 |
Размещение баннеров на территории завода |
Единовременно |
70000 |
Проведение корпоративных мероприятий |
В течение года |
240000 |
Итого |
532000 |
Таким образом, затраты на реализацию предложенных мероприятий составят 532 тыс. руб. Оценивая дополнительную прибыль, которую получит предприятие от внедрения указанных мероприятий, можно отметить, что реализация предложенных мероприятий в области развития корпоративной культуры приведет к повышению удовлетворенности трудом (мотивационный эффект). Эффект проявится также в повышении производительности труда, уменьшении ущерба от текучести кадров в связи со стабилизацией коллектива.
Таким образом, в результате реализации предложенных мероприятий повысится качество корпоративной культуры в ПАО «Фобус», повысится удовлетворенность и приверженность персонала, следствием чего станет снижение текучести кадров, наряду с этим прогнозируется повышение производительности труда, и соответственно, повышение эффективности деятельности предприятия и его конкурентоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Корпоративная культура является одним из основных компонентов, необходимых для достижения целей организации, повышения эффективности ее работы, управления.
Создание и стимулирование благоприятной корпоративной культуры скажется самым благотворным образом на результатах деятельности любой организации. Корпоративная культура в данном случае выступит в качестве мощного «рычага», ведущего организацию к успеху, доминированию на рынке, стабильности. Нездоровая корпоративная культура, напротив, может привести к обратным результатам. Корпоративной культуре следует посвятить самое пристальное внимание всем руководителям современных организаций.
Следует следить за ее формированием, совершенствовать и «направлять» в нужное русло, устраивая те или иные мероприятия, корректируя поведение сотрудников внутри организации. Корпоративная культура должна быть органичной частью организации, соответствовать современным условиям, российской специфике и менталитету, должна содействовать достижению целей предприятия – повышению эффективности его деятельности.
Корпоративная культура ПАО «Фобус» носит неформальный характер. Она распространена во всех подразделениях предприятия и принимается всеми его сотрудниками. Сплочению коллектива в целом и в подразделениях способствуют совместное проведение профессиональных праздников: Дня машиностроителя (сентябрь), Дня энергетика (декабрь), совместная встреча Нового года, чествование передовых сотрудников, вечера в честь 23 февраля и 8 марта и т.д. Сотрудники любят совместные выезды на природу, интересные развлекательные мероприятия, отдых и неформальное общение. В традициях предприятия чествование ветеранов завода с вручением ценных подарков.
В настоящее время на ПАО «Фобус», как ни странно, сплачивающим коллектив предприятия фактором является корпоративный конфликт с членами семьи Медведевых, являющихся акционерами предприятия. Указанные акционеры на протяжении 3-х лет вовлекают ПАО «Фобус» в судебные тяжбы, регулярно оспаривая решения органов управления как наносящие ущерб деятельности предприятия.
Для дальнейшего развития и совершенствования корпоративной культуры на ПАО «Фобус» необходимо разработать этический кодекс организации. Кодекс корпоративной этики – это свод норм и правил, описывающий те модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности, которые приветствуются на предприятии.
Подготовка и внедрение Кодекс корпоративной культуры на данном этапе развития предприятия необходимы в связи с тем, что сегодня корпоративная культура носит неформальный характер, исходит от самих сотрудников, и от сегодняшнего руководства. Но в связи с тем, что носители этой культуры в ближайшее время могут уйти на пенсию, т.к. многие из них предпенсионного либо пенсионного возраста, разработка настоящего Кодекса становится особенно необходимым.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Виханский, О. С Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. –65-е изд., стер. – М.: ИНФРА-М: Магистр, 2019. – 576 с.