Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
2. АНАЛИЗ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ГЛАВЫ КОРПОРАЦИИ «GENERAL ELECTRIC» ДЖ. УЭЛЧА
2.1. Общая характеристика и структура управления General Electric
2.2. Стиль руководства Дж. Уэлча и оценка его эффективности
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ВЫБОРУ ОПТИМАЛЬНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
Люди типа Джэка Уэлча встречаются редко. Сегодняшний руководитель не имеет шансов сравняться с Уэлчем по долгожительству, поскольку нет более трудных задач, чем та, с которой они наверняка столкнутся: трансформация основного бизнеса, находящегося под угрозой со стороны новых технологий. Но тем не менее, каждый имеет возможность выявить, проанализировать свой стиль руководства и улучшить его, исходя из своих желаний и возможностей. И результаты не заставят себя долго ждать.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ВЫБОРУ ОПТИМАЛЬНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
Для начала следует понять, какой стиль управления использует руководитель, а затем выявить его слабые стороны и постараться их устранить.
Существует множество методов определения своего стиля: тесты «Самооценка стиля управления», А. Л. Журавлева «Стиль руководства», Е. П. Ильина «Склонность к определенному стилю руководства»[70], И.К. Адезиса «Узнай свой PAEI»[71] и др..
Критерии оценки руководителя предприятия выражаются экономическими и производственными показателями. Самый универсальный критерий – показатель чистой прибыли. Чем выше позиция руководителя в организационной структуре компании, тем больший удельный вес характерен для данного критерия. Но нужно руководствоваться и другими показателями – в частности, данными о текучести персонала, экономии прямых и косвенных расходов, эффективности капиталовложений и пр. Также проводят оценку эффективности руководителя по данным внедрения и применения нового оборудования, темпам освоения новой продукции. Учитываться помимо экономических и производственных показателей могут также оценки руководителей по достижению задач SMART (specific (конкретная), measurable (измеримая), achievable (достижимая), relevant (совместимая) и time-bound (определенная во времени) задача)[72].
Для оценки эффективности деятельности руководителя можно использовать следующие основные критерии:
1. Умение руководителя правильного распределения рабочего времени.
2. Каких результатов он достигает и с какими временными затратами.
3. Каким трудовым потенциалом располагает руководитель и каковы условия для выполнения возложенных на него задач.
4. Какие формы применяет, чтобы привлечь коллектив к управлению.
5. Умеет ли путем активного влияния на выше и нижестоящих руководителей создать хорошие условия для работы.
6. Насколько хорошо умеет сохранять работоспособность[73].
Проанализировав свою эффективность в качестве руководителя на основе вышеперечисленных критериев, можно выделить для себя свои слабые стороны и найти пути их устранения. Для этого существуют различные семинары, коучинги, курсы, и, конечно, бизнес-литература.
На выбор оптимального стиля руководства влияет текущая стадия развития, специфика компании и рассматриваемый уровень иерархии управления. Нужно адаптировать «типовой» стиль управления компанией к каждому конкретному предприятию индивидуально, к личности определенного руководителя. Меняться доминирующий стиль управления компанией должен в зависимости от её стадии развития. На разных уровнях иерархии управления возможно использование различных стилей руководства (особенно актуально в практике крупных компаний). Для компании (и уровня иерархии внутри самой компании) больше подходит стиль управления, способствующий максимальному результату при сокращении рисков и издержек[74]. Кроме того выбор стиля зависит от макроэкономических факторов (демографического, экономического (ситуация на рынке и положение организации, деятельность конкурентов и т.п.), природного, технического, политического и культурного характера, влияющие на деятельность организации) и микроэкономических (таких как уровень образования персонала, их мотививация, атмосфера в коллективе, отношения с клиентами и поставщиками и т.п.).
При выработке определенного стиля управления рекомендуется использовать следующие типовые приемы:
- обезличивание решений — при принятии непопулярных решений легче давать распоряжения от имени организации, что помогает не только принять решение, но и обеспечить его безболезненное восприятие подчиненными;
- участие подчиненных — вовлечение подчиненных в процесс обсуждения вариантов решений, убеждение части персонала посредством сослуживцев, достижение общего убеждения в правильности предлагаемого варианта до утверждения окончательного решения в виде приказа на исполнение;
- изменение непопулярных решений — если решение не выполняется, лучше отступить и проанализировать ситуацию;
- использование дисциплинарных мер — эффективность дисциплинарных взысканий зависит от того, насколько дорожат подчиненные своей связью с организацией;
- снисходительность — постоянное незначительное отступление от общепринятых правил с целью создания доброжелательной атмосферы и установления контактов с подчиненными;
- постоянство в действиях — последовательное принуждение к выполнению правил, установленных в организации. Хаотичность и непоследовательность в поведении руководителя могут вызвать разногласия и безверие у подчиненных;
- информированность подчиненных — постоянное информирование о состоянии организации, принимаемых решениях, причинах основных действий, планах развития[75].
В завершение хочется привести 10 советов Джека Уэлча о том, как повысить эффективность любого управляющего[76]:
1. Сделайте инструкции по работе предельно понятными… а потом прочитайте их другим.
«Моя работа состоит в том, чтобы давать хорошим специалистам больше возможностей для реализации их способностей и вкладывать доллары в нужные места», – говорит Уэлч. Действительно, просто. Простота изложения мыслей, по его мнению, является ключом к успеху[77].
2. Проводите революционные изменения, а не пытайтесь кое-как подремонтировать здание.
Постепенные изменения выглядит заманчиво, но могут привести к поражению. Большой скачок значительно лучше.
3. Постоянно меняйтесь.
Удовлетворенность собой смертельна для большой корпорации. Все время двигайтесь вперед.
4. Мыслите позитивно.
Джек Уэлч верит в то, что все может быть улучшено. «Продуктивность не высосана из пальца. Продуктивность – следствие глубокой веры в то, что любое задание можно сделать лучше, а потом еще лучше».
5. Окружите себя нужными людьми.
В окружении подхалимов вам, наверно, будет комфортно. Но Джек Уэлч окружил себя неуживчивыми исполнителями.
6. Всегда учитесь.
Проработали ли вы всю жизнь в одной компании или в десятке разных – ваш личный прогресс будет оцениваться приобретенными навыками, а не ростом зарплаты.
7. Поддерживайте простоту.
Чтобы вы ни делали, делайте это просто. Общайтесь просто. Ставьте простые цели. Создавайте простые системы.
8. Воспитывайте свой персонал.
Воспитывайте своих сотрудников, и ваша компания воспитает себя сама. Постоянно разговаривайте с персоналом и развивайте кадры.
9. Планируйте успех.
Вы отвечаете за завтрашний день.
10. Совершайте ошибки.
Любой делает ошибки. Либо вы совершаете ошибки и учитесь на них, либо забываете о них. Пренебрежение ошибками – это путь к провалу.
Итак, мы выяснили, что выявив свой стиль руководства, нужно проанализировать его с позиции слабых сторон, мешающих руководителю эффективно управлять организацией в существующих условиях и попытаться найти пути исправления положения. Для того чтобы выбрать оптимальный стиль руководства в данной ситуации, нужно учитывать микро- и макроэкономические факторы, такие как текущая стадия развития, специфика компании и рассматриваемый уровень иерархии управления, личные качества руководителя, уровень образования персонала и его мотивация, ситуация на рынке и в мире и др.. При выработке определенного стиля управления рекомендуется использовать такие приемы, как обезличивание решений, участие подчиненных, изменение непопулярных, использование дисциплинарных мер, снисходительность, постоянство в действиях, информированность подчиненных, рассмотренные в главе. Повысить эффективность управления помогут 10 основных правил от Джека Уэлча: сделать инструкции по работе предельно понятными, проводить революционные изменения, постоянно развивать себя и меняться, мыслить позитивно, окружить себя нужными людьми, поддерживать простоту, воспитывать свой персонал, планировать успех, совершать ошибки. Необходимо посещать курсы, семинары, коучинги, читать бизнес-литературу по повышению эффективности руководителя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования показывают, что стиль руководства является сложным явлением. Тема стиля руководства становилась предметом изучения очень многих зарубежных и отечественных ученых на протяжении нескольких последних десятилетий. Психологи, социологи, экономисты со всего мира, пытались научно проанализировать стиль руководства и выработать наилучшие рекомендации по его улучшению. Они разработали множество всевозможных теорий и подходов к изучению этого явления. Среди них особенно выделяют личностный, поведенческий и ситуационный подходы в основе которых лежат классификации К. Левина, Р. Лайкерта, Р. Блейка и Дж. Моутона, Ф. Фидлера, В. Врума, Ф. Йеттона, А. Яго, Р. Хауса и Т. Митчелла, Р.Херси и К.Бланшарда, И. Адезиса.
Несомненно, руководитель является ключевой фигурой в системе руководства, он координирует деятельность всего коллектива. Одновременно он является представителем высшего звена управления, нередко и лидером коллектива. Совокупность приемов и методов, используемых руководителем, определяет его стиль управления.
Отметим, что ни одна из существующих моделей стилей руководства не является абсолютно безупречной. Наиболее эффективным стилем руководства может стать стиль, воплощающий лучшие качества руководителя в определенный момент времени и отвечающий требованиям существующей реальности. Это нам показывает пример Джека Уэлча, одного из величайших управленцев своего времени.
Проанализировав его стиль руководства, мы выяснили, что он является по модели Фидлера ориентированым на задачу, по модели Херси и Бланшара – делегированием, по модели Врума, Йеттона и Яго – консультативно-групповым, согласно подходу Митчелла и Хауса –ориентированным на участие подчиненных, по Блейку и Моутону – групповым управлением, по Левину – демократическим, по Адезису – стилем предприниматель-интегратор (paEI).
Эффективность применения стиля управления Джека Уэлча объясняется очень большими показателями роста компании General Electric, которую он возглавлял на протяжении 20 лет, и теми результатами преобразований в компании, которые этому способствовали в условиях того времени. За свои выдающиеся заслуги Уэлч был удостоен звания «лучшего менеджера столетия».
Для повышения эффективности руководства он рекомендует использовать некоторые правила, описанные в книге С. Крейнера «Бизнес путь: Джек Уэлч. 10 секретов величайшего в мире короля менеджмента», которые будут полезны каждому руководителю.
Необходимо также выявить свой стиль руководства, проанализировать свои слабые стороны и найти пути их устранения. Стиль руководства современной организацией необходимо постоянно совершенствовать и корректировать в соответствии с внешними и внутренними условиями. Ведь эффективность и результативность деятельности организации во многом зависит от правильности выбора и применения стиля руководства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует: Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 262 с.
Адизес И. Стили менеджмента: эффективные и неэффективные: Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 260 с.
Адезис И.К..Узнай свой PAEI//Adizes. URL: http://adizes.me/paei_test/ (дата обращения 18.06.17).
Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации : учеб. для студентов вузов/ А. Р. Алавердов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: Университет "Университет", 2017. — 680 с.
Бакирова, Г. Х.Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие / Г. Х. Бакирова. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 591 с.
Булатова А.С.. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. — М.: Экономистъ, 2005. — 734 с.
Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: учеб. для вузов/ Д.Д.Вачугов, Т.Е.Березкина, Н.А.Кислякова и др.: Под ред. Вачугова Д.Д. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2005. — 376 с.
Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ,2003. — 528 с.
Генкин Б.М. Основы управления персоналом — М.: Высш. Шк., 1996. — 383 с. URL: http://www.rus-lib.ru/book/38/men/16/205-216.html (дата обращения: 04.05.17).
Дез Дирлав. Избранные концепции бизнеса. Теории, которые изменили мир. — М.: «Олимп-Бизнес», 2007. — 336 с.
Джек Уэлч. Победитель//После работы. URL: http://www.ceo.ru/news/business/persona/jack-welch (дата обращения 15.06.17).
Ильин Е.П.. Все основные стили руководства кратко//ЭЛИТАРИУМ. URL:http://www.elitarium.ru/stili-rukovodstva-upravlenie-menedzher-zadacha-reshenie-sistema-menedzhment-personal-otvetstvennost-pravilo-motivaciya/ (дата обращения 07.06.17).
Ильин Е. П.. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
- Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ, 1999. — 644 с.
Kлимoв Е.А.. Стили руководства и схемы действий руководителя//ЭЛИТАРИУМ. URL: http://www.elitarium.ru/stili-rukovodstva-upravlenie-menedzher-zadacha-reshenie-sistema-menedzhment-personal-otvetstvennost-pravilo-motivaciya/ (дата обращения 07.06.17).
Ключников А.В. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2010. —172 с.