Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (ООО «СК Домион»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• Увеличение чистой прибыли – увеличение объемов сбыта и рента­бельности продаж.

• Уменьшение собственного капитала – эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в допол­нительном финансировании

В общем случае для оценки целесообразности вложения средств в тот или иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рентабельность собственного капитала с альтернативными возможностями размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска.

Для того, чтобы понять, как и за счет чего формируется итого­вый показатель рентабельности собственного капитала следует рас­смотреть ряд промежуточных показателей,

Рентабельность чистых активов – показатель эффективности операционной деятельности предприятия. Рассчитывается как отноше­ние операционного дохода к среднегодовой величине чистых активов где:

Чистые активы = Собственный капитал + Кредиты (долго – и краткосрочные)

Рентабельность чистых активов используется при оценке эффективности финансового рычага

Финансовый рычаг – соотношение собственных и заемных средств в структуре чистых активов характеризует влияние кредито­вания на эффективность деятельности предприятия. Основной крите­рий оценки эффективности финансового рычага – ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чис­тых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рента­бельности собственного капитала, и наоборот.

Значение финансового рычага показывает на сколько увеличится / уменьшится значение рентабельности собственного капитала при увеличении / уменьшении рентабельности чистых активов.

Финансо­вый рычаг рассчитывается по следующей формуле: = Чистые активы / Собственный капитал

Используя приведенные выше показатели, мы можем получить следующую формулу:

Рентабельность продаж * Оборачиваемость чистых активов * Финансовый рычаг = (Операционный доход / Объем продаж) * (Объем продаж /Чистые активы) * (Чистые активы / Собственный капитал) =(Операционный доход/ Собственный капитал) (21)

Теперь для получения окончательной формулы рентабельности собственного капитала необходимо ввести поправку, чтобы в числители фигурировала чистая прибыль.

(Операционный доход/ Собственный капитал) *

(((ОД-I) *(I-Т))/ОД) =Рентабельность собственного капитала, (22)

где, ОД - операционный доход;

I - сумма процентов по кредитам;

Т - ставка налога на прибыль


Основными факторами, формирующими частные показатели и через них влияющими на рентабельность собственного капитала явля­ются:

Факторы операционной деятельности:

• рентабельность продаж;

• оборачиваемость чистых активов.

Факторы финансовой деятельности:

• финансовой рычаг;

• проценты и налоги.

Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую все­ми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине актинов. Служит для оценки эффективно­сти бизнеса в целом (а не только эффективности собственного капита­ла).

Коэффициент реинвестирования прибыли – характеризует диви­дендную политику фирмы, показывает долю чистой прибыли, остаю­щуюся на предприятии, и, следовательно, служащий дальнейшему его развитию. Рассчитывается как отношение нераспределенной чистой прибыли (реинвестированной прибыли) к чистой прибыли предпри­ятия.

Иногда, для сравнения реинвестированной прибыли с собствен­ным капиталом используют другую формулу этого показателя:

Кг = Реинвестированная прибыль / Собственный капитал на на­чало периода

Непосредственно для акционеров компании будут предоставлять интерес следующие показатели рентабельности предприятия:

Доходность акционерного капитала – объем распределяемой между акционерами прибыли (дивидендов) приходящийся на 1 тенге акционерного капитала.

Чистая прибыль на акцию- величина чистой прибыли, полученной предприятием, приходящаяся на одну акцию.

Дивиденд на акцию- прибыль распределяемая между акционерами, приходящаяся на одну акцию.

Финансовые показатели предприятия взаимосвязаны и улучшение одних из них может вызвать ухудшение других, например,:

• привлечение заемного капитала, увеличивает рентабельность собственного капитала, но понижает финансовую устойчивость компании:

• повышение оборачиваемости влечет за собой сокращение величины оборотных активов, и, следовательно, ухудшает ликвидность;

• привлечение долгосрочного кредита позволяет отказаться от краткосрочного кредитования - ликвидность улучшается за счет падения долгосрочной устойчивости.

В целом, как правило, более высокая рентабельность деятельности подразумевает большую степень риска (низкую ликвидность и финансовую устойчивость).

Рассмотрим в таблице 2.4 Динамика показателей рентабельности предприятия за 2017-2018гг.

Таблица 2.4


Динамика показателей рентабельности предприятия за 2016-2018гг.

Показатели

2016 год

2017 год

2018 год

1

2

3

4

Прибыль от продаж, тыс. руб.

11150959

12172525

14653651

Прибыль чистая, тыс. руб.

986347

1129036

2693633

Выручка от продаж, тыс. руб.

30052711

36079512

45681425

Полная себестоимость, тыс. руб.

18901752

23906987

31027774

Среднегодовая стоимость имущества (активов), тыс. руб.

7029483

7938840

14280740

Собственный капитал

964827

1425036

2989633

Рентабельность продаж, %

37,1

33,7

32,1

Рентабельность основной деятельности, %

59

51

47,2

Рентабельность активов (экономическая рентабельность), %

14

14,2

18,9

Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность), %

102,2

79,2

90

Период окупаемости собственного капитала, годы

1

1,3

1,1

Рис. 2.1. Изменение показателей рентабельности

Вследствие повышения прибыли, показатели рентабельности активов увеличились за периоды 2016-2018гг., рентабельность собственного капитала за период 2016-2017гг. уменьшилась, а за период 2017-2018 увеличилась (табл. 2.4 и рис. 2.1).

В связи с этим период окупаемости собственного капитала в 2017 году в сравнении с 2016 годом увеличился на 0,3 года, а в 2018 году в сравнении с 2017 годом уменьшился на 0,2 года.

2.4 Оценка эффективности управления финансовой деятельности предприятия

Для того, чтобы управлять прибылью предприятия необходимо выявить механизм ее создания, определить влияние и долю каждого фактора ее повышения или понижения. Рост объема реализации продукции, повышение качества обслуживания, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования фондов, рост производительности труда, компетентность руководства являются важнейшими внутренними факторами роста прибыли и непосредственно зависят от основной деятельности организации.


Данные факторы делятся на несколько групп: производственные, коммерческие, финансовые. Производственные факторы зависят от объемов производства, его равномерности, материальной, научно-технической и организационно- технической оснащенности, соответственно-качественных параметров продукции, ее ассортимента и структуры. Коммерческие факторы охватывают в широком смысле понятие маркетинга и как бы подводят к финансовым факторам. Понятие маркетинга – это заключение хозяйственных договоров на пристальное изучение действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение. Для верности прогноза коммерческих факторов используется страхование рисков и привлечение платежеспособных клиентов, что приводит к внепроизводственным затратам.

Финансовые факторы состоят из форм расчетов (предусмотренных контрактом или определенных оперативно); ценового регулирование, а так же уценки при замедленной реализации; привлечения кредита банка либо средств из централизованных резервов; применения штрафных санкций; изучения и взыскания дебиторской задолженности, а также обеспечения ликвидности других активов; стимулирования привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках – доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений, а также охватывают выручку от реализации продукции и услуг, и предпринимательский доход от всех видов деятельности. Главным принципом является «время - деньги»: чем быстрее поступают доходы, тем быстрее развивается вся деятельность. Именно поэтому не нужно игнорировать дифференцированную уценку, зависящую от сроков реализации и прогноза насыщения рынка, в том числе сезонную, периодическую или разовую, и предпочтительную отгрузку своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другими формами воздействия. К внешним факторам, которые не зависят от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, уровень налогов и тарифов, нормы амортизационных отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также многие другие факторы.

Существует два вида внутренних факторов: производственные и в непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, также бывают двух видов: экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и другого), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов). Интенсивные факторы отражают результативность непосредственного использования ресурсов или содействующих этому (например, повышение уровня квалификации работников, производительности оборудования, введение прогрессивных технологий, ускорение оборачиваемости оборотных средств, снижение материалоемкости и трудоемкости продукции).


Непроизводственными факторами являются социальные условия труда и быта, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность и др.

Данные факторы оказывают не прямое влияние на прибыль, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому чтобы выявить итоговый финансовый результат нужно соотнести стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, которые используются в производстве.

За анализируемый период ООО «СК Домион» выручка от продаж за период 2016-2017гг. возросла на 20,1% (или на 6026801 тыс. руб.), а за период 2017-2018гг. возросла на 26,6% (или на 9601913 тыс. руб.), при этом полная себестоимость за период 2016-2017гг. так же увеличилась на 26,5% (или на 5005235 тыс. руб.), а за период 2017-2018гг. увеличилась на 29,8% (или на 7120787 тыс. руб.).

Прибыль от продажи в 2017 году по сравнению с 2016возросла на 9,2% (или на 1021566 тыс. руб.), а в 2018 году по сравнению с 2017 годом возросла на 20,4% (или на 2481126 тыс. руб.), что можно объяснить различными темпами роста выручки от продаж и полной себестоимости.

Среднесписочная численность ППП за период 2016-2017гг. выросла на 3,8% (или на 234 чел.), а за период 2017-2018гг. выросла на 4,9% (или на 311 чел.). Среднегодовая стоимость основных средств в 2017 году по сравнению с 2016 годом резко возросла на 75,7% (или на 805013 тыс. руб.), а в 2018 году по сравнению с 2017 годом возросла на 49,3% (или на 922116 тыс. руб.), при этом среднегодовая стоимость оборотных средств за период 2016-2017гг. так же увеличилась на 33,9% (или на 3057597 тыс. руб.), а за период 2017-2018гг. увеличилась на 36,2% (или на 4373732 тыс. руб.).

Фонд заработной платы за период 2016-2017гг. повысился на 23,5% (или на 546204 тыс. руб.), а за период 2017-2018гг. повысился на 25,3% (или на 727090 тыс. руб.). Производительность труда в 2017году в сравнении с 2016 годом увеличилась на 15,6% (или на 766 тыс. руб.), а в 2018 году в сравнении с 2017 годом увеличилась на 20,7% (или на 1173 тыс. руб.), при этом среднемесячная ЗП за период 2016-2017гг. так же повысилась на 18,9% (или на 6 тыс. руб.), а за период 2017-2018гг. повысилась 19,4% (или на 7,3 тыс. руб.). Уровень затрат в рубле реализованной продукции в 2017 году по сравнению с 2016 годом вырос на 4,8% (или на 0,03 руб.), а в 2018 году в сравнении с 2017 годом вырос на 3,03% (или на 0,02 руб.), а вот фондоотдача за период 2016-2017гг. понизилась на 31,7% (или на 8,96 руб./руб.), а за период 2017-2018гг. понизилась на 15,2% (или на 2,94 руб./руб.). Оборачиваемость оборотных средств уменьшилась в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 25,1% (или на 0,34 об. /год), а в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 7,3% (или на 0,22 об. /год.).

Рентабельность продукции сократилась за период 2016-2017гг. на 13,7% (или на 8,07%), а за период 2017-2018гг. на 7,3% (или на 3,7%), при этом рентабельность оборотных средств так же уменьшилась за период 2016-2017гг. на 18,5% (или на 22,87%), а за период 2017-2018гг. на 11,6% (или на 11,73%).