Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
Эти методы помогают сформировать необходимый состав команды проекта, организовать его эффективную работу, обеспечить управление персоналом и наладить необходимые коммуникации между участниками проекта.
Также существуют следующие функции инновационного проекта:
- Функция управления качеством проекта пронизывает весь жизненный цикл и включает: проектные, организационные и управленческие решения; используемые материалы, оборудование, сырье; и др.
- Функция управления временем реализуется посредством процессов временного анализа проекта и его частей, календарного планирования работ, контроля графиков выполнения работ, их актуализации и корректировки.
- Функция управления стоимостью - главной задачей управления стоимостью является соблюдение бюджетных рамок проекта и получение предусмотренной прибыли от его осуществления.
- Функции управления контрактами и поставками включают процессы выбора стратегии контрактной деятельности: информационно-рекламную работу; определение состава, номенклатуры и сроков работы привлекаемы по контракту субъектов; подготовку контрактных предложений: выбор контрагентов и поставщиков путем торгов конкурсов, тендеров и др; подготовку документации на заключение контрактов; контроль за ходом их выполнения закрытие и расчет по завершенным контрактам.
Проект тесно связан с научно-техническим обеспечением, а именно достижения в предметной области проекта и привнесение ноу-хау. Проект объединяет знания и опыт по реализации определенных идей, при этом формируется зона реализации проекта, в которой принимаются решения по управлению проектом, и способствует реализации персонала проекта, который является частью трудовых ресурсов вообще. Проект ориентируется на законодательно-правовые основы, что составляет правовую зону проекта, на их основе заключаются контракты и другие правовые документы. Финансирование проекта создает финансовую зону и ориентируется на инвестиционный рынок. Проект объединяет знания и опыт по разработке самого проекта и формирует зону разработки проекта, в которой разрабатывается вся проектная документация.[6]
К настоящему времени накоплен значительный опыт по различным методам управления проектами. Из формальных методов чаше всего используется известный метол «дерева целей» с описанием, фиксацией целей и их структурной декомпозицией. Для нечетких целей используют технику творческого процесса типа «мозговой атаки», «записи идей», «творческой конфронтации», «систематического структурирования» [7]
Структурная модель проекта и коды ее структурных элементов служат информационной основой для формирования всей документации проекта на протяжении его жизненного цикла.
Структуризация инновационного проекта – это количество учитываемых при проектировании научных подходов и принципов, применяемых методов менеджмента определяются главным менеджером проекта (проект-менеджером) и членами НТС в зависимости от сложности проблемы, стоимости проекта и состояния факторов внешней и внутренней среды инновационной организации. Разработка инновационного проекта завершается подготовкой проектной документации. Единый состав проектной документации пока не установлен и в каждом конкретном случае ее состав определяется в исходном (технико-экономическом) задании.[4]
Структурирование помогает решить следующие задачи:
- Разделение объекта на поддающиеся управлению блоки;
- Распределение ответственности;
- Оценка необходимых затрат средств, времени, материальных ресурсов;
- Создание единой базы для планирования, составления смет и контроля за затратами;
- Увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов;
- Переход от общих целей к конкретным заданиям.
Структуризация проекта представляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов (оборудование, работы, услуги, информация), а также это организация связей и отношений между элементами. Ведь проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, которое называется внешней средой. Состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития, в нем могут появляться новые элементы или объекты и из его состава могут удаляться. Проект как всякая система может быть разделен на элементы. При этом между ними должны определяться и поддерживаться связи.[1]
Между проектом и внешней средой осуществляется связь и перемещение элементов, участвующих в работе по его реализации.
Внешняя среда формируется факторами:
- Политическими;
- Экономическими;
- Социальными;
- Научно-техническими.
Основными участниками инновационного проекта являются:
- Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица);
- Инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);
- Проектировщик – разработчик проекта;
- Поставщик – организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;
- Руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта;
- Команда проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью своевременного достижения плановых показателей.
Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. [4]
Управление проектом в целом зависит от успешной организации взаимодействия всех участников проекта и обеспечения их потребности в информации для осуществления проекта.
2.2 Особенности жизненного цикла инновационного проекта.
Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития. Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ.
Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.
До тех пор, пока идея существует только в голове ее создателя, вопрос о том, «живет» она или нет, носит в большей степени философский характер. В таком состоянии идея может существовать годами, и, в конечном итоге, умереть вместе с автором, или еще раньше. Новые, рискованные идеи быстро увядают вследствие того, что их сторонники не могут довести идет до реализации, и тогда побеждают старые идеи. И не потому, что они лучше, просто мешает лозунг: «у нас это принято делать так». Как сказал один из классиков: идея приходит в твою голову, чтобы умереть – не дай ей это сделать.
Только с того момента, когда идея принимается, не важно кем, к разработке, можно говорить о начале ее «жизни», или «жизненного цикла проекта». При этом, с самого начала принятая к разработке идея нуждается в затратах ресурсов, которые в большинстве случаев возврату не подлежат. В этом процессе присутствует достаточная доля риска, так как может возникнуть ситуация, когда от проекта придется отказаться и средства, затраченные на его предварительную разработку, могут считаться потерянными. Процесс доведения идеи до приемлемой концепции, осуществляемый в условиях высокой степени неопределенности нуждается в приложении усилий специалистов достаточного уровня подготовки. Автор видит ситуацию в более идеализированном виде, что мешает ему объективно оценить дополнительные возможности, ограничения и риски на пути достижения поставленной цели. Кстати, так как автор идеи, и разработчик ее концепции, по разному смотрят на идею, между ними довольно часто возникает конфликт позиций. Условимся в дальнейшем считать основным критерием начала жизненного цикла проекта критерий затраты ресурсов. Жизненный цикл проекта – промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации.
В любом проекте можно выявить некоторые закономерные изменения, проявляющиеся и в других проектах. Поэтому жизненный цикл проекта принято разделять на фазы, при этом, количество фаз может быть различным и зависит, прежде всего, от особенностей проекта и желаемой степени детализации[28].
Один из вариантов разделения жизненного цикла проекта на фазы укрупнено, может выглядеть следующим образом:
прединвестиционную, включающую, например: предварительное обоснование, технико-экономическое обоснование (ТЭО), анализ инвестиционных возможностей;
инвестиционную, включающую, например: доклад об инвестиционных возможностях, переговоры и заключение контрактов, проектирование, производство работ, обучение персонала;
эксплуатационную, включающую, например: приемку и пробный запуск, замену оборудования, расширение, инновации, выход на проектные мощности.
Следует иметь ввиду, что указанные фазы всегда присутствуют в жизненном цикле и такое разделение представляет интерес, прежде всего для инвестора, так как позволяет четко определить момент принятия решения по инвестированию проекта, определить точку его безубыточности и момент окончательных взаиморасчетов. Однако разработчик проекта редко ограничиваются таким упрощенным деление жизненного цикла. Так жизненный цикл может включать в себя такие фазы как:
концептуальную фазу, включающую формирование концепции, а именно: формулирование целей, разработку концептуального плана, обоснование осуществимости проекта (технико-экономическое обоснование) и т. д.;
фазу разработки проекта, иногда эту фазу называют подготовительной или фазой планирования, включающую определение структуры работ, формирование бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации, календарных планов выполнения работ, ресурсного обеспечения проекта, заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками, а также другие сопутствующие работы;
фазу выполнения проекта, включающую работы по реализации проекта (например, организацию закупок и поставок, материальных и финансовых потоков, основных производственных процессов, систем менеджмента качества, информационного обеспечения, контроля жизнедеятельности проекта, управление изменениями);
фазу завершения проекта, включающую в общем случае приемочные испытания, пробную эксплуатацию, сдачу объекта, анализ накопленной информации.[9]
Жизненный цикл проекта
Прединвестиционная фаза
Инвестиционная фаза
Эксплуатационная фаза
Жизненный цикл проекта
Фаза завершения проекта
Фаза выполнения проекта
Фаза разработки проекта
Концептуальная фаза
Рисунок 1.Примеры вариантов разделения жизненного цикла проекта на фазы
Представленные варианты разделения жизненного цикла проекта на фазы являются лишь иллюстрацией, так как в реальности вариантов может быть значительно больше. Для примера, каждую фазу можно разделить на отдельные стадии. Следует также учитывать что, понятие «фаза» является смысловым, так как практически не возможно определить реальные границы перехода к следующей фазе. Другими словами, процесс развития проекта является непрерывным, и события постепенно перетекают из одного в другое. Рассмотрим некий усредненный вариант, где основными фазами являются следующие: прединвестиционная (концептуальная) фаза, фаза разработки проекта, фаза реализации и фаза завершения. Совершенно очевидно, что каждая фаза жизненного цикла имеет присущие именно ей цели и задачи, которые, в свою очередь, представляют собой логическое развитие и детализацию общих целей и задач проекта.
Прединвестиционная (концептуальная) фаза включает: разработку концепции проекта, определение его целей и задач, составление бизнес-плана, выполнение проектного анализа, оценку жизнеспособности и эффективности проекта. На этой фазе одновременно с целями проекта определяются пути их достижения, основные требования, граничные условия и критерии. При этом принято рассматривать и сравнивать несколько альтернативных целей, при назначении которых учитывают, наряду с экономическими факторами, такие факторы, как социальные, политические, технические, экологические и другие. Результатом работ, выполненных на прединвестиционной фазе, является обоснование преимуществ одной альтернативы перед другой (технико-экономическое обоснование – ТЭО), оценка жизнеспособности проекта и утверждение концепции. Кроме того, на этой фазе осуществляется, если это необходимо, активный поиск и заключение предварительных соглашений с инвесторами, а также основными подрядчиками и поставщиками.
Фаза разработки проекта включает разработку структуры проекта, основных его компонентов и подготовку к реализации. На этой фазе определяется последовательность этапов работ, сроки их выполнения и исполнители; составляется смета и определяется бюджет проекта; выполняются изыскательские, проектные и опытно-конструкторские работы; рассчитывается потребность в ресурсах; распределяются риски между участниками проекта. Кроме того, на фазе разработки проекта и планирования его реализации решаются вопросы организации работы над проектом, назначается руководитель проекта и формируется команда проекта. Впрочем, руководитель проекта и, в некоторых случаях, основные члены команды могут быть определены и на более ранней фазе.