Файл: «Процесс монополизации рынка в теории и на практике»(Понятие и сущность монополии).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы монополизма в экономике
1.1. Понятие и сущность монополии
1.2. Основные характеристики и признаки монополии
1.3. Естественная монополия как особая структура рынка
2. Анализ монопольного положения Эксплуатационного локомотивного депо
2.1. Общая характеристика Эксплуатационного локомотивного депо «Тайга» и его положения на рынке
2.2. Анализ деятельности Эксплуатационного локомотивного депо «Тайга»
2.3. Анализ затрат и возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия
2.3. Анализ затрат и возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия
Изменение эксплуатационных расходов Депо на 2014-2016 год представлено в таблице 4.
Таблица 4
Эксплуатационные расходы Депо за 2015-2016 гг.
Наименование показателя, млн. руб. |
2014 |
2015 |
2016 |
Изменения за 2014-2016 гг. |
|
млн. руб |
% |
||||
Затраты на оплату труда |
638,948 |
676,747 |
723,973 |
85,03 |
13,31% |
Затраты на социальные нужды |
196,609 |
201,691 |
218,371 |
21,76 |
11,07% |
Материалы |
4,407 |
16,133 |
11,864 |
7,46 |
169,21% |
Топливо |
92,893 |
93,266 |
102,181 |
9,29 |
10,00% |
Электроэнергия |
991,976 |
1132,059 |
1288,648 |
296,67 |
29,91% |
Прочие материальные затраты |
479,195 |
584,707 |
705,409 |
226,21 |
47,21% |
Амортизация |
123,717 |
411,05 |
500,603 |
376,89 |
304,64% |
Прочие затраты |
51,045 |
61,262 |
204,839 |
153,79 |
301,29% |
Эксплуатационные затраты всего |
2578,79 |
3176,915 |
3755,888 |
1177,10 |
45,65% |
Наибольшее увеличение затрат произошло по следующим элементам затрат:
-амортизационные отчисления;
-прочие затраты;
-материалы;
-прочие материальные затраты.
Для оптимизации эксплуатационных расходов запланированы следующие мероприятия:
1. оптимизация использования трудовых ресурсов и повышение производительности труда:
1.1 обеспечить снижение часов сверхурочной работы на 5 % к уровню прошлого года, обеспечить равномерную загрузку локомотивных бригад, регулировать количество часов сверхурочной работы и часов недоработки, не допускать сверхурочную работу свыше 24 часов в месяц, обеспечить выполнение планового задания по количеству часов сверхурочной работы на человека для выполнения бюджетных параметров по фонду заработной платы (не более 90 часов в год);
1.2 обеспечить снижение непроизводительных потерь на 5 % к уровню прошлого года, ежедневно анализировать нерациональное использование рабочего времени локомотивных бригад, осуществлять проверку маршрутов машиниста на предмет достоверности внесенных в них данных;
1.3 обеспечить выполнение установленного задания по следованию локомотивных бригад с оборота по станции Мариинск, Инская;
1.4 установить процентное соотношение по следованию локомотивных бригад с оборота и через отдых в пункте оборота с предоставлением одного отдыха или повторного отдыха по станциям Мариинск, Инская;
1.5 обеспечить плановое задание перевода машинистов на работу «в одно лицо» в маневровом и хозяйственном движении;
1.6 провести мероприятия по оздоровлению работников депо в пределах планов;
1.7 обеспечить укомплектование работников в пределах штатного расписания;
1.8 не допускать превышения установленного Западно-Сибирской дирекцией тяги процента отвлечений;
1.9 обеспечить выполнение плана обучения машинистов без помощников машинистов в количестве 17 человек;
1.10 обеспечить выдачу локомотивных бригад грузового движения в строгом соответствии с установленным наряд-заказом, с учетом равномерной выработки рабочих часов.
1.11 обеспечить содержание необходимого явочного контингента локомотивных бригад.
2. снижение расхода топливо-энергетических ресурсов
2.1 обеспечить эффективное использования систем рекуперативного торможения (возврат электроэнергии в контактную сеть);
2.2 обеспечить выполнение планового задания на удельный расход в 2017 году и не выше прошлого года в электротяге 95,7 кВтч/104ткмбр, в теплотяге 149,9 кг/104ткмбр;
2.3 сократить расхода топлива и электроэнергии( к уровню прошлого года)локомотивами в ожидании работы и технического обслуживания.
2.4 установить постоянный контроль за освещенностью зданий, выполнения лимита по ТЭР на нетяговые нужды с учетом и без учета потерь;
3. технологические мероприятия
3.1 приведение парка локомотивов к плановым объемам выполняемой работы.
3.2 обеспечить контроль времени нахождения на плановом и непредвиденном видах ремонта;
3.3 снизить количество неплановых заходов на ремонт на 1 млн. км. к уровню прошлого года по электровозам/тепловозам не менее, чем на 15%;
3.4 производить комиссионную приемку локомотивов после проведения плановых и неплановых видах ремонта.
3.5 запретить выдачу локомотивов в работу без выявления и устранения причин возникших неисправностей локомотивов, выявленных в процессе эксплуатации, после устранения неисправности и причины её вызвавшей производить четкую запись в журнале формы ТУ-152 с кратким указанием объема проделанной работы, фамилией и росписью исполнителя.
3.6 обеспечить выполнение целевых показателей по снижению количества отказов в работе технических средств I,II,III категории в 2017 году.
3.7 разработать корректирующие мероприятия, направленные на обучение локомотивных бригад управлению электровозами серии ВЛ10, ВЛ10к для исключения случаев пробоксовок рельсов, образования ползунов и проворотам бандажей колесных пар локомотива.
3.8 обеспечить проведение ежедневного анализа выполнения бюджета времени работы и простоев локомотивов с разработкой корректирующих мероприятий по увеличению показателей бюджета времени локомотива.
Таблица 5
Мероприятия по повышению эффективности деятельности
№п/п |
Наименование мероприятия |
Единицы измерен. |
Объем внедрен. физ. величин |
Эффект от мероприятий, млн.руб. |
1 |
Улучшение качественных показателей использования подвижного состава |
конст.ед. ср.сут. |
5,432 |
|
Высвобождение локомотивов рабочего парка грузового движения за счет повышения среднесуточной производительности локомотива |
конст.ед. ср.сут. |
1 |
4,826 |
|
Высвобождение локомотивов парка маневрового движения, за счет повышения его производительности |
конст.ед. ср.сут. |
1 |
0,606 |
|
2 |
Снижение непроизводительных потерь в работе |
3,540 |
||
2.1 |
Снижение часов непроизводительных потерь в работе локомотивных бригад на 5% во всех видах движения |
тыс. часов |
4,861 |
1,657 |
2.2 |
Снижение часов непроизводительных потерь в работе локомотивных бригад на 5% в грузовом виде движения |
тыс. часов |
3,964 |
1,176 |
2.3 |
Высвобождение локомотивов нерабочего эксплуатируемого парка грузового движения за счет приведения коэфициента ЭП/РП к уровню 1,37 |
конст.ед. ср.сут. |
4 |
1,883 |
3 |
Снижение удельных норм потребления ТЭР на тягу поездов |
1,045 |
||
3.1 |
Снижение удельного расхода э/энергии на тягу поездов |
кВтч/10 тыс т-км брутто |
93 |
0,945 |
3.2 |
Снижение удельного расхода топлива на тягу поездов |
кг у.т./10 тыс. т-км брутто |
148 |
0,100 |
4 |
Организационно-технологические мероприятия |
19,897 |
||
4.1 |
Оптимизация использования трудовых ресурсов и повышение производительности труда |
чел.ср.спис. |
19 |
8,589 |
4.2 |
Снижение неэксплуатируемого парка за счет повышения эффективности обслуживания и ремонта (снижение % неисправных) |
конст.ед. ср.сут. |
7 |
11,309 |
Всего исполнение программы мероприятий |
29,915 |
3.9 ежемесячно обеспечивать получение товарно-материальных ценностей и их списание, согласно плана закупок, для исключения экономия по элементу расходов «Материалы»;
3.10 контролировать выполнения установленного лимита машино-часов по автотранспорту в установленном задании при обязательном обеспечении технологии работ. Мероприятия по повышению эффективности деятельности представлены в таблице 5.
Таким образом, за счет мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия результат программы составил 29,915 млн. рублей.
Заключение
Сделаем основные выводы по результатам работы в соответствии с поставленными целями.
Монополия - это господствующее абсолютное преобладание одного производителя или продавца продукции. Монополия - крупное хозяйственное объединение, корпорация, имеющая в своей структуре несколько предприятий и достигая благодаря этому положения на рынке определенных товаров, и наличие на рынке одного продавца и большого количества покупателей.
Естественная монополия представляет собой сложное противоречивое экономическое явление, обладающее сетевым эффектом, положительным эффектом масштаба производства и/или разнообразия, низкими трансакционными издержками, свойствами субаддитивности функции издержек и устойчивости. Данное явление представляет собой объективный результат развития экономики. В реалиях современной рыночной экономики естественная монополия является частью вертикально-интегрированной рыночной структуры.
Содержание естественной монополии мы определяем как преимущественное положение экономического субъекта на рынке, приобретаемое крупными формами хозяйствования в результате экономии от масштабов, экономии от разнообразия, субаддитивности функции издержек, экономии на трансакционных издержках, географического распределения и создания системы совместного хозяйственного комплекса.
Объективные законы развития технологических и производственных процессов являются причинами существования и развития естественной монополии. Предпосылкой ее функционирования является стремление к увеличению прибыли за счет положительного эффекта от масштабов производства. Причины и предпосылки к функционированию естественной монополии заставляют элементы ее механизма, включающие субъекты отношений (подразделения фирм; фирмы-конкуренты, производящие товары- субституты; производители и потребители, объединенные целью удовлетворения потребностей) и объекты отношений (производственные процессы, в результате которых образуется экономия на масштабах или разнообразия), производить естественно-монопольный эффект.
За счет естественно-монопольного эффекта производитель получает преимущества в издержках, а потребитель - положительные и отрицательные проявления монопольной власти. Все это позволяет определить механизм функционирования естественной монополии как совокупность устойчивых, повторяющихся взаимосвязей, возникающих между субъектами рынка, в результате которых проявляется положительный эффект масштаба и/или разнообразия.
Во второй главе работы описана деятельность Эксплуатационного локомотивного депо Тайга, основные технико-экономические показатели работы, основные результаты деятельности. Произведен анализ эффективности использования основных средств предприятия на базе учетных данных за 2015-2016гг.
Произведен подробный анализ затрат предприятия, произведен анализ эффективности использования основных средств на базе учетных данных за 2015-2016гг. Разработаны мероприятия для оптимизации эксплуатационных расходов.
В результате решения поставленных задач была достигнута цель исследования, исследовано влияние экономического регулирования на монополизацию рынка на примере железнодорожного транспорта.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (в ред. 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.
- Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 34. – Ст. 3426.
Монографии и периодические издания
- Борисов Е.Ф. Экономика: учеб.-М.: издательство Проспект, 2014.–320 с.
- Васюхин О.В. Основы ценообразования. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2015. – 210 с.
- Воробьёва И.П., Громова А.С., Рыжкова М.В. Экономика: учеб. пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – 264 с.
- Гавриленко Л.И., Иванкина Е.А. Экономическая теория. Микроэкономика: учебное пособие. - Томск: ТПУ, 2014. – 208 с.
- Гальперова Е.В., Кононов Ю.Д. Изменение тарифов на электроэнергию: оценка возможных последствий для экономики региона // Регион: экономика и социология. - 2014. - № 2. - C. 28-37.
- Городецкий А.Н., Павленко Ю.В. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. – 2014. - № 1. - С.137-146.
- Градов А.П. «Семь кругов» проблемной ситуации по уровням управленческой иерархии // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2014. - № 1 (187). - С. 20-27.
- Груничев А. Монополии, монополизм и развитие конкуренции. // РИСК. – 2015. - № 14. - С. 152-161.
- Гусев К.Н. Российская экономика: от монополизации к модернизации. // Банковское дело. – 2015. - № 4. - С. 14-19.
- Ищенко О.А, Комарова Н.С. Современная экономика. Лекционный курс: учебное пособие. Изд. 9-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 416 с.
- Латышев А.Ю. Особенности современного монополизма как формы организации бизнеса // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 21 (350). - Вып. 47. - С. 192-200.
- Латышев А.Ю. Противоречия развития современного монополизма: теория и российская практика // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 8 (338). – Вып. 44. - С. 78-88.
- Лепетикова И.Ю., Исаева А.М. Монополизация как угроза экономической безопасности России // Ростовский научный журнал. – 2017. - № 6. – С. 85-90.
- Малкина М.Ю. Анализ особенностей функционирования естественных монополий в Современной России // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. - № 12. - С. 56-63.
- Мартусевич Р.А. Конкурсы за концессии в отраслях естественных монополий в контексте тарифного регулирования // Вопросы экономики. - 2016. - № 4. - С. 141-157.
- Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. - 2013. - № 4/5. - С. 26-56.
- Полондопуло В.Ф. Антимонопольное регулирование и защита конкуренции: общий обзор // Конкурентное право. – 2017. - № 1. - С. 3-14.
- Пулова Л.Б. Институциональные перемены и модернизация // Известия СПбУЭФ. - 2014. - № 2. - С. 9-14.
- Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 672 с.
- Родин А.В. Факторы, влияющие на формирование тарифной политики в электроэнергетике, и социально-экономические последствия ее реализации // Вестник МГТУ, том 14. - 2015. - № 1. - С. 210-213.
- Терёшина Н.П., Епишкин И.А. Экономика железнодорожного транспорта. - М.: МИИТ, 2012. - 346 с.
- Экономика и управление в энергетике: учебник для магистров / под общ. ред. Н.Г. Любимовой, Е. С. Петровского. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 485 с.
- Ящук Л.И. Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы // Проблемы региональной экономики ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики. - 2015. - № 10. - С. 33-34.