Файл: «Процесс монополизации рынка в теории и на практике»(Понятие и сущность монополии).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы монополизма в экономике
1.1. Понятие и сущность монополии
1.2. Основные характеристики и признаки монополии
1.3. Естественная монополия как особая структура рынка
2. Анализ монопольного положения Эксплуатационного локомотивного депо
2.1. Общая характеристика Эксплуатационного локомотивного депо «Тайга» и его положения на рынке
2.2. Анализ деятельности Эксплуатационного локомотивного депо «Тайга»
2.3. Анализ затрат и возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия
Эксплуатационное локомотивное депо Тайга оказывает услуги по перевозке грузов. Для измерения результатов деятельности приняты следующие единицы: 1000 тонно-километров брутто по видам движения и тяги, 1000 локомотиво-часов маневровой и хозяйственной работы.
Прямых конкурентов у Депо (как структурного подразделения РЖД - естественного монополиста на рынке железнодорожных перевозок) нет, однако схожие услуги по перевозке грузов осуществляют автотранспортные предприятия.
Внутриотраслевыми конкурентами являются локомотивные депо (Новосибирск-ТЧЭ-2, Топки-ТЧЭ-19), так как осуществляют грузовые перевозки на тех же участках обслуживания, что и ТЧЭ-12.
Миссия Депо: «Удовлетворение потребностей населения в перевозках грузов при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, эффективное использование технических средств, соблюдение требований охраны окружающей природной среды».
Цель деятельности Эксплуатационного локомотивного депо Тайга: «Своевременное и полное обеспечение технически исправным тяговым подвижным составом и локомотивными бригадами потребностей в перевозках с оптимизацией затрат на выполнение заданных объемов работ».[35]
Для достижения поставленных целей Депо осуществляет следующие задачи:
1. Обеспечение потребности в эксплуатируемом парке локомотивов и локомотивных бригад на планируемый объем перевозок грузов и пассажиров в границах участка обслуживания;
2. Обеспечение безопасности движения, соблюдений требований законодательства Российской Федерации в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности и защиты окружающей среды;
3. Обеспечение экономической эффективности эксплуатационной деятельности Депо.
Депо в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции[36]:
1. Проведение мероприятий по содержанию локомотивов и локомотивных бригад, необходимых для осуществления перевозочного процесса согласно установленным нормативам в границах закрепленных участков обслуживания.
2. Реализация программ научно-технической, инвестиционной политики, внедрения новой техники и прогрессивной технологии;
3. Осуществление мероприятий, направленных на эффективное использование локомотивного парка, обеспечение соблюдения установленного режима труда и отдыха локомотивных бригад.
4. Обеспечение эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
5. Обеспечивает эксплуатацию локомотивных устройств безопасности, приборов учета электроэнергии и дизельного топлива на приписном парке в соответствии с регламентами и нормативно-методическими документами;
6. Организация и проведение работы по подготовке работников локомотивных бригад, их профессиональному отбору, обучению, повышению квалификации, проверке знаний по устройству и эксплуатации локомотивов;
7. Осуществление в установленном порядке управленческого, статистического учета и отчетности, обеспечение достоверности содержащихся в них сведений.
8. Разработка и внедрение мероприятий по сокращению производственного и непроизводственного травматизма в Депо;
9. Обеспечение пожарной безопасности в Депо.
10. Проведение работы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне;
11. Ведение делопроизводства и хранение документов.
12. Обеспечение проведения в Депо мероприятий по защите государственной и коммерческой тайны.
Локомотивное эксплуатационное депо Тайга является основным депо.
По роду тягового обслуживания эксплуатационное локомотивное депо Тайга считается грузовым.
Оно выполняет установленные виды технического обслуживания (ТО-1, ТО-2), экипировку (ПТОЛ Мариинск), осуществляет эксплуатацию локомотивов, комплектует и готовит кадры локомотивных бригад и рабочих других профессий. Главной задачей эксплуатационного локомотивного депо Тайга является обеспечение заданного объёма перевозок грузов и пассажиров на прикреплённых обслуживаемых участках.
В административном подчинении находятся: оборотное депо ст. Томск-2, подменный пункт ст. Мариинск, дома отдыха локомотивных бригад, база запаса (резерва) локомотивов, территория с железнодорожным путевым развитием, служебно-технические, социально-бытовые помещения и другие сооружения локомотивного хозяйства. Все перечисленные помещения и сооружения находятся в ведение начальника эксплуатационного локомотивного депо.
В состав основных средств предприятия входят: земельные участки; здания; сооружения; общие машины и оборудование; вычислительная техника; иной ж.д. транспорт; прочие транспортные средства не ж.д.; инвентарь, инструмент, прочие ОС.
Схема оборота локомотивов и локомотивных бригад Депо представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Схема обращения локомотивов и локомотивных бригад
2.2. Анализ деятельности Эксплуатационного локомотивного депо «Тайга»
Локомотивное эксплуатационное депо Тайга является основным депо.
В административном подчинении находятся: оборотное депо ст. Томск-2, подменный пункт ст. Мариинск, дома отдыха локомотивных бригад, база запаса (резерва) локомотивов, территория с железнодорожным путевым развитием, служебно-технические, социально-бытовые помещения и другие сооружения локомотивного хозяйства. Все перечисленные помещения и сооружения находятся в ведение начальника эксплуатационного локомотивного депо.[37]
Организационная структура Депо является линейно-функциональной, так же присутствуют элементы линейно-штабной. Особенностями данной структуры является то, что у каждого отдела имеется непосредственный линейный руководитель, а так же разделением отделов внутри предприятия по функциональным признакам, что обеспечивает более квалифицированную работу сотрудников каждого из них. Недостатком данной структуры является не соблюдение принципа единоначалья. Это заключается в том, что сотрудники отделов могут получить распоряжения от нескольких функциональных руководителей, не согласованные между собой. На качество выполняемой работы может повлиять затруднение коммуникации, нежелание выполнять распоряжения руководителя, не являющегося непосредственным начальником, а также несоблюдение необходимых сроков из-за большого количества одновременных поручений по разным направлениям. Для решения данной проблемы необходимо упорядочить коммуникационные каналы различных подразделений внутри предприятия, организовать документооборот, а также систему контроля за выполняемой работой для повышения личной ответственности за результаты труда.
Депо возглавляет начальник депо, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке установленным ОАО «РЖД».
Начальник Депо имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются в порядке, установленным ОАО «РЖД».
Компетенция и условия деятельности начальника Депо определяется законодательством Российской Федерации, Положением об эксплуатационном депо Тайга, доверенностью выдаваемой начальнику депо начальником Филиала и заключаемым с начальником депо трудовым договором.
Непосредственно начальнику депо подчиняются главный инженер (ТЧГ), заместитель по эксплуатации (ТЧЗЭ), заместитель по безопасности движения, заместитель по кадровым вопросам, планово-экономический отдел, инженер по нормированию труда, цех ленторасшифровки.
В подчинении заместителя начальника депо по эксплуатации находятся: дежурный по депо, который обеспечивает подготовку и выдачу локомотивов для поездной работы и других видов работ; нарядчик, обеспечивающие оперативное управление работой локомотивных бригад, контроль и анализ их использования, ведение отчетной документации; машинисты-инструктора, локомотивные бригады, штат машинистов-инструкторов.[38]
В подчинении заместителя начальника по безопасности движения находится участок эксплуатации, занимающийся безопасностью движения.
В подчинении у заместителя начальника депо по кадрам и социальным вопросам отдел управления персоналом, отдел организации и оплаты труда, физкультурно-оздоровительный центр.
Главный инженер имеет в своем подчинении производственно-технический отдел, инженера по охране труда, инженера по подготовке кадров, экипировку, базу запаса локомотивов.
Машинистам-инструкторам подчиняются локомотивные бригады.
Общие обязанности работников цеха:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности
труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Среднесписочная численность персонала ТЧЭ-12 представлена в таблице 2.
В 2015 году среднесписочная численность персонала составляла 1058 человек, из них 953 рабочего персонала или 90% от общего количества, 83 специалиста или 8% от общего количества,15 руководителей или 1,4 % и 7 служащих или 0,7 %.
В 2016 году среднесписочная численность работников уменьшилась на 38 человек или на 3,99 % к 2015 году и составила 1023 человека. Структура персонала следующая: 89 % от общего количества составляет рабочий персонал, 9 % - специалисты, 1,3% - руководители, 0,7% - служащие. Структура численности персонала за 2015г представлена на рисунке 4.
Таблица 2
Среднесписочная численность персонала предприятия
Категория работников |
Среднесписочная численность |
Отклонение |
||
2015 |
2016 |
+/-человек |
+/- % |
|
Рабочие |
953 |
915 |
-38 |
-3,99 |
из них: |
||||
Водитель автомобиля |
10 |
- |
-10 |
-100 |
Кладовщик |
1 |
1 |
0 |
0 |
Горничная |
6 |
5 |
-1 |
-16,6 |
машинисты |
508 |
485 |
-23 |
-4,53 |
помощники машиниста |
435 |
403 |
-32 |
-7,3 |
Оператор ЭВМ |
8 |
9 |
+1 |
+12,5 |
Оператор стиральных машин |
2 |
2 |
0 |
0 |
Распределитель работ |
4 |
4 |
0 |
0 |
Руководители |
15 |
14 |
-1 |
-6,67 |
Специалисты |
83 |
87 |
+4 |
+4,82 |
Служащие |
7 |
7 |
0 |
0 |
Итого |
1058 |
1023 |
-35 |
-3,31 |
Рисунок 3. Структура численности персонала за 2015 г.
Рисунок 4. Структура численности персонала за 2016 г.
В структуре численности персонала преобладающим является удельный вес рабочих в 2015 году - 90%, в 2016 году -89%.
Структура численности в организации стабильна, на 1 руководителя в среднем приходится 64 рабочих.
Выполнение ключевых показателей деятельности за 2015-2016 гг. представлена в таблице 3.
Таблица 3
Ключевые показатели деятельности Депо за 2015-2016 гг.
Наименование показателя |
Методика определения значения показателя |
период |
% (+/-) выполнения к 2015 г. |
|
2015г |
2016г |
|||
Расходы по перевозочным видам деятельности, млн.руб. |
Расходы по перевозочным видам деятельности |
3176,9148 |
3755,888 |
118,22% |
Финансовый результат по прочим видам деятельности, млн.руб. |
Финансовый результат по прочим видам деятельности |
61,75081 |
84,621 |
137,04% |
Тонно-км брутто во всех видах движения, млн.тонно-км брутто |
Тонно-км брутто во всех видах движения |
46887,035 |
48961,98 |
104,43% |
Удельные затраты на ткм брутто, руб./10 тыс.тонно-км брутто |
Расходы по перевозочным видам деятельности / (Тонно-км брутто) |
67,75679 |
76,71031 |
113,21% |
Эксплуатируемый парк локомотивов (грузовое движение), лок. |
Эксплуатируемый парк локомотивов, в среднем в сутки |
213 |
187 |
87,79% |
Производительность труда (по перевозочным видам деятельности), млн.тонно-км брутто/1000 чел. |
План: (Тонно-км брутто во всех видах движения) / (Среднесписочная численность) |
46835,086 |
49197,06 |
105,04% |
Соотношение темпов роста реальной заработной платы и производительности труда (по перевозочным видам деятельности), раз |
(Темп роста номинальной заработной платы / Индекс потребительских цен) / (Темп роста производительности) |
0,9078664 |
0,953688 |
105,05% |
Удельный расход электроэнергии на тягу поездов, кВт-ч/10 тыс.тонно-км брутто |
(Расход электроэнергии на тягу поездов) / (Тонно-км брутто) |
96,924067 |
95,70992 |
98,75% |
Удельный расход условного топлива на тягу поездов, кг.у.т./10 тыс.тонно-км брутто |
((Расход топлива на тягу поездов) / (Тонно-км брутто) |
158,3 |
149,9 |
94,69% |