Файл: «Процесс монополизации рынка в теории и на практике»(Понятие и сущность монополии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эксплуатационное локомотивное депо Тайга оказывает услуги по перевозке грузов. Для измерения результатов деятельности приняты следующие единицы: 1000 тонно-километров брутто по видам движения и тяги, 1000 локомотиво-часов маневровой и хозяйственной работы.

Прямых конкурентов у Депо (как структурного подразделения РЖД - естественного монополиста на рынке железнодорожных перевозок) нет, однако схожие услуги по перевозке грузов осуществляют автотранспортные предприятия.

Внутриотраслевыми конкурентами являются локомотивные депо (Новосибирск-ТЧЭ-2, Топки-ТЧЭ-19), так как осуществляют грузовые перевозки на тех же участках обслуживания, что и ТЧЭ-12.

Миссия Депо: «Удовлетворение потребностей населения в перевозках грузов при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, эффективное использование технических средств, соблюдение требований охраны окружающей природной среды».

Цель деятельности Эксплуатационного локомотивного депо Тайга: «Своевременное и полное обеспечение технически исправным тяговым подвижным составом и локомотивными бригадами потребностей в перевозках с оптимизацией затрат на выполнение заданных объемов работ».[35]

Для достижения поставленных целей Депо осуществляет следующие задачи:

1. Обеспечение потребности в эксплуатируемом парке локомотивов и локомотивных бригад на планируемый объем перевозок грузов и пассажиров в границах участка обслуживания;

2. Обеспечение безопасности движения, соблюдений требований законодательства Российской Федерации в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности и защиты окружающей среды;

3. Обеспечение экономической эффективности эксплуатационной деятельности Депо.

Депо в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции[36]:

1. Проведение мероприятий по содержанию локомотивов и локомотивных бригад, необходимых для осуществления перевозочного процесса согласно установленным нормативам в границах закрепленных участков обслуживания.

2. Реализация программ научно-технической, инвестиционной политики, внедрения новой техники и прогрессивной технологии;

3. Осуществление мероприятий, направленных на эффективное использование локомотивного парка, обеспечение соблюдения установленного режима труда и отдыха локомотивных бригад.

4. Обеспечение эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.


5. Обеспечивает эксплуатацию локомотивных устройств безопасности, приборов учета электроэнергии и дизельного топлива на приписном парке в соответствии с регламентами и нормативно-методическими документами;

6. Организация и проведение работы по подготовке работников локомотивных бригад, их профессиональному отбору, обучению, повышению квалификации, проверке знаний по устройству и эксплуатации локомотивов;

7. Осуществление в установленном порядке управленческого, статистического учета и отчетности, обеспечение достоверности содержащихся в них сведений.

8. Разработка и внедрение мероприятий по сокращению производственного и непроизводственного травматизма в Депо;

9. Обеспечение пожарной безопасности в Депо.

10. Проведение работы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне;

11. Ведение делопроизводства и хранение документов.

12. Обеспечение проведения в Депо мероприятий по защите государственной и коммерческой тайны.

Локомотивное эксплуатационное депо Тайга является основным депо.

По роду тягового обслуживания эксплуатационное локомотивное депо Тайга считается грузовым.

Оно выполняет установленные виды технического обслуживания (ТО-1, ТО-2), экипировку (ПТОЛ Мариинск), осуществляет эксплуатацию локомотивов, комплектует и готовит кадры локомотивных бригад и рабочих других профессий. Главной задачей эксплуатационного локомотивного депо Тайга является обеспечение заданного объёма перевозок грузов и пассажиров на прикреплённых обслуживаемых участках.

В административном подчинении находятся: оборотное депо ст. Томск-2, подменный пункт ст. Мариинск, дома отдыха локомотивных бригад, база запаса (резерва) локомотивов, территория с железнодорожным путевым развитием, служебно-технические, социально-бытовые помещения и другие сооружения локомотивного хозяйства. Все перечисленные помещения и сооружения находятся в ведение начальника эксплуатационного локомотивного депо.

В состав основных средств предприятия входят: земельные участки; здания; сооружения; общие машины и оборудование; вычислительная техника; иной ж.д. транспорт; прочие транспортные средства не ж.д.; инвентарь, инструмент, прочие ОС.

Схема оборота локомотивов и локомотивных бригад Депо представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Схема обращения локомотивов и локомотивных бригад


2.2. Анализ деятельности Эксплуатационного локомотивного депо «Тайга»

Локомотивное эксплуатационное депо Тайга является основным депо.

В административном подчинении находятся: оборотное депо ст. Томск-2, подменный пункт ст. Мариинск, дома отдыха локомотивных бригад, база запаса (резерва) локомотивов, территория с железнодорожным путевым развитием, служебно-технические, социально-бытовые помещения и другие сооружения локомотивного хозяйства. Все перечисленные помещения и сооружения находятся в ведение начальника эксплуатационного локомотивного депо.[37]

Организационная структура Депо является линейно-функциональной, так же присутствуют элементы линейно-штабной. Особенностями данной структуры является то, что у каждого отдела имеется непосредственный линейный руководитель, а так же разделением отделов внутри предприятия по функциональным признакам, что обеспечивает более квалифицированную работу сотрудников каждого из них. Недостатком данной структуры является не соблюдение принципа единоначалья. Это заключается в том, что сотрудники отделов могут получить распоряжения от нескольких функциональных руководителей, не согласованные между собой. На качество выполняемой работы может повлиять затруднение коммуникации, нежелание выполнять распоряжения руководителя, не являющегося непосредственным начальником, а также несоблюдение необходимых сроков из-за большого количества одновременных поручений по разным направлениям. Для решения данной проблемы необходимо упорядочить коммуникационные каналы различных подразделений внутри предприятия, организовать документооборот, а также систему контроля за выполняемой работой для повышения личной ответственности за результаты труда.

Депо возглавляет начальник депо, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке установленным ОАО «РЖД».

Начальник Депо имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются в порядке, установленным ОАО «РЖД».

Компетенция и условия деятельности начальника Депо определяется законодательством Российской Федерации, Положением об эксплуатационном депо Тайга, доверенностью выдаваемой начальнику депо начальником Филиала и заключаемым с начальником депо трудовым договором.

Непосредственно начальнику депо подчиняются главный инженер (ТЧГ), заместитель по эксплуатации (ТЧЗЭ), заместитель по безопасности движения, заместитель по кадровым вопросам, планово-экономический отдел, инженер по нормированию труда, цех ленторасшифровки.


В подчинении заместителя начальника депо по эксплуатации находятся: дежурный по депо, который обеспечивает подготовку и выдачу локомотивов для поездной работы и других видов работ; нарядчик, обеспечивающие оперативное управление работой локомотивных бригад, контроль и анализ их использования, ведение отчетной документации; машинисты-инструктора, локомотивные бригады, штат машинистов-инструкторов.[38]

В подчинении заместителя начальника по безопасности движения находится участок эксплуатации, занимающийся безопасностью движения.

В подчинении у заместителя начальника депо по кадрам и социальным вопросам отдел управления персоналом, отдел организации и оплаты труда, физкультурно-оздоровительный центр.

Главный инженер имеет в своем подчинении производственно-технический отдел, инженера по охране труда, инженера по подготовке кадров, экипировку, базу запаса локомотивов.

Машинистам-инструкторам подчиняются локомотивные бригады.

Общие обязанности работников цеха:

- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

- соблюдать трудовую дисциплину;

- выполнять установленные нормы труда;

- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности

труда;

- бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;

- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

Среднесписочная численность персонала ТЧЭ-12 представлена в таблице 2.

В 2015 году среднесписочная численность персонала составляла 1058 человек, из них 953 рабочего персонала или 90% от общего количества, 83 специалиста или 8% от общего количества,15 руководителей или 1,4 % и 7 служащих или 0,7 %.

В 2016 году среднесписочная численность работников уменьшилась на 38 человек или на 3,99 % к 2015 году и составила 1023 человека. Структура персонала следующая: 89 % от общего количества составляет рабочий персонал, 9 % - специалисты, 1,3% - руководители, 0,7% - служащие. Структура численности персонала за 2015г представлена на рисунке 4.

Таблица 2

Среднесписочная численность персонала предприятия

Категория

работников

Среднесписочная

численность

Отклонение

2015

2016

+/-человек

+/- %

Рабочие

953

915

-38

-3,99

из них:

Водитель

автомобиля

10

-

-10

-100

Кладовщик

1

1

0

0

Горничная

6

5

-1

-16,6

машинисты

508

485

-23

-4,53

помощники

машиниста

435

403

-32

-7,3

Оператор ЭВМ

8

9

+1

+12,5

Оператор

стиральных машин

2

2

0

0

Распределитель

работ

4

4

0

0

Руководители

15

14

-1

-6,67

Специалисты

83

87

+4

+4,82

Служащие

7

7

0

0

Итого

1058

1023

-35

-3,31


Рисунок 3. Структура численности персонала за 2015 г.

Рисунок 4. Структура численности персонала за 2016 г.

В структуре численности персонала преобладающим является удельный вес рабочих в 2015 году - 90%, в 2016 году -89%.

Структура численности в организации стабильна, на 1 руководителя в среднем приходится 64 рабочих.

Выполнение ключевых показателей деятельности за 2015-2016 гг. представлена в таблице 3.

Таблица 3

Ключевые показатели деятельности Депо за 2015-2016 гг.

Наименование показателя

Методика определения значения показателя

период

% (+/-) выполнения к 2015 г.

2015г

2016г

Расходы по перевозочным видам деятельности, млн.руб.

Расходы по перевозочным видам деятельности

3176,9148

3755,888

118,22%

Финансовый результат по прочим видам деятельности, млн.руб.

Финансовый результат по прочим видам деятельности

61,75081

84,621

137,04%

Тонно-км брутто во всех видах движения, млн.тонно-км брутто

Тонно-км брутто во всех видах движения

46887,035

48961,98

104,43%

Удельные затраты на ткм брутто, руб./10 тыс.тонно-км брутто

Расходы по перевозочным видам деятельности / (Тонно-км брутто)

67,75679

76,71031

113,21%

Эксплуатируемый парк локомотивов (грузовое движение), лок.

Эксплуатируемый парк локомотивов, в среднем в сутки

213

187

87,79%

Производительность труда (по перевозочным видам деятельности), млн.тонно-км брутто/1000 чел.

План: (Тонно-км брутто во всех видах движения) / (Среднесписочная численность)

46835,086

49197,06

105,04%

Соотношение темпов роста реальной заработной платы и производительности труда (по перевозочным видам деятельности), раз

(Темп роста номинальной заработной платы / Индекс потребительских цен) / (Темп роста

производительности)

0,9078664

0,953688

105,05%

Удельный расход электроэнергии на тягу поездов, кВт-ч/10 тыс.тонно-км брутто

(Расход электроэнергии на тягу поездов) / (Тонно-км брутто)

96,924067

95,70992

98,75%

Удельный расход условного топлива на тягу поездов, кг.у.т./10 тыс.тонно-км брутто

((Расход топлива на тягу поездов) / (Тонно-км брутто)

158,3

149,9

94,69%