Файл: «Процесс монополизации рынка в теории и на практике»(Понятие и сущность монополии).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы монополизма в экономике
1.1. Понятие и сущность монополии
1.2. Основные характеристики и признаки монополии
1.3. Естественная монополия как особая структура рынка
2. Анализ монопольного положения Эксплуатационного локомотивного депо
2.1. Общая характеристика Эксплуатационного локомотивного депо «Тайга» и его положения на рынке
2.2. Анализ деятельности Эксплуатационного локомотивного депо «Тайга»
2.3. Анализ затрат и возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия
1.3. Естественная монополия как особая структура рынка
Основная причина возникновения естественных монополий обладание редкими и свободно не воспроизводимыми ресурсами. А так же существование некоторых отраслей производства, в основе которых присутствует определенные технологии производства, при которых конкуренция нежелательна или недопустима. В этой ситуации удовлетворить спрос на данную услугу или товар полностью и в лучшей степени может одна фирма.[18] Технологии производства основаны на эффекте масштаба производства, то есть снижении издержек при увеличении объема производства. Даже при технической возможности существования нескольких фирм в этой отрасли, экономически это неэффективно.
Существует несколько определений естественной монополии.
В современном экономическом словаре естественная монополия определена как официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.[19]
В экономико-математическом словаре естественной монополией описана ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют устойчивый спрос независимо от значительного изменения цены, поскольку их оказывается невозможным заменить другими товарами (пример: система электроснабжения города).[20]
Примерами естественных монополий могут служить энергоснабжение, передача тепловой энергии, транспортировка газа, перевозки железнодорожного транспорта, авиаперевозки. Подобные структуры предполагают большие капитальные вложения и предусматривают значительные издержки производства, что не преодолеть мелким предприятиям.[21] Обычно естественные монополии получают от государства право на обслуживание определенного рынка или географической области, а взамен соглашаются подчиняться государственному контролю и регулированию, направленному на защиту прав потребителей от злоупотребления монопольной (рыночной) властью. Преодолеть подобный барьер могут лишь крупные диверсифицированные корпорации.
Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" дано следующее ее определение: естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.[22]
Естественная монополия наблюдается в отраслях, где долгосрочные средние издержки будут минимальными, только если на рынке выступает один продавец в отрасли.[23] Товар выгоднее производить одной фирме, даже несмотря на ограниченность её выпуска, чем двум и более. Одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара. Это значит, что для других фирм на рынке данного товара не остаётся места, следовательно, для них вход в эту отрасль закрыт, так как появление на рынке новых продавцов ведёт к росту затрат.[24]
Естественные монополии занимают в российской экономике особо значимое положение, так как конкуренция в данной сфере рынка практически неневозможна или экономически неэффективна в данных условиях.[25] В интересах государства обладать едиными трубопроводами, железнодорожными магистралями, энергетическими сетями. Наиболее крупными естественными монополиями России являются «Газпром», ОАО РЖД, «Росэнергоатом», «Ростелеком», до 2008 года крупнейшей монополией так же являлось РАО «ЕЭС России» и др.
ОАО "РЖД" является крупнейшей транспортной компанией мира и одним из самых крупных предприятий России. Железные дороги - это основной вид транспорта страны, доля грузовых перевозок составляет 45,3 процента, доля пассажирских перевозок 26,4 процента. С момента создания ОАО «РЖД» в 2003 предприятие находится в государственной собственности и пользуется поддержкой государства. В структуру ОАО РЖД входит 48 филиалов, 120 дочерних компании.
Таблица 1
Характеристики естественного монополиста ОАО «РЖД»[26]
Эксплуатационная длинна железных дорог |
85,3 тыс. км |
Протяженность электрифицированных линий |
43,3 тыс. км |
Доля в грузообороте транспортной системы России |
45,3 % |
Доля в пассажирообороте транспортной системы России |
26,4% |
ПАО «Газпром» крупнейшая нефтегазовая компания мира, газодобывающая и газотранспортная монополия в России, занимающая лидирующее место по добыче газа и нефти. Газпром основной поставщик газа на российском рынке. На «Газпром» приходится 11% мировой и 66% российской добычи газа. В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом. Кроме того, «Газпром» занимает первое место в мире по производству тепловой энергии. Уставный капитал ПАО "Газпром" составляет 118 367 млн.руб. 50% акций «Газпрома» находится в Государственной собственности. Чистая прибыль ПАО "Газпром" в 2016г составила 666 912 млн. руб. (+54 процента к 2015г.).[27]
До 2008 года одной из ведущих монополий в экономике России являлось РАО «ЕЭС». Холдинг обеспечивал около 70 % обеспечение электроэнергии и около трети отпуска тепла в России, контролируют 72% генерирующих мощностей и 96% общей протяженности магистральных линий электропередачи страны. В 2008 в ходе реструктуризации образовано несколько десятков кампаний: ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», ОАО «Рус Гидро», ОГК, ТГК, ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС» и другие.
Монопольное предприятие каким бы оно не являлось естественным или искусственным обладает монопольной властью, то есть может влиять на цену своей продукции и объем выпуска. Часто монополисты злоупотребляют своей властью, ограничивая конкуренцию, таким образом, нанося вред потребителю.[28]
В настоящее время в России практикуются монопольно высокие цены в отличии от стран с более высокой конкуренцией - монопольно низкие. Процесс монополизации проходит не только в промышленном производстве, но и в розничной торговле, общественном питании, в сфере предоставления услуг, сельскохозяйственной сфере.[29] Проблемами российской экономики является то, что монопольную власть предприятия-монополисты реализуют зачастую за счет раздувания издержек, а не за счет эффективности производства, тем самым увеличивая цену товаров и услуг.
Монополизация наблюдается в нефтедобывающей и перерабатывающей нефть промышленности. Добычу нефти в стране осуществляют 17 нефтедобывающих компаний, самые крупные из них «ЛУКОЙЛ» (18 % добычи нефти РФ), «ТНК» ( 18%), «Роснефть» (15%), «Сургутнефтегаз» (13,6%), «Сибнефть» (9,7%), в сумме на эти компании приходится 74,3 % добычи нефти.
Российские авиаперевозки осуществляются боле 35 компаниями, основная доля перевозок приходится такие крупные компании как «Аэрофлот», «Трансаэро», «Ютейр», «Сибирь», «Россия»
В автомобилестроении основная доля производства на рынке приходится на компании: «АвтоВАЗ», «Автотор» - производители легковых автомобилей, «ГАЗ», «КАМАЗ» - производители грузовых автомобилей.[30]
На сегодняшний день на российских рынках присутствует конкуренция, в том числе со стороны иностранных производителей. Исключением являются естественные монополии, рынки с присутствием одного продавца, или картельное соглашение.[31] Картельное соглашение считается противозаконным в соответствии с антимонопольным законодательством.
2. Анализ монопольного положения Эксплуатационного локомотивного депо
2.1. Общая характеристика Эксплуатационного локомотивного депо «Тайга» и его положения на рынке
Эксплуатационное локомотивное депо Тайга (далее - Депо) является структурным подразделением Западно-Сибирской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».[32]
Эксплуатационное локомотивное депо было образовано в 1896 году (в 1896 г - Паровозное депо) для обслуживания локомотивами и локомотивными бригадами грузовых и пассажирских перевозок на одном из участков транссибирской магистрали и томской ветке. В последние десятилетия депо специализируется на обслуживании грузовых перевозок, маневровой работе на прикрепленных участках обслуживания.[33]
Современный статус Эксплуатационного локомотивного депо определен приказом ОАО РЖД от 30 июня 2011 г. № 91 «О создании структурных подразделений Дирекции тяги».
Данным приказом упраздняется эксплуатационное локомотивное депо Тайга - структурное подразделение дирекции тяги - структурное подразделение Западно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества ОАО «Российские железные дороги» и создается Эксплуатационное локомотивное депо Тайга - структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Депо руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом ОАО «РЖД», Положением о Дирекции, Положением о Филиале, внутренними документами ОАО «РЖД», Филиала, Дирекции.
Полное наименование предприятия: Эксплуатационное локомотивное депо Тайга - структурное подразделение Западно-Сибирской Дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Сокращенное наименование предприятия: Эксплуатационное локомотивное депо Тайга (ТЧЭ-12). Почтовый адрес Депо: 652400, Кемеровская область, г.Тайга, ул.Никитина, д. 1.[34]
Организационно - правовая форма Эксплуатационного локомотивного депо Тайга: предприятие не является филиалом или представительством ОАО «РЖД», не имеет статуса юридического лица и осуществляет деятельность от имени ОАО «РЖД». Ответственность по обязательствам Подразделения несет ОАО «РЖД».
Имущество предприятия. Имущество Депо составляют основные фонды и оборотные средства, нематериальные активы, а также иные ценности. Имущество, используемое Депо в производственно-технологическом процессе находится на балансе структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД».
Распоряжение имуществом Депо, находящемся в его использовании производится в порядке, установленном ОАО «РЖД», и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эксплуатационное локомотивное депо Тайга обеспечивает заданный объём перевозок грузов и потребность в эксплуатируемом парке локомотивов и локомотивных бригад на прикреплённых обслуживаемых участках. Оно выполняет установленные виды технического обслуживания (ТО-1, ТО-2), экипировку (ПТОЛ Мариинск), осуществляет эксплуатацию локомотивов, комплектует и готовит кадры локомотивных бригад и рабочих других профессий. Локомотивы основного эксплуатационного депо Тайга обслуживают поезда на части железнодорожной линии, обращаясь на участках, прилегающих к депо приписки - тяговых плечах.