Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
1.2 Планирование, как вид управленческой деятельности
1.3 Мотивация деятельности персонала организации
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Характеристика предприятия ЗАО "Нарцисс"
2.2. Анализ функции управления на предприятии
2.3. Рекомендации по совершенствованию использования функции мотивации на ЗАО «Нарцисс»
– нормативный метод используется, как правило, для обоснования количественной меры плановых заданий или технико-экономических расчетов;
– экономико-математический метод способствует объективному отражению показателей, а также повышает научный уровень обоснованности плана, но данный метод требует точного математического описания экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных[24].
Процесс планирования является первоначальным этапом в системе управленческого учета, на его основе формируются цели и задачи предприятия, а исполнение плана несет в себе физический показатель – это то, что уже осуществлено, факт.
На практике предприятия используют различные виды планирования, а чаще всего их комбинацию.
Система планирования, разработанная на конкретном хозяйствующем субъекте, и будет формой планирования. Стоит отметить, что выбор той или иной формы зависит от ряда факторов.
Первая группа факторов зависит от специфики предприятия, важнейшим из них является концентрация капитала, ее усиление происходит за счет таких процессов, как расширение ассортимента выпускаемой продукции, переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств, а также за счет переплетения и объединения национальных капиталов, что проявляется в создании отдельными компаниями хозяйствующих субъектов в других государствах или в развитии наднациональных форм связей и контактов между капиталами разных стран.
Географическое положение предприятия играет также немаловажную роль, оно определяет доступность ресурсов производства, наличие рынков сбыта, законодательную базу и т. п. Данный фактор корректирует форму планирования по зональным, региональным участкам с учетом их характеристик.
Следующим фактором выступает механизация и автоматизация управления, оказывающая значительное влияние на процесс планирование в целом, что позволяет улучшить степень согласованности и сбалансированности планов различных функциональных областей производственно-хозяйственной деятельности и структурных подразделений предприятия, повышает общую культуру плановой работы и т. п.
Немаловажную роль играет и влияние научно-технического прогресса на производственный процесс и управление, выраженное в усложнении разделения труда и выпускаемого изделия, как следствие, усложнении организационно-технической структуры предприятия и объединения.
Названные факторы активно влияют на внутрифирменное планирование, меняют его структуру и направления, вместе с тем существует группа факторов, относящихся к влиянию извне. Это факторы прямого и косвенного воздействия[25].
Факторы прямого направления оказывают воздействие на поставщиков и потребителей, конкурентов, профессиональные союзы, центральные и местные органы государственной власти и т. п., которые и оказывают непосредственное влияние на принимаемые плановые решения в форме различных условий и ограничений.
В группу факторов косвенного воздействия входит состояние экономики, международные события, политические факторы, социально-культурные факторы и т. п., которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение.
Однако какие бы факторы не воздействовали на процесс планирования, оно, тем не менее, имеет одну и ту же структуру, должно соответствовать типовым требованиям, критериям, без которых невозможно правильное построение системы планирования. К ним относятся полнота, означающая, что при составлении плана должны быть учтены все события и факторы, имеющие значение для принятия решения; детализация, предполагающая достаточную степенью подробности всех планируемых показателей; точность, подразумевающая под собой недопущение ошибок, влияющих на конечный результат поставленной цели; эластичность и гибкость, отражающие возможность плана приспосабливаться к изменению различных условий.
В комплексе ряд факторов обосновывают выбор той или иной формы планирования, а также методов, используемых при составлении планов[26].
1.3 Мотивация деятельности персонала организации
При планировании и организации работы руководитель определяет, что должна выполнить эта организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике главные принципы мотивации.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей либо целей организации[27].
Процесс мотивации включает:
- установление или оценка неудовлетворенных потребностей;
- формулировка целей, направленных на удовлетворение потребностей;
- определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей[28].
Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативности работы членов трудового коллектива. К ним относятся: разные работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных итогов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля.
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Но исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.
Разные теории мотивации делятся на 2 категории: содержательные и процессуальные.
Но, чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, надо вначале усвоить смысл основных понятий: потребности и вознаграждения.
Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в процессе опознания и обретения жизненного опыта[29].
Потребности нельзя наблюдать либо измерять. Об их существовании можно судить только по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию.
Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.
Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы[30].
Содержательные теории мотивации.
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, которые побуждают людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке базы современных концепций мотивации большее значение имели работы трех человек: А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда.
На основании теории Маслоу 5 главных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены частично потребности нижнего уровня. Но эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой[31].
Менеджеры, которые действуют на международной арене, также как и их коллеги, которые действуют внутри какой-то страны, должны обеспечивать возможности для удовлетворения потребностей сотрудников. Так как в разных странах относительная важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих на международном уровне, должны знать эти различия и принимать их в расчет.
Теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью.
Предполагая, что классификация потребностей, предложенная Маслоу, не полная, Мак Клелланд дополнил ее, введя понятие потребностей власти, успеха и принадлежности.
Потребность власти выражается, в качестве желания воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, так как оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.
Потребность успеха также находится примерно посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха человека, что только подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.
Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, базирующуюся на потребностях.
Герцберг пришел к выводу, что факторы, которые действуют в ходе работы, влияют на удовлетворение потребностей. Гигиенические факторы, всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации надо обеспечить воздействие мотивирующих факторов - таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признания со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей[32].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Характеристика предприятия ЗАО "Нарцисс"
Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для определения объемов и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях, являющимися составными частями всякого процесса управления вне зависимости от особенностей той либо другой организации. Потому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию.
Предметом исследования работы являются виды управленческих работ, необходимые для достижения организацией своих целей и задач. Объектом исследования, соответственно, будут главные функции управления, которые используют все менеджеры в любой организации, и для решения текущих задач, и определения дальнейшей перспективы.
В разработке этой - одной из самых важных направлений развития управленческой мысли – участвовали многие ученые и специалисты, «оттачивание» функций управления активно шло и на местах, где практики-менеджеры внедряли свои передовые идеи в организации. Например, можно назвать таких знаменитых специалистов и авторов популярных изданий: Майкла Мескона “Основы менеджмента” и Телора Фредерика Уинслоу, “Менеджмент”, внесших значительный вклад в развитии науки управления и функций управления в частности. Практическая значимость этой работы раскрывается во этой главе, где дается анализ функций управления действующего предприятия, и даются рекомендации по совершенствованию их применения[33].
Поведение людей не единственный фактор, который определяет эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать важными свойствами.
Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных итогов, своевременен, гибок, прост и экономичен[34].
Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.
Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за огромного числа разных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если периодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за границей. Главное не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят.
Координация – функция хода управления, которая обеспечивает его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними. Характер этих связей может быть самым разным, так как зависит от координируемых процессов. Потому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники, так и результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании. Огромную роль при этом играют технические средства связи, которые помогают быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ организации[35].
При помощи этих и иных форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, производится маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий хода управления, а также действий руководителей.