Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы деятельности нотариуса
1.1 Нотариат и органы, совершающие нотариальные действия - объекты контроля и надзора
1.2. Виды контроля над деятельностью нотариуса
1.3 Контроль за нотариальной деятельностью в отдельных странах
Глава 2. Практика контроля над деятельностью нотариуса
2.1 Проблемы установления и исполнения прав и обязанностей нотариуса
2.2. Ответственность нотариусов за злоупотребление полномочиями
Введение
Актуальность работы. Нотариус располагает очень значимое место в жизни любого юридического общества, и для того, чтобы понять значение самого нотариального института, нужно разобрать правовой статус нотариуса и контроль над его профессиональными действиями. Правовым статусом нотариуса является, прежде всего, его права и обязанности, а также ответственность за злоупотребление властью.
В соответствии со ст. 1, 7 и 8 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» в Российской Федерации есть нотариусы, действующими в частной практике, и нотариусами, работающими в нотариальных конторах. В последние годы расширился круг обязательного участия нотариуса в сделках по гражданскому праву. Проработаны предыдущие процедуры, введены новые. Так, например, до принятия Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»[1] соглашение о разделении общей собственности супругов (пункт 2 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации[2]) подлежит нотариальному удостоверению по просьбе супругов, теперь оно должно быть заверено нотариально.
Вопросы контроля за деятельностью нотариусов закреплены в Основном законодательстве Российской Федерации о нотариусах. Однако следует отметить кратковременность законодательства по такому серьезному вопросу. Закон не указывает порядок, процедуру и последствия контроля за деятельностью нотариусов. Этот пробел в законодательстве заполняется субъектами уставов, принятых нотариальными палатами, а также методическими рекомендациями, которые регулируют порядок осуществления контроля за деятельностью нотариусов. Формирование рекомендаций нотариусу, направлено на устранение причин, которые приводят к ошибкам и нарушению закона при совершении нотариальных действий, а также к соблюдению нотариусом обязанностей в качестве члена нотариальной палаты и Профессионального Кодекс нотариусов Российской Федерации.
Нотариальная деятельность является особенной, итоги ненадлежащего исполнения норм права при исполнении профессиональных обязанностей могут проявляться в течение длительного периода времени или могут быть непоправимыми.
Объект исследования: деятельность нотариуса.
Предмет исследования: являются совокупность правовых норм законодательства РФ, регулирующие отношения, возникающие в процессе осуществления нотариусом своих полномочий.
Цель работы: рассмотреть контроль за профессиональной деятельностью нотариуса.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть нотариат и органы, совершающие нотариальные действия - объекты контроля и надзора;
- привести виды контроля над деятельностью нотариуса;
- проанализировать контроль над нотариальной деятельностью в отдельных странах;
- выявить проблемы установления и исполнения прав и обязанностей нотариуса;
- указать ответственность нотариусов за злоупотребление полномочиями.
Глава 1. Теоретические основы деятельности нотариуса
1.1 Нотариат и органы, совершающие нотариальные действия - объекты контроля и надзора
Вопрос о месте нотариата в правовой системе России в целом и в системе гражданской юрисдикции весьма значим и актуален. Здесь высказываются самые различные, порой полярные точки зрения. Для понимания данного вопроса важно принять во внимание следующее. Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или нотариат, действующий как объединение нотариусов в качестве лиц либеральной профессии) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности. Является частью, особым образом действующей, государственной системы.
В современных условиях место нотариата определяется как органа, наделенного публичной властью и входящего в систему гражданской юрисдикции. При этом важным признаком органов гражданской юрисдикции является то положение, что их деятельность происходит в рамках процедурно-процессуальных форм различной степени сложности.
Конечно, нотариальное производство не сводимо к гражданскому или арбитражному процессу, да в этом и нет необходимости, однако достаточно большое число общих признаков связывают гражданское и нотариальное производство, подчеркивают качественное отличие нотариального производства от гражданско-правовых процедур, используемых в рамках взаимодействия участников гражданского оборота.
Нотариат разделяют на государственный и внебюджетный (частный). Также выделяют органы, совершающие нотариальные действия - органы местного самоуправления (в случае отсутствия в местности нотариальной конторы) и консульские учреждения, действующие за рубежом. Соотношение частного нотариата с государственным нотариатом не сопоставимо. Во многих субъектах Российской Федерации количество государственных нотариальных контор незначительно, а в некоторых и вовсе отсутствуют. Необходимость корректировки контроля, прежде всего, частных нотариальных контор, который осуществляют нотариальные палаты субъектов Российской Федерации, возникает непосредственно с развитием деятельности частных нотариальных контор по принципам латинского нотариата. Сегодня нотариальные действия требуют системного контроля со стороны органов юстиции, налоговой службы и суда.
Определение контроля и надзора законодательно не закреплено. В ряде научных работ отражены данные определения. Так, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Л.Л. Попов отражает: "контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками.
Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности.
Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда - необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий.
В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.
В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения"[3].
Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. В.Н. Аргунов определяет: "надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности"[4]. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.
В.В. Ярков отмечает, что цели контроля в сфере нотариата носят двоякий характер и должны учитывать специфику нотариальной деятельности и нотариальных актов[5]. "Во-первых, необходимость осуществления контроля за профессиональной деятельностью является необходимым элементом любой публично-правовой и частноправовой организации. Например, контроль осуществляется за деятельностью государственных служащих, сотрудников хозяйственных обществ и товариществ и т.д. Другое дело, что формы и организация такого контроля носят в каждой из организаций специфический характер, отражая характер и содержание соответствующей деятельности. Во-вторых, специфика контроля в нотариальной сфере определяется особенностью нотариальных актов. Большинство из них не имеет ограничений времени действия, например, нотариально удостоверенные договоры и свидетельства о праве на наследство действуют до тех пор, пока они не будут исполнены, либо не будет заключена новая сделка, или наследник не пожелает совершить сделку с имуществом, полученным им по наследству. Ограничение по времени действия имеют, например, доверенности, но и в этом случае срок их действия может составлять до 3 лет с момента удостоверения. Поэтому ошибки в нотариально удостоверенных документах могут отозваться и проявиться спустя многие и многие годы. При этом многие ошибки, например в тексте нотариально удостоверенного завещания, практически неустранимы, если завещатель уже умер и речь идет о подтверждении прав наследников".
В законодательстве о нотариате предусмотрены различные формы контроля за деятельностью нотариусов: профессиональный контроль; контроль налоговых органов и органов, взимающих обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды; судебный контроль; контроль, осуществляемый органами прокуратуры и следствия;
Также контроль за нотариальной деятельностью может носить как предварительный, так и последующий характер. Например, как отмечает Х. Фесслер: "профессиональный контроль носит как последующий, так и предварительный характер, поскольку направлен как на поиск уже допущенных ошибок, так и на профилактику их в будущем. Налоговый, судебный контроль и контроль органов уголовной юстиции в основном имеют последующий характер и направлен преимущественно на обнаружение нарушений законодательства с целью применения установленных законом правовых санкций"[6].
Безусловно, каждый из видов контроля за нотариальной деятельностью имеет свои особенности. Эта специфика зависит от характера деятельности органа, осуществляющего контроль, от задач, стоящих перед ним, и осуществляемых полномочий. Например, задачей профессионального контроля является помощь нотариусам в применении законодательства, обеспечение ориентации на единую нотариальную практику в условиях отсутствия многих необходимых нормативных правовых актов. Контроль, который осуществляется иными органами, носит эпизодический характер (исключение составляет налоговый контроль) и связан с конкретным гражданским либо уголовным делом, в котором ставится вопрос о правомерности действий нотариуса.
1.2. Виды контроля над деятельностью нотариуса
Предварительный контроль начинается за долго до того, как специалист в области юриспруденции станет нотариусом. Имеется ввиду экзамен на стажера нотариуса, непосредственно сама стажировка в течении года у нотариуса, выдавшего ходатайство на прохождение, и сдача квалифицированного экзамена, который дает право на получение лицензии на право осуществления нотариальной деятельности.
Особого внимания за профессиональной деятельностью нотариусов заслуживает текущий контроль. Данный вид контроля совмещает в себе элементы предварительного и последующего контроля. Это обусловлено спецификой совершаемых нотариальных действий.
Текущий контроль в том числе направлен на повышение квалификации нотариусов, а также на исправление уже допущенных ошибок, и на профилактику совершения ошибок в будущем. Своевременное выявление недостатков в деятельности работы нотариусов позволит избежать негативных последствий гражданского оборота.
Каждой форме контроля свойственна определенная процедура. Как уже говорилось выше, нотариальные палаты занимают особое место и наделены особым статусом при проведении профессионального контроля за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой. Такое огромное значение роли нотариальных палат в осуществлении контроля за деятельностью нотариусов признано не противоречащим Конституции РФ Постановлением Конституционного суда РФ от 19 мая 1995года.
За нотариальными палатами помимо процедуры проведения проверок за деятельностью нотариусов, закреплено право обращаться в суд с представлением о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью за нарушение норм действующего законодательства.
Методическими рекомендациями по проведению проверок исполнения нотариусами профессиональных обязанностей установлены виды проведения проверок. Срок проведения проверки установлен Основами законодательства о нотариате. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка работы нотариуса, должна быть проведена через год после наделения нотариуса полномочиями.
Данный срок проведения проверок может быть изменен законодательством субъектов РФ. Установлением подобного срока для проведения первой проверки на законодательном уровне, как раз говорит о внимательном отношении к текущему контролю за деятельность нотариусов.