Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (роль и функции рекламы).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Реклама на сегодняшний день фактически стала постоянным спутником по жизни для большинства современных людей и можно сказать, что она стала частью жизни общества.
Однако в рамках данного суждения можно выделить одну из главных проблем правового регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации. Так, если рекламодатель, заказчик рекламы, использует все возможные средства для достижения собственной цели - привлечения внимания потребителя, - то в этом случае потребитель занимает уязвимое положение и рискует стать жертвой рекламы, поддаться влиянию заинтересованной стороны.
В то же время если попробовать лишить заказчика рекламы такого эффективного способа связи с потребителем, то он лишится надобности в совершенствовании уже существующих товаров и вынужден будет создавать новые, увеличивая, таким образом, собственные расходы и нанося вред окружающей среде. Таким образом, можно нанести вред естественному развитию рыночных отношений.
Соответственно, государство вынуждено находить баланс между двумя движущими силами рынка, обеспечивая при этом безопасность потребителя и выгоду для заинтересованной стороны. Стоит отметить, что само понятие «реклама» в последние годы стало довольно востребованным и часто употребляемым не только в средствах массовой информации, но и в повседневной жизни, а также стало вызывать определенные ассоциации в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Слово «реклама» заимствовано во второй половине XIX века из французского языка, где reclame восходит к латинскому reclamare- «кричать, выкрикивать, зазывать».
Первоначально реклама была устной. Торговцы Древнего Египта и Древней Греции не просто зазывали покупателей, но сочиняли песни и стихи, восхваляющие качества продаваемого товара, привлекая к нему внимание прохожих. С 1593 г. стала распространяться и письменная реклама: считается, что именно в этом году появилась первая рекламная афиша. В 1611 г. берет начало развитие рекламного бизнеса: в Лондоне открывается первое рекламное бюро.
В России первые рекламные объявления появились в петровских «Ведомостях» (№ 2, 1719 г.). XXв. «затормозил» развитие русской рекламы - политико-экономическая система советского государства не нуждалась в ее услугах. Вновь реклама в нашей стране появилась лишь в 90-е годы прошлого века.
Рекламное дело в современной России развивается стремительно и само понятие «реклама» вмещает в себя уже более обширный и многогранный смысл чем ранее. Реклама стала неотъемлемой частью нашей повседневности, именно поэтому рекламная деятельность является самым быстро развивающимся видом деятельности на рынке и, соответственно, требует систематического обновления правового регулирования.
Выбранная тема, конечно же - актуальна, так как сегодня рекламная деятельность является одной из разновидностей предпринимательской деятельности, она приносит очень значительную прибыль и оказывает достаточно большое влияние на развитие рынка товаров, работ и услуг. Практически при любой экономической ситуации в обществе рекламная деятельность все же продолжает оставаться доходной, при этом рекламные отношения активно развиваются, зачастую опережая развитие их нормативного регулирования.
Целью курсовой работы является изучение правовой базы регулирования рекламной деятельности в России, тенденций развития правового регулирования, умения практически применять законодательство о рекламе, а также некоторые проблемы правового регулирования.
Задачи работы: определить понятие и виды рекламы; провести классификацию рекламы по предъявляемым к ней требованиям; выявить основные проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет; рассмотреть правовое регулирование скрытой рекламы в РФ.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в рекламной деятельности Российской Федерации рассматриваемые в теоретическом и практическом аспектах.
Предметом выступают особенности рекламы как вида предпринимательской деятельности. Основным источником курсовой работы является законодательство Российской Федерации в сфере рекламной деятельности, а также учебная литература различных авторов.
Глава 1. Общие сведения о рекламе
Понятие и сущность рекламы.
Познание основ рекламы начнем с определений и выясним, что же собственно составляет понятие рекламы.
Реклама 1– доведение информации о потребительских свойствах товара (услуги) до потребителя с целью создания спроса на данный товар (услугу). Проведение рекламы является составной частью маркетинга. Современная реклама, опираясь на исследовательские приемы, выработанные социологами, располагает большим разнообразием средств, которые можно классифицировать по следующим критериям. В зависимости от рекламодателя реклама:
а) производителей (рассчитана на индивидуального потребителя, на сферу торговли, на определенные группы общественности, на специалистов);
б) розничных и оптовых торговцев;
в) частых лиц;
г) правительства, общественных институтов и групп.
В зависимости от методов организации:
а) реклама с помощью средств массовой информации (печатная реклама – рекламно-подарочные издания (каталоги, проспекты, буклеты, плакаты, листовки)); реклама в прессе – рекламные объявления, статьи, и другие публикации (иногда со скрытным характером); реклама аудиовизуальная (экранная реклама); рекламные кинофильмы и видеофильмы;
б) прочие виды рекламных материалов: выставки и ярмарки; рекламные сувениры; прямая почтовая реклама (рассылка рекламно-информационных писем и целевая рассылка рекламно-печатных материалов); наружная реклама (рекламные щиты, афиши, световые вывески, электронные табло, витрины, реклама на транспорте и т.д.); паблик-рилейшнз – презентации, пресс-конференции, симпозиумы и т.д.; компьютеризированная реклама (размещение рекламной информации в банках данных специализированных информационных, компьютерных систем, в интернете и т.д.).
Реклама – это особый вид деятельности, который сопровождает человека на протяжении всей истории его развития.
Слово «реклама» произошло от латинского reclamare, что означает «кричать». Как термин, определяющий конкретный вид деятельности, он появился во второй половине XVIII в.
Однозначно определить природу рекламы невозможно, реклама объединяет в себе искусство со своими специфическими законами, науку, выросшую на стыке психологии, математики, статистики, логики, социологии и ряда других наук и, конечно, реклама является одним из основных инструментов современного маркетинга. Как мы видим понятие реклама – триединое.
Что касается определения рекламы, то мы видим, что, сколько существует опытных, серьезных рекламистов, столько мы имеем и определений рекламы. Все определения абсолютно справедливы и имеют право на существование, так как каждое из них по-своему раскрывает особенности рекламы как сферы человеческой деятельности. Мы же приведем еще два определения рекламы, каждое из которых является плодом коллективного труда и официально закреплено в документах.
Первое определение принадлежит Американской маркетинговой ассоциации: «Реклама – любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора». В этом определении отражена важнейшая функция рекламы – возможность передать информацию от рекламодателя определённой целевой аудитории, не устанавливая при этом прямого контакта с потенциальным покупателем, т.е. реклама носит неличный характер.
Более широкое и исчерпывающие определение рекламы, которое мы будем считать для себя основным, сформулировано в ФЗ от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ (ред. от 21.07.2005г) «О рекламе»: «Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».
Возникновение и развитие рекламы.
Как мы уже сказали, зародыши современной рекламы сопровождают человека уже много веков. Долгое время эти формы не осознавались как выражение одного явления. Они жили сами по себе.
Некоторые из этих форм можно считать прообразом современных видов рекламы. А именно:
- наскальные рисунки, в которых мы находим информацию о месте охоты и ее результатах, можно считать точкой отсчета современно наружной рекламы;
- «имиджевая» реклама также присутствовала, поскольку человек персонально, или группа людей всегда стремились выделиться среди себе подобных, используя различные элементы одежды, а также украшая свою внешность самыми разнообразными способами;
- и конечно, самая распространенная передача информации, например, о том, кто хорошо выделывает шкуры или шьет одежду – устная передача, являющаяся в современном понимании рекламой «из уст в уста». Все это можно охарактеризовать как примитивную рекламу;
Дальнейшее развитие рекламы полностью зависело от развития как общества в целом, так и производительных сил, в частности.
Следует подчеркнуть, что именно технические и научные достижения человечества, такие как изобретение книгопечатания, открытие электричества, радио, полеты человека в космос, компьютерная революция и др., стали основой средств распространения современной рекламы.
Рекламная информация играла роль простого сообщения о чем-либо (об событии, сервисе, товаре) вплоть до начала XIX в., после чего начался качественный скачок в развитии рекламы: появились рекламные агенты и рекламные агентства. Реклама стала приобретать черты, к которым мы привыкли сегодня, и к началу XX в. она превратилась в мощную индустрию.
Наиболее развитой «рекламной» страной на начальном периоде развития рекламы стала Англия, на тот момент одна из самых передовых стран мира. Примерно к середине XIX в. пальма первенства перешла к США, которые и в настоящее время занимают лидирующие позиции. Но теперь сильная рекламная индустрия есть не только в США и Англии, но и в Германии, Франции, Японии, Италии.
Реклама это все, все – это реклама!
Реклама похожа на грабли.
Она невинна как, грабли, тихо стоящие в сарае после прилежного исполнения своего ежедневного снегоуборочного долга. И опасна, как грабли, оставленные без присмотра там, где не надо, или используемые не по назначению (если пытаться, к примеру, граблями причесаться, учитывая их функциональное сходство с расческой, результат будет плачевным).
Тех кто не любит рекламу, очень много. Рекламу ненавидят целыми семьями, подъездами, трамваями, автобусами, отделами и трудовыми коллективами. «Ах-ах, - говорят они, - до чего дурно пахнут все эти наши рекламные трюки! Замучали своими прокладками, хоть крылышки на себя накладывай. Фи, как грубо вы вторгаетесь вы со своей рекламой в наше нежное подсознание, открытое исключительно для гуманитарных инициатив. И все-то карабкаетесь измученный непомерным объемом информации мозг по всем легальным и нелегальным каналам, все-то придумываете, как втюхать свое никому не нужное добро! Только о том и мечтаете, чтобы сунуть длинный нос в наше портмоне и вытянуть за свои поделки последний с трудом заработанный рубль».
Дети – в силу живости ума и неумного любопытства – запоминают десятки услышанных слоганов и декламируют их с удовольствием и выражением к ужасу мам, бабушек и воспитательниц, дома в общественных местах, где о рекламе говорить не принято. Ну какие тут рекламные фирмы в битком набитом автобусе в час пик?! Не откусили бы чего, тут не до рифмованного позиционирования!
Для множества людей реклама – мощнейший раздражитель, символ нечистой игры и закамуфлированного обмана. Утверждение: «То, что действительно хорошо и полезно, в рекламе не нуждается» - безусловный фаворит большинства дискуссий о вреде рекламы. Потому что сама ее суть – привлечь внимание, дать информацию и предоставить возможность выбора – была дискредитирована. Не раз и не два, не мной и не вами, не здесь и не сейчас. Но это реальность, которая дана нам в одном весьма стойком ощущении: рекламе доверяют неохотно.
Для кого реклама ассоциируется с наукой и искусством (каковыми она, безусловно, является в своих наилучших проявлениях)? Для меня и для вас. И не мной первой замечено, что иногда рекламные ролики бывают гораздо более содержательны и куда более профессионально исполнены, нежели телевизионные произведения, которые они перебивают.
Я готова признать себя жертвой рекламного глобализма: для меня мир наполнен рекламой, я не избегаю ее – я ищу с ней встречи везде, где это возможно. Может быть, это застарелая форма какого-то неопасного психического заболевания, потому что меня такие встречи очень радуют: это всегда возможность почувствовать себя по другую сторону баррикады: