Файл: Современные особенности курсообразования мировых валют (Курсовая политика в системе государственного регулирования экономики).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСООБРАЗОВАНИЯ МИРОВЫХ ВАЛЮТ
1.1 Курсовая политика в системе государственного регулирования экономики
1.2 Классификации режимов курсообразования
1.3. Особенности валютного регулирования в условиях развивающихся и постсоциалистических стран
Глава 2. Трансформация курсовой политики Банка России
2.1 Изменения валютной политики ЦБ РФ в период 2014-2018 гг.
2.1 Изменения валютной политики ЦБ РФ в период 2014-2018 гг.
На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля над проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля. В настоящее время наблюдается некоторая противоречивость регулирования курса рубля и инфляции Банком России. Однако приоритетная цель регулирования - развитие и укрепление банковской системы страны[16]. На настоящий момент времени в России на валютном рынке существует проблема частичной конвертируемости рубля по текущим операциям платежного баланса и полностью отсутствует конвертируемость по счету движении капитала. Курс рубля в значительной степени зависит от политики, проводимой ЦБ. Проведение валютных операций неизбежно связано с опасностью валютных потерь, возникающих вследствие изменения рыночных цен, процентных ставок, валютных курсов, вследствие, чего возникают проблемы на валютном рынке. На современном этапе инфляция подвергается влиянию таких факторов, как изменение курса рубля по отношению к доллару и евро, удорожание тарифов естественных монополий, увеличение пособий лиц с фиксированными доходами, рост издержек производства, рост цен на мировое топливо, инфляционные ожидания, негативные изменения конъюнктуры мирового рынка и другие. Инфляция 2010–2013 годов составляла 6,1–6,6% в год. По опыту предшествующих лет, видно, что уровень инфляции в пределах 10% в год не мешает экономическому развитию Российской Федерации[17]. Исходя из факторов, влияющих на формирование инфляционных процессов, государство Российской Федерации разрабатывает комплексные меры по устранению инфляции и ее последствий. Антиинфляционные меры РФ ежегодно основываются на ряде принципов таких, как устранение монополий в экономике, контроль над тарифами естественных монополий, стимулирование конкуренции на рынке, регулирование наценок на товары и услуги, эффективная таможенная политика в сфере экспорта и импорта. Большую роль в устранении инфляционных процессов национальной экономики играет регулирование ценообразования, которое осуществляется рядом механизмов. Первым механизмом является контроль над издержками производства естественных монополий, что тем самым помогает ограничивать рост тарифов естественных монополий[18]. Приоритетной задачей валютной политики Центрального Банка является расширение влияния национальной валюты на международных экономических рынках. С учетом мирового опыта предпочтителен постепенный переход к гибкому таргетированию инфляции с использованием в течение определенного периода режима регулируемого плавания валютного курса рубля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гибкие режимы курсообразования начали активно применяться в развивающихся странах только в 1980-1990-х гг. вслед за либерализацией торговых и финансовых взаимоотношений. В настоящее время центральные банки только трех развивающихся стран придерживаются свободно плавающего валютного курса (Банки Чили, Мексики и Польши). В большинстве случаев центральные банки придерживаются плавающих режимов курсообразования, сохраняя свое участие на внутреннем валютном рынке, но не ставя перед собой цель по поддержанию его на определенном уровне.
В периоды кризисов и высокой волатильности обменного курса решение о возобновлении валютных интервенций неоднократно принимались и монетарными властями стран, придерживающихся свободно плавающих обменных курсов. Справедливо это и для посткризисного периода 2010-2016 гг. Валютные интервенции возобновлялись с целью ограничения избыточной волатильности и/или рисков для поддержания монетарной и финансовой стабильности, или пополнения валютных резервов.
Отметим, что возобновление центральными банками разовых интервенций не противоречит принципам свободно плавающего валютного курса в методологии МВФ. В рамках свободно плавающих режимов курсообразования интервенции рассматриваются в качестве экстраординарной меры, а их объемы не позволяют воздействовать на уровень и динамику обменного курса, обусловленные действием фундаментальных факторов. Допускается не более трех случаев проведения интервенций, продолжительность которых не превышает трех дней. Однако валютные интервенции не должны формировать рисков для достижения целевого инфляционного ориентира, поскольку первоочередной целью таргетирующих инфляцию центральных банков остается поддержание ценовой стабильности. В то же время в странах с плавающим режимом курсообразования центральные банки устанавливают более широкий, нежели в странах со свободно плавающим валютным курсом, целевой диапазон. Это позволяет, учитывая специфику реализуемой курсовой политики, обеспечить эффективность таргетирования инфляции в терминах достижения целевых темпов роста потребительских цен.
Как показывает международный опыт, несмотря на проведение ряда реформ по развитию финансового рынка, для развивающихся стран, придерживающихся плавающих валютных курсов, характерна не только более высокая по сравнению со странами, фиксирующими обменный курс, курсовая волатильность, но и волатильность процентных ставок. При этом в большинстве случаев отказ монетарных властей от участия в процессе курсообразования сопровождался всплеском курсовой волатильности, а наиболее существенным он оказался в странах, принявших решение об отказе от таргетирования валютного курса в период кризиса.
Показательно, что по мере адаптации экономики к плавающему режиму курсообразованию курсовая волатильность во всех развивающихся странах последовательно ослабевает, хотя и остается на более высоком чем в развитых странах уровне. Справедливо это и для России, хотя ее уровень остается весьма существенным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Fleming JM, "Domestic Financial Policies under Fixed and under Floating Exchange Rates," International Monetary Fund, Staff Papers Vol. 9, No. 3, 1962. pp. 369-380 pp.
Ghosh A. Op.cit. p.76.
Ghosh, A. et al. Toward a Stable System of Exchange Rates, IMF Occasional Paper, 2010.
International Financial Statistics, International Monetary Fund, www.imf.org, официальный сайт Банка России, www.cbr.ru, расчеты авторов
Marrewijk C.V. International Economics. Oxford: OUP, 2012.
Marrewijk, C. van , in coop. with Ottens, D., Schueller, S., International Economics, - OUP, Oxford, 2007.
- Mundell A, "The Appropriate Use of Monetary and Fiscal Policy for Internal and External Stability," International Monetary Fund, Staff Papers Vol. 9, No. 1 (Mar., 1962), 1962. pp. 70-79 pp.
Mundell R.A. Capital Mobility and Stabilization Policy under Fixed and Flexible Exchange Rates // The Canadian Journal of Economics and Political Science. Nov. 1963. Vol. 29. No. 4. pp. 475-485.
Mundell R.A. International Economics. Macmillan, New York. 1968.
Mussa M. Op.cit. p.193.
Mussa M.. et al. Exchange rate regimes in an increasingly integrated world economy. -IMF Occasional Paper, 2000, p.193;
Rogoff K. et al. Evolution and Performance of Exchange Rate Regimes, -IMF Occasional Paper,2004, p.229;
Rogoff K. Op.cit. p.56.
Банк России. "Об операциях Банка России на внутреннем валютном рынке". 2015.
Банк России. "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 г." 2004.
Банк России. "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов". 2016.
Киюцевская А.М., "Плавающий курс российского рубля: миф или реальность," Вопросы экономики, No. 2, 2014.
Огарева, К. В. Международные валютно-кредитные отношения. Учебник и практикум, 2016. – 342 с.
- Степанова, Д. И. Валютное регулирование: российский и зарубежный опыт. М.: Банковские услуги, 2012. – 84 с.
- Хомаганова, Л. Д. Международные валютные и кредитные отношения, учеб.пособие. Иркутск: БГУЭП, 2012. – 264 с.
Приложение 1.
Классификация режимов валютных курсов.
Режим |
Критерии |
Отсутствие собственной денежной единицы |
В качестве денежной единицы выступает валюта другого государства |
Валютный комитет |
Законодательно закрепленное обязательство монетарных властей поддерживать фиксированный курс национальной валюты, включает ограничения на эмиссию национальной валюты для поддержания фиксированного валютного курса. |
Традиционная привязка (традиционный фиксированный курс) |
Де-юре монетарные власти фиксируют обменный курс национальной валюты или корзины валюты. Поддерживается он прямыми или косвенными интервенциями. Обменный курс может изменяться в узком диапазоне в пределах +/-1% центрального значения или спот курс не должен выходить за пределы 2% коридора как минимум в течение 6-ти месяцев. |
Привязка в рамках горизонтального коридора |
Предполагает де-юре принятие центральным банком обязательств по ограничению колебаний обменного курса в пределах +/-1% выбранного центрального курса или амплитуда его колебаний не должна превышать 2%. Подобным образом формировались, например, обменные курсы национальных валют европейских стран в рамках ERM, ERM II (European Exchange Rate Mechanism)9. |
Стабилизационные соглашения |
Колебания спот курса не выходят за пределы 2% коридора в течение шести и более месяцев, обменный курс не является плавающим. Стабильность курса достигается действиями органов власти, не предполагает юридических обязательств органов власти по поддержанию обменного курса. |
«Скользящая» привязка |
Предполагает обязательства монетарных властей по поддержанию обменного курса национальной валюты, который лишь незначительно может отклоняться от фиксированного значения в ответ на изменения оговоренных параметров макроэкономического развития: отклонение динамики внутренних потребительских цен и в странах торговых партнерах, или отклонения фактической инфляции в странах торговых партнерах от целевого (расчетного) значения. Степень отклонения номинального курса определяется с тем, чтобы скорректировать фактическое отклонение инфляции. Предполагает корректировку номинального обменного курса на величину либо фактического, либо ожидаемого изменения потребительских цен. |
Режим обменного курса, допускающий его корректировку |
Обменный курс должен оставаться в рамках узкого 2%-ного коридора от трендового значения, рассчитанного не менее чем за шесть предыдущих месяцев. Как правило, минимальные темы изменения обменного курса при таком подходе оказываются выше, чем в случае «скользящей привязки» или стабилизационного соглашения. Однако годовое изменение обменного курса национальной валюты должно быть не менее 1% либо в сторону его укрепления, либо обесценения. |
Плавающий режим валютного курса |
Отличительной чертой плавающего режима валютного курса является рыночный характер его формирования. Допускаются не только косвенные, но и прямые методы воздействия регулятора на динамику валютного курса, т.е. непосредственно купля/продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в целях предотвращения чрезмерных курсовых колебаний. Не предусматривает плавающий валютный курс только установления каких-либо целевых курсовых ориентиров. |
Свободно плавающий валютный курс |
Валютные интервенции рассматриваются в качестве экстраординарной меры. В течение шести месяцев допускается не более трех случаев, каждый из которых не превышает трех дней, когда монетарные власти вправе осуществлять валютные интервенции. |
Управляемый плавающий курс |
Де-факто реализуемый режим курсовой политики не соответствует ни одному из критериев, характерны ее частые изменения. |