Файл: Проявления профессионального стресса. Эмоциональное выгорание.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Профессиональный стресс: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, стресс-факторы. проявления стресса. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
1.1 Профессиональный стресс как разновидность стресса
1.2 Проявления профессионального стресса. Эмоциональное выгорание
3.1 Влияние гендерных факторов на профессиональный стресс
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональный стресс считается неотъемлемой частью современной жизни как мужчин, так и женщин. Каждого человека окружает большое количество неблагоприятных факторов, оказывающих негативное воздействие не только на его психическое состояние, но и на работоспособность и, как следствие, на профессиональную деятельность. Стресс, испытываемый мужчинами и женщинами, может не только весьма негативно сказаться на их общем состоянии, но и приводить к серьезным отрицательным социальным последствиям. При этом существуют определенные различия между протеканием профессионального стресса у мужчин и женщин и их реакцией на него.
Объект данной исследовательской работы –гендерные различия проявлений профессионального стресса.
Предмет исследования – психологические реакции женщин и мужчин – сотрудников правоохранительных органов на профессиоанльный стресс.
Цель работы –выявить и охарактеризовать гендерные различия проявлений профессионального стресса.
Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику профессиональному стрессу как явлению, найти основные стресс-факторы, раскрыть сущность эмоционального выгорания;
- выявить гендерные различия проявлений профессионального стресса;
- определить особенности проявления профессионального стресса на примере работников правоохранительных органов;
- дать практические рекомендации по преодолению проявлений и последствий профессиональных стрессов в коллективе.
Работа написана на основе научной, научно-популярной и учебной литературы, а также результатов социологических исследований.
1. Профессиональный стресс: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, стресс-факторы. проявления стресса. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
1.1 Профессиональный стресс как разновидность стресса
Вопрос, как возникает стресс у человека, динамика его протекания и последствия переживания человеком, уже достаточно давно привлекает внимание ученых. Проблеме стресса, в том числе профессионального, посвящено огромное количество научных трудов. Начало изучению положили труды Ганса Селье, который в 1930–1950-е гг. создал биологическую теорию стресса, утверждающую, что стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование [8; с. 90].Согласно теории Селье, в небольших количествах стресс необходим всем, так как заставляет думать, искать выход из проблемы и т.д. Такаяформа стресса положительно влияет на организм человека, и Селье назвал ее эустрессом. Стресс же, ухудшающий состояние и поведение человека, был назван им дистрессом. Именно из-за дистресса организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.
Механизм развития стрессаделится на три стадии. Первая – стадия тревоги, характеризующаяся экстренной мобилизацией защитных функций организма. Вторая – стадия сопротивляемости, где наблюдается устойчивое поддержание достигнутого уровня адаптированности. Третья – стадия истощения, в которой наблюдается упадок сил, возникает дезадаптация [8; с. 90].
Позднее Р. Лазарус ввел понятие эмоционального, или психологического стресса, понимая под ним широкий круг изменений психических проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических и других элементов стресса. Отличие психологического стресса от биологического заключается в том, что он зависит от индивидуальных психологических особенностей человека, при этом его характеристики менее жестко и однозначно навязываются спецификой внешних воздействий [8; с. 90].
Особой разновидностью стресса является профессиональный стресс, основные причины возникновения которого – это экстремальные воздействия факторов рабочего процесса и влияние организационных, социальных, экологических и технических особенностей трудовой деятельности. При этом развитие профессионального стресса может быть связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с другими, самыми различными событиями в его жизни. Однако обычно он все же связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью, ролевым конфликтом, плохим обеспечением безопасности работы, несправедливыми оценками труда и иными профессиональными факторами [3; с. 38].
Неблагоприятное состояние и экстремальные значения факторов организации, содержания, средств и условий деятельности, их чрезмерное воздействие на конкретного работика, несоответствие его функциональных и профессиональных возможностей, представлений и установок на парирование и преодоление эти неожиданных, интенсивных, длительных воздействий может явиться причиной развития профессионального стресса [3; с. 40].
Существует следующая, весьма подробная классификация причин профессионального стресса.
1. Организационные характеристики.
1.1. Структура организации:
а) специализация и разделение труда;
б) централизация управления;
в) соотношение структуры и функции организации;
г) формализация задания;
д) участие в управлении (в принятии решения);
е) кадровая политика, продвижение по службе [3; с. 40].
1.2. Организационные процессы:
а) цели деятельности (реальность, ясность, противоречивость и т.д.);
б) обратная связь о результатах деятельности;
в) профессиональная подготовка (переподготовка) [3; с. 40].
1.3. Управление организацией:
а) политика найма;
б) оценки деятельности;
в) оплата труда;
г) режим работы;
д) сдвиги рабочих смен;
в) охрана труда и техника безопасности;
ж) забота о здоровье работников;
з) организация рабочего места.
2. Рабочие характеристики.
2.1. Содержание работы:
а) объем работы (величина рабочей нагрузки);
б) сложность задания, наличие проблемных ситуаций;
в) ответственность, опасность задания;
г) информационная загрузка;
д) временные ограничения;
е) способы выполнения действий;
ж) проявления творчества, поиска, риска[3; с. 40].
2.2. Средства работы:
а) безопасность труда;
б) надежность техники;
в) компоновка приборов на рабочем месте;
г) кодирование информации;
д) разборчивость текстуры;
е) светотехнические особенности приборов;
ж) конструкция органов управления[3; с. 40].
2.3. Физико-химические и технические условия труда:
а) микроклимат и газовый состав воздуха на рабочем месте;
б) шум, вибрация, освещенность;
в) факторы опасности и вредности;
г) конструкция рабочего места, обзор, досягаемость до органов управления;
д) интерьер (дизайн) помещения [3; с. 40].
2.4. Социальные условия:
а) психологический климат;
б) совместимость, сплоченность;
в) межличностные отношения (конфликты);
г) ролевой статус;
д) конкуренция;
е) личное доверие;
ж) общественное признание, одобрение;
з) социальная ответственность [3; с. 40].
3. Индивидуальные характеристики.
3.1. Профессиональные:
а) уровень знаний, навыков, умений;
б) профессиональный опыт;
в) стремление к профессиональному совершенствованию;
г) кризисы карьеры;
д) удовлетворенность профессиональных ожиданий и результатов (целей)[3; с. 40].
3.2. Морально-нравственные и организационные:
а) нравственная зрелость и устойчивость;
б) целеустремленность;
в) дисциплинированность;
г) профессиональная ответственность;
д) аккуратность.
3.3. Психологические:
а) трудовая направленность;
б) развитие способностей и профессионально важныхкачеств;
в) особенности личности (тревожность, интернальность–экстернальность, интровертированность–экстравертированность, нейротизм, ригидность, агрессивность, эмоциональная реактивность, склонность к риску и др.);
г) психические состояния (уровень бдительности и готовности, доминантные состояния, фобии, утомление, депрессия, поведение типа А или В)[3; с. 40].
3.4. Физиологические:
а) острые и хронические заболевания;
б) пороги чувствительности анализаторов;
в) биологические ритмы;
г) функциональная асимметрия парных органов;
д) функциональные состояния (монотония, укачивание, гипоксия и др.);
е) возрастные изменения;
ж) вредные привычки.
3.5. Физические:
а) развитие силы, скорости, ловкости, выносливости;
б) антропометрические и биомеханические особенности[3; с. 40].
При этом причины подразделяются на две большие группы – непосредственные и главные.
«Непосредственной причиной можно считать событие, прямым следствием которого является развитие психической напряженности и стресса: например, сложность или опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для здоровья и жизни, отказ системы управления объектом, дефицит времени на парирование ошибочного действия, конфликт с руководством и др. Чаще всего непосредственные причины стресса бывают связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности» [3; с. 40].
Главной же причиной возникновения стресса служат индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда [3; с. 40].
Кроме того, учеными принято выделять большую группу дополнительных факторов жизни и деятельности индивида – сопутствующих, обусловливающих причин, которые предрасполагают к возникновению и усугубляют проявления профессионального стресса. К ним относятся несоответствие ряда организационных характеристик деятельности представлениям и установкам конкретного индивида (в области участия в принятии решения, продвижение по службе, наличия информации о результатах деятельности и т.д.), недостатки эргономики и т. д.[3; с. 40].
В эту же категорию причин включаются общие (глобальные) социальные и организационные стрессоры (преступность, экономические спады, экологические изменения, политические и военные кризисы, рост безработицы и т. п.), а также личностные стрессоры (семейные конфликты, потеря близких, юридические и финансовые проблемы, снижение трудоспособности, возрастные и жизненные кризисы и т. д.).
«Перечисленные факторы определяют общую организацию психического и физического состояния индивида, снижение его устойчивости к воздействию непосредственных и главных причин стресса, ослабление возможностей к преодолению стрессового состояния» [3; с. 40].
1.2 Проявления профессионального стресса. Эмоциональное выгорание
При этом профессиональный стресс и его вредное воздействие могут проявляться очень индивидуально, и значение тех или иных рабочих обстоятельств на человека существенно различается даже в относительно однородной профессиональной группе. «В литературе по профессиональному стрессу рабочая нагрузка, как понятие, не получила однозначного толкования. Такое положение связано, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, с различием во взглядах на суть нагрузки. Она является то ли объективным условием реального рабочего процесса, то ли субъективным отражением интенсивности какого-либо воздействия; ее воздействие рассматривается с позиций непосредственного (оперативного) эффекта, кумуляции эффектов, отдаленных последствий конкретного воздействия и т. д. Во-вторых, характер рабочей нагрузки существенно зависит от вида конкретной деятельности и включает не только параметры трудового процесса, которые можно измерять (объем, скорость, интенсивность воздействия и т. п.), но и качественные характеристики, такие как степень значимости результата, новизну рабочей ситуации и т.п.» [3; с. 40].
Рабочую нагрузку принято определять как воздействие на субъекта совокупности факторов трудовой деятельности, определяющих содержание (сложность) и условия выполнения конкретных задач, соотнесенное с возможностями (способностями) реализовать предъявленные ею требования. Общая рабочая нагрузка рассматривается как сочетание умственной, физической и эмоциональной нагрузки трудовой деятельности[6; с. 57]. Рабочая нагрузка не является какой-либо фундаментальной физиологической или психологической концепцией, а отражает процесс взаимодействия оператора с рабочей задачей. Величина работы, которую индивид должен выполнить, определяется в некоторой степени тем, сколько он хочет сделать и какими ресурсами для этого располагает. Объективно задаваемая задача может вызвать низкий или высокий уровень нагрузки в зависимости от того, какой уровень профессиональной подготовки имеет работник, его состояние и степень мотивации на выполнение задачи [бодров; с. 40].
Профессиональный стресс в значительной степени определяется рабочими требованиями, которые связаны с характером рабочей нагрузки, а напряжение в процессе трудовой деятельности обусловливается несоответствием между рабочими требованиями и возможностями человека, его индивидуальными ресурсами. Напряжение может возникать в результате каких-либо чрезмерных требований или неудовлетворенных потребностей.Так, к прмиеру, умственная нагрузка в деятельности оператора ЭВМ определяется объемом и содержанием информации о рабочих процессах и результатах выполнения трудовых задач, а также уровнем когнитивных, личностных, профессиональных и других возможностей индивида, и происходит из-за когнитивных ограничений [3; с. 40].