Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 442
Скачиваний: 13
Введение
Актуальность данного исследования определяется тем, что современные предприятия вынуждены постоянно заниматься улучшением своей деятельности. Это требует разработки новых технологий и приемов ведения бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий.
Модель позволяет провести всесторонний анализ, взглянуть со всех точек зрения, увидеть то, что, возможно, не видят все работники предприятия, в том числе и руководство.
Идея моделирования бизнес-процессов является сигналом к тому, что для современного руководителя и всех работников предприятия необходимо четкое видение всей деятельности и, главное, ее конечного результата.
Имея модель предприятия, всех его бизнес-процессов, сориентированных на конкретную цель, мы можем открыть возможность его совершенствования. Анализ предприятия как модели - это удобный способ ответа на вопрос, что необходимо и достаточно для достижения конкретной поставленной цели.
Объектом исследования является особенности бизнес-процессов гостиницы.
Предметом исследования выступает методы и средства построения основных бизнес-процессов гостиницы «Восток».
Целью курсового проекта является систематизация знаний о гостинице «Восток» и ее бизнес-процессах, разработать модели предметной области и выделенных бизнес-процессов на основе методологий структурного анализа.
В работе необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть хозяйственную характеристику предприятия;
- составить описание текущих бизнес-процессов;
- проанализировать методы и средства разработки бизнес-процессов
- разработать функциональную модель;
- разработать диаграмму потоков данных;
- рассмотреть процессы организации с технической точки зрения;
- составить рекомендации по улучшению бизнес процессов организации.
Источниковой базой исследования являлись устав организации и ее официальный сайт, а также специальная учебная и научная литература, посвященная вопросам моделирования бизнес-процессов и особенностям их реинжиниринга.
Методы исследования – наблюдение, гипотетико-дедуктивный метод, метод дедукции, методы системного анализа и синтеза проектных решений, метод моделей, метод графов.
Теоретическая значимость курсового проекта заключатся в исследовании основных аспектов моделирования бизнес-процессов культурно-просветительской организации на примере гостиницы «Восток».
Практическая значимость курсового проекта заключается в разработке моделей основных бизнес-процессов организации в различных нотациях и языках, что поможет выявить слабые места в работе организации и убрать причины их возникновения.
Глава 1 Анализ бизнес-процессов организации и разработка предметной области
1.1 Цели, задачи, структура гостиницы
Предметная области «Управление взаимоотношений с клиентом» будет рассмотрена на примере организации «Гостиница «Восток» т.к на её примере можно подробно раскрыть взаимоотношения клиента и лица поставляющие услуги.
Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Открытое акционерное общество «Гостиница «Восток»
Место нахождения Общества: 127106, Москва, ул. Гостиничная, д. 9-а, корп.3.
Общество имеет своей целью получение прибыли в интересах акционеров от осуществления своей деятельности.
Целью Общества является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли[1].
Основными видами деятельности Общества являются:
- оказание услуг в области гостиничного бизнеса,
- внедрение наиболее совершенных гостиничных технологий,
- осуществление торгово-закупочной деятельности;
- оптово-розничная торговля через сеть магазинов и киосков продуктами питания, прохладительными напитками, спиртными напитками, табачными изделиями и товарами народного потребления, предоставлять транспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов на собственном и арендованном транспорте,
- организовывать и эксплуатировать предприятия общественного питания, рестораны, кафе, бары,
- организовывать и эксплуатировать службы бытового обслуживания: прачечная, парикмахерская, косметический салон, спортивно-оздоровительный зал,
- эксплуатация собственной АТС, внедрение новых технологий,
- организовывать и эксплуатировать спутниковую связь,
- техническое обслуживание внутренних инженерных коммуникаций,
- организовывать экскурсионное обслуживание,
- осуществление внешнеэкономической деятельности, экспертно-импортных операций, содействие в этом российским и зарубежным предприятиям и организациям,
- организация и проведение на коммерческой основе презентаций, концертов, авторских вечеров и других форм культурно-массовых мероприятий,
- международный туризм, обмен специалистами, проведение стажировок и других мероприятий для развития внешнеэкономического и культурного сотрудничества,
- оказание услуг по хранению имущества третьих лиц (товарный склад),
- благотворительная деятельность,
- осуществление валютно-финансовых операций в порядке, установленном законодательством,
- осуществление деятельности по совершению сделок с жилыми и нежилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством, в том числе продажа с аукционов и на конкурсной основе, совершение сделок купли-продажи, дарения, обмена, мены, расселения жилых и нежилых помещений, оказание услуг по оценки стоимости жилых и нежилых помещений, деятельность (в т.ч. посредническая) по сдаче в аренду жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности как юридических, так и физических лиц,
- рекламная деятельность с использованием печатных изданий, радио и телевидения, выпуск рекламной продукции,
- оказание консалтинговых, маркетинговых, посреднических, консультационных, информационных, правовых и иных услуг физическим и юридическим лицам,
- организация и проведение внедренческих, инжиниринговых и других работ, технических, технико-экономических, финансовых и иных экспертиз и консультаций
Общество осуществляет любые виды хозяйственной, коммерческой и иной деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами РФ.
В целом номерной фонд гостиницы насчитывает 33 жилых номера различных категорий. Из них[2]:
• 4 номера категории «одноместный»
• 17 номеров категории «двухместный стандарт»
• 6 номеров категории «полулюкс»
• 6 номеров категории «люкс».
Оплата за одни сутки в соответствии с категорией номера составляет:
• «одноместный» - 1000 руб.
• «двухместный стандарт» - 1400 руб.
• «полулюкс» - 1800 руб.
• «люкс» - 2500 руб.
Каждый номер, независимо от категории, оборудован санузлом с душем, (некоторые оборудованы феном), телевизором (13 каналов спутникового телевидения), холодильником, телефоном и сплит-системой. Гостиница оснащена современной пожарной сигнализацией, а также системой видеонаблюдения. Клиенты имеют возможность воспользоваться ячейками для хранения ценностей, денег и документов.
В соответствии с уставом основной задачей гостиницы «Русь» является предоставление гостиничных услуг и обеспечение при этом максимальной экономической эффективности коммерческой деятельности предприятия на рынке гостиничных и туристических услуг. Для достижения поставленных целей имеется необходимая материальная база (Приложение А).
Основными ресурсами используемыми организацией, является: люди (трудовые ресурсы), капитал (финансовые ресурсы), материалы (материальные ресурсы), технологии и информация. Ниже на рис. 1 представлена организационная схема гостиницы.
Рис. 1 Организационная структура гостиницы «Восток»
1.2 Бизнес-процессы гостиницы
Гостиничный бизнес требует сложной организации, так как предполагает общение с клиентами на всех этапах. И именно грамотное моделирование бизнес процесса позволит сделать его конкурентоспособнее и прибыльнее.
Создание слаженного механизма работы всего персонала гостиницы – это мечта каждого отельера. Этого можно добиться только, если создать правильную бизнес модель и стандартизировать все элементы процессов. Только тогда можно максимально приблизиться к идеальному механизму. Понятно, что сделать процесс совершенно идеальным невозможно, так как предвидеть все ситуации в общении с клиентом нельзя[3].
В управлении гостиничным бизнесом есть множество процессов, которые нужно отладить до автоматизма. И от правильного распределения обязанностей и порядочности работников зависит многое. Именно поэтому персонал нужно подбирать самым тщательным образом. Если судить о том, какие основные бизнес процессы бывают в гостинице, то получаем такой список:
- сдача гостиничного номера;
- хозяйственное обслуживание теля;
- процесс снабжения отеля;
- маркетинговые ходы в организации работы гостиницы;
- финансовые процессы;
- организация охранной деятельности отеля;
- бизнес процессы для высшего руководства.
Недооценивать эту деталь в создании отлаженного функционирования отеля не стоит. Если не создать хороший бизнес процесс, то невозможно будет улучшать качество обслуживания клиентов и посетителей. Причем с течением времени необходимо оптимизировать уже существующие процессы. Это происходит посредством добавления новых, и удалением старых. Главное, чтобы реинжиниринг смог принести большую эффективность работы для любого отеля.
Если судить по статистике, то чаще всего усовершенствуют такие процессы в управлении отелем:
- возможность бронировать номера посредством интернета;
- продажа номеров с возможностью оплачивать номера с помощью интернета;
- быстрая регистрация и размещение посетителей;
- система наличного и безналичного расчета с посетителями гостиницы;
- сбор информации о гостиничных номерах, их анализ.
Гостиница — это огромная система процессов, которые связаны с пребыванием гостя. В каждом из этих процессов кроется ключ к успеху всей деятельности гостиницы. Именно поэтому мы внедряем стандарты обслуживания, за счёт которых контролируем соблюдение деталей[4].
Известно, что гость особенно счастлив тогда, когда во время каждого его пребывания он получает одинаковый уровень сервиса и перечень услуг. Момент, когда гость что-то «недополучил», ощущается особенно остро, что приводит к тому, что он попросту теряет интерес к гостинице или ресторану в целом. Психология клиента свидетельствует о том, что гости легче видят недостатки, чем замечают достоинства в обслуживании.
Создание отлаженного механизма гостиницы, в которой всё функционирует так, как должно, в которой все детали учтены и все опции просчитаны — цель каждого отельера. Однако, только через моделирование бизнес-процессов и стандартизацию отдельных элементов возможно максимально приблизиться к такому механизму.
Недооценивая бизнес-процессы, гостиницы теряют не только возможность улучшить качество обслуживания, но и способность вовремя реагировать на критические замечания клиентов. Подмечая лишь отдельные «детали», указанные гостями, и фокусируясь на них, не возможно увидеть полную картину, пока весь бизнес-процесс, связанный с этой деталью, не будет тщательно проработан и смоделирован.
1.3 Анализ методов и средств моделирования бизнес-процессов
В России для моделирования и анализа бизнес-процессов достаточно широко используются следующие средства моделирования: Rational Rose, Oracle Designer, AllFusion Process Modeler (BPWin) и AllFusion ERwin Data Modeler(ERWin), ARIS, Power Designer. За рубежом, помимо упомянутых, активно используются такие средства как System Architect, Ithink Analyst, ReThink и др. В Таблице 1 представлен перечень инструментальных средств, участвующих в рассмотрении. Представленная информация включает:
- наименование инструментального средства;
- данные о поставщике и представителе в России;
- краткая характеристика инструментального средства.
Таблица 1
Перечень инструментальных средств[5]
Наименование |
Поставщик |
Основной представитель в России |
Краткая характеристика |
BPWin и ERWin |
Компания Computer Associates (ранее компания Platinum) |
Компания Interface Ltd |
BPWin - инструмент визуального моделирования бизнес-процессов. |
Oracle Designer |
Компания Oracle |
Представительство Oracle в России |
Функциональное средство для описания предметной области. Входит в комплекс инструментальных средств Oracle9i Developer Suite по проектированию программных систем и баз данных, реализующих технологию CASE и собственную методологию разработки ИС компании Oracle - "CDM", позволяющих команде разработчиков провести проект, начиная от анализа бизнес-процессов через моделирование к генерации кода и получению прототипа, а в дальнейшем и окончательного продукта. Это средство имеет смысл использовать при ориентации на всю линейку продуктов Oracle, применяемую для проектирования, разработки и реализации сложной программной системы. |
Rational Rose |
Компания IBM (ранее компания Rational Software, в настоящий момент является подразделением IBM) |
Представительство IBM в России |
Средство моделирования объектно-ориентированных информационных систем. Позволяет решать практически любые задачи в проектировании информационных систем: от анализа бизнес-процессов до кодогенерации на определенном языке программирования. Позволяет разрабатывать как высокоуровневые, так и низкоуровневые модели, осуществляя тем самым либо абстрактное проектирование, либо логическое. |
ARIS |
Компания IDS Scheer AG |
Компания Логика бизнеса |
Интегрированное средство моделирования бизнес-процессов, объединяющее разнообразные методы моделирования и анализа систем. В первую очередь, это средство описания, анализа, оптимизации и документирования бизнес-процессов, чем средство проектирования ПО. |
System Architect |
Компания Telelogic (ранее компания Popkin Software, в настоящее время является подразделением Telelogic) |
Компания Тelelogic в России |
System Architect представляет собой универсальное CASE-средство, позволяющее осуществить не только проектирование данных, но и структурное моделирование. Средство проектирования данных и создания ER-диаграмм является одной из составных частей этого продукта. |
Power Designer |
Компания Sybase |
Компания Sybase |
PowerDesigner - средство моделирования бизнес-процессов, проектирования баз данных и объектного моделирования. |
Re-Think |
Компания Gensym |
Информация по российским компаниям, представляющим данный продукт, не найдена. |
Графическая объектно-ориентированная среда создания и сопровождения интеллектуальных приложений мониторинга, диагностики и управления сложными динамическими системами в реальных и моделируемых ситуациях. |
Ithink Analyst |
Компания High Performance Systems |
Компания Тора-центр |
Пакет для ситуационного моделирования. Позволяет строить наглядные и точные модели самых сложных политических и экономических ситуаций, используя библиотеку базовых моделей и методы системной динамики. Также используется при анализе инвестиционных проектов и реинжиниринге. |
Workflow Modeler (ранее Design/IDEF) |
Компания Meta Software |
Информация по российским компаниям, представляющим данный продукт, не найдена. |
Пакет для функционального и информационного моделирования, анализа и проектирования бизнес-процессов. Используется как составная часть в некоторых известных пакетах типа CIM (Computer Integrated Manufacturing) и САЕ (Computer Aided Engineering) и принят в качестве стандарта для проектов, финансируемых американскими и европейскими спонсорами. |