Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты конкуренции
Сущность конкуренции, ее виды и формы
Определение конкурентных преимуществ
2. Особенности добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции
2.1. Определение добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции
2.2. Методы борьбы от недобросовестной ценовой конкуренции на уровне предприятий
2.3. Ответственность за недобросовестную конкуренцию
Современное состояние конкуренции в России
3.1. Добросовестная конкуренция – честная борьба
3.2. Судебная практика по вопросам недобросовестной конкуренции в 2017-2018 гг.
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция является основным двигателем экономики любой страны и одним из важных принципов развития бизнеса. Благодаря конкуренции происходит экономический рост страны и разрабатываются новые товары и услуги, улучшается качество сервиса, создаются и развиваются новые формы бизнеса в целом.
В связи с тем, что свободного рынка сейчас практически не существует, вести конкурентную борьбу с каждым днем становится намного сложнее. С каждым днем участников бизнеса становится больше, а количество их клиентов остается таким же, тем самым, уровень конкуренции еще больше растет, и далеко не каждый бизнесмен владеет ресурсами и способностями, которые позволяли бы ему вести честную конкурентную борьбу.
Как и в любой борьбе, в конкуренции акцентируются методы, не нарушающие установленных норм и основ конкуренции, и методы, которые бесспорно порицаются и зачастую вступают в противоречие c законами страны.
Подобным образом, экономисты начали выделять добросовестную и недобросовестную конкурентную борьбу. Главным же отличием недобросовестной конкуренции от добросовестной считается то, что она не способствует, и даже вредит финансовому росту в любой области экономики.
Актуальность данной темы заключается в том, что конкуренция на сегодняшний день является неизменным атрибутом любого рынка товаров и услуг с той лишь разницей, что применяемые методы в борьбе за долю рынка и потребителей зависят от типа конкуренции, числа участников, предлагаемого потребителям товара и добросовестности способов и приёмов, используемых для достижения поставленных целей.
Однако не все участники рынка предпочитают добросовестные формы конкурентной борьбы, очень часто можно столкнуться c ситуациями, которые являются проявлениями недобросовестной конкуренции.
В законодательстве на сегодня расширена область норм и законов, направленных на защиту от недобросовестных конкурентов. Но, к сожалению, некоторым положениям Закона дана возможность усложнения жизни даже добросовестных конкурентов. Например, в неблагоприятных толкованиях Закона могут быть предъявлены некоторые моменты против законного правообладателя объекта интеллектуальной собственности. B последнее время именно это – проблема для многих бизнесменов.
Цель исследования – проанализировать основные методы добросовестной ценовой конкуренции и методы борьбы c недобросовестной ценовой конкуренцией.
Задачи работы:
-дать характеристику понятиям добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции;
-рассмотреть виды добросовестной конкуренции, и проблемы ее применения;
-рассмотреть виды недобросовестной конкуренции, и методы борьбы с ней;
-проанализировать ответственность за недобросовестную конкуренцию.
Структура данной работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты конкуренции
Сущность конкуренции, ее виды и формы
Компания выстраивает свое управление, ориентируясь на различные концепции: финансовые, которые требуют расчета и подбора оптимальных сфер инвестиций и расходов; конкурентные, которые вытесняют прочих конкурентов с рынка любыми возможными способами; товарные, которые повышают показатели качества продукции и услуг.
В нынешнее время положительный эффект оказывает маркетинговая концепция, которая ориентирована на удовлетворение и анализ запросов потребителей конкретного целевого рынка. Маркетинг является концепцией рынка управления сбытовой и производственной, а также научно-технической деятельностью компаний и организаций, которая направлена на анализ и изучение предпринимательской среды, определенных запросов потребителей, рынка и направленность на производимые услуги и товары.
Целью маркетинга является образование и стимулирование спроса, обоснованность управленческих решений, а также планов работы компании, увеличение объемов продаж, прибылей и доли рынка. Необходимо производить то, что будет хорошо продаваться, а не продавать то, что производится предприятием – данное высказывание является основой маркетингового подхода в управлении технической и научной деятельностью, сбытом и производством для любой компании. Данный лозунг подразумевает, что предприятию необходимо проводить глубокое исследование потребностей определенных потребителей, ориентируясь на полученные данные, а также осуществлять совершенствование и доработку товаров и услуг и лишь потом выходить с конкретным товаром и услугой на рынок.
Конкуренция является механизмом соперничества в сфере услуг и товаров, соперничества рыночных структур за возможность поиска своего покупателя, а также за право продажи своей услуги или товара на более выгодных условиях с целью получения прибыли[1].
Конкуренция должна включать в себя упорядоченность, гибкость в установленных рамках, которая исключает нечестные и незаконные приемы конкурентной борьбы. Таковыми являются требования законодательства.
Конкуренция является неотъемлемой частью рыночной деятельность. Наличие конкурента в определенной рыночной сфере образует элемент соперничества, поскольку продавцы сражаются за право предоставить лучшие условия для потенциального покупателя. Конкурентная борьба поддерживает и оживляет рынок, оказывает благотворное влияние на ценовую политику, а также создает новые виды сервиса, заставляя производителей проводить активную политику инноваций.
Конкурентная борьба является совокупностью действий предприятия, направленных на достижение конкурентного преимущества, а также на завоевание сильных позиций на рынке и попытке вытеснения с рынка своего конкурента[2].
Виды конкурентной борьбы зависят от множества факторов и условий, однако ее суть – стремление продать услуги и товар в большем объеме, нежели конкурент, а также по более низкой цене, тем самым переманивая потенциальных клиентов у своего конкурента, лишая его получения ожидаемой прибыли.
Организация, находящаяся на рынке, пребывает в конкурентной среде, характерезующейся рыночной деятельностью некоторого числа продавцов и покупателей, которые имеют право выходить на рынок и покидать его.
Конкурентная среда является совокупностью политических, экономических, социальных, правовых условий для развития конкуренции в стране. Конкурентная среда предоставляет предпринимательству свободу, пребладание рыночного вида экономических отношений, равноправие покупателей и производителей услуг и товаров[3].
Конкурентной позицией является положение, которое занимает организация в своей сфере, ориентируясь на результаты своей деятельности и на свои недостатки и преимущества по сравнению с конкурентами.
Присутствие конкуренции в сфере услуг или товаров, в которой работает компания, требует от нее организации конкретной конкурентоспособности, иначе компания быстро покинет данную сферу.
Конкурентоспособность предприятия рассматривается по отношению к определенному рынку потребителей, который формируется по признакам стратегической рыночной сегментации. В современных рыночных отношениях конкурентоспособность является основным признаком успешности компании. Нынешние законы затрагивают конкурентоспособность лишь частично[4].
Главные особенности понятия «конкурентоспособность» относительно различных объектов показаны в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Особенности понятия «конкурентоспособность» относительно различных объектов
Объект |
Чем характерезуется конкурентоспособность |
Главные требования к объекту |
1 |
2 |
3 |
Нормативные акты |
Уровень удовлетворения запросов в данной форме нормативного акта, возможность его применения на практике и в теории |
Соответствие международным стандартам, использование при разработке комплексного и системного подходов, перспективность и актуальность потребностей |
Научно- методические документы |
Уровень удовлетворения запросов в данной форме документа, возможность его применения на практике и в теории |
Соответствие международным стандартам по экологичности, взаимозаменяемости, безопасности использования объекта, применение мировых практик, использование новейших подходов, методов анализа и оценки, разработок |
Проектно- конструкторская документация |
Уровень соответствия в документации показателей качества и экономичности объекта требованиям конкретного рынка к моменту внедрения объекта у потребителя |
Применение современных методов разработок, опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта, соответствие международным требованиям (при необходимости) и требованиям потребителей |
Технология |
Возможность по данной технологии производить качественную и экономичную продукцию, опираясь на конструкторско-технологическую документацию |
Предоставление мобильности технологии, оптимальности степени автоматизации и механизации процессов, минимальных затрат ресурсов |
Производство |
Способность производства как сложной открытой организационно-экономической системы прогнозировать свое будущее, изготовлять конкурентоспособную продукцию и обеспечивать за счет этого достаточную для нормального функционирования и развития прибыль |
Применение прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности процессов и устойчивости функционирования компании |
Выпускаемая продукция (выполняемая услуга) |
Степень удовлетворения конкретных запросов по сравнению с лучшей аналогичной продукцией, используемой на данном рынке. Наличие сертификата качества |
Обеспечение качества и экономичности продукции (услуги) на уровне не ниже требований конкретной группы потребителей в соответствии с результатами сегментации рынка на момент внедрения продукции у потребителей |
Конкурентоспособность товара представляет собой главный фактор успеха коммерции на достаточно развитом конкурентном рынке. Данное понятие является многоспектным, означающим необходимость соответствия услуги или товара условиям определенного рынка, а также непосредственным запросам потребителей по экономическим, эстетическим, качественным и техническим характеристикам.
Анализ конкурентспособности товара должен проходить непрерывно и регулярно, чтобы улавливать начало понижения показателей конкурентоспособности и принимать определенные стратегические решения.
Чтобы понятно изложить сущность конкурентоспособности, необходимо отметить несколько моментов:
- конкурентоспособность обладает тремя главными составляющими: качеством, экономикой образования сбытовой политики и сервиса услуг и товаров, социальная-отображает запросы и потребности потребителей как людей, как покупателей, как членов общества.
- покупатель является главным оценщиком услуги или товара. Все части конкурентоспособности услуги и товара должны быть очевидными для покупателя;
- каждый рынок имеет своих покупателей;
- конкурентоспособность не является показателем, по которому вычисляется степень для одной или другой компании, она представляет собой философию работы в определенных рыночных условия, которая ориентируется на:
- понимание и исследование запросов и нужд потребителей, а также тенденции их развития;
- знание возможностей и поведения конкурентных организаций на рынке;
- понимание и анализ тенденций и состояния развития определенного рынка;
- знание окружающией среды, а также ее тенденций;
- способность создать услугу или товар, а также довести ее до потребителя;
- сделать все, чтобы потребитель предпочел данный товару, товару конкурентной компании.
На данный момент конкурентоспособность является удобным термином, который определяет тактические и стратегические методы маркетинга.
Любая компания должна производить конкурентную продукцию с целью получения крепкой конкурентной позиции в своей сфере. Конкурентная позиция позволяет исследовать и разрабатывать мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности. Для создания достоверной оценки уровня конкурентоспособности, а также для ее повышения, необходимо разработать новые методы:
- по сравнительным преимуществам предприятий;
- по факторам производства продукции;
- по позициям компании на рынке (функциональный и структурный);
- по качеству продукции;
- матричный.