Файл: Теоретические аспекты конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чем выше конкурентоспособность предприятия, тем больше гарантий получения высоких доходов в условиях рынка. Компания должна стремиться к достижению такого уровня конкурентоспобности, при котором она могла бы существовать продолжительный период времени. Поэтому перед любой компанией встает вопрос тактического и стратегического управления развитием возможности компании существовать в постоянно меняющихся условиях рынка.

Управление организацией в рыночных условиях сводится к анализу и исследованию факторов, которые понижают и повышают конкурентоспособность компании, подбору и осуществлению тактических и стратегических методов для достижения определенной цели. Значительное влияние на конкурентоспособность оказывают внутренние условия. Руководство компании может корректировать их изменения. Показатели финансового благополучия компании выступают в качестве экономических факторов[5].

Определение конкурентных преимуществ

На сегодняшний день возможны множество путей конкуренции, а также стратегий компаний, а именно: товарная, ценовая, производственная и д.р. Основа любой стратегии включает в себя конкурентные преимущества. Таким образом, стратегическое управления можно определить, как управление конкурентными преимуществами. Под конкурентным преимуществом понимается положение фирмы на рынке, которое позволяет ей преодолеть силу конкуренции и привлечь покупателей. Создаются конкурентные преимущества уникальными осязаемыми и неосязаемыми активами, которые в свою очередь находятся во владении компаний, теми стратегически важными для сферы деятельности данного бизнеса, что позволяет в свою очередь победить в конкурентной борьбе.[6]

Основу конкурентных преимуществ составляют те самые уникальные активы компаний, либо особая компетентность данных компаний в сферах деятельности, особо важных для данного бизнеса. Реализация конкурентных преимуществ происходит на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу деловой стратегии компаний.

Стоит также подчеркнуть, что под деловой стратегией понимают стратегию развития бизнес-единицы или деятельности компаний на конкретном товарном рынке. Основное внимание данная стратегия фокусирует внимание на улучшении конкурентной позиции товаров или услуг определенной бизнес-единицы. Основу корпоративной стратегии компаний составляет совокупность бизнес-стратегий.


Конкурентные преимущества позволяют компаниям иметь рентабельность намного выше средней для фирм данной отрасли или рыночного сегмента в целом и завоевать прочную позицию на рынке. Следовательно, преимущества компаний обеспечиваются с помощью предоставления потребителям благ, которые имеют для них важную ценность: за счет реализации продукции по низкой цене, или предложения товаров более высокого качества или с набором услуг.

Вырабатываю стратегию конкуренции требуется иметь ясное представление о самых сильных и слабых сторонах деятельности компаний, его позиций на рынках, а также иметь представление о структуре национальной экономики и структуре отрасли, в которой работает данная компаний.

Ниже на рисунке 1 представлены основные пути определения конкурентных преимуществ.

Рис. 1. – Определение конкурентных преимуществ на рынке

Необходимо отметить, что также существуют три стратегии, с помощью которых создаются конкурентные преимущества. Лидерство в цене – первая стратегия при которой основное внимание компаний при разработке и производстве продуктов являются издержки.

Вторая стратегия – дифференциация, при которой создаются конкурентные преимущества. Придерживаясь данной стратегии компании стараются придать продукту что-то, чтобы отличало данный продукт, делало его необычным, что могло бы понравиться потенциальным покупателям и за что он готов бы заплатить деньги. Данная стратегия прежде всего направлена на то, чтобы создать продукт и сделать его не таким, каким его делают конкуренты и для того, чтобы добиться данного результата, компаниям нередко приходится выходить за установленные пределы функциональных свойств продуктов.

Третья стратегия, которую компания может использовать для того, чтобы создать в своем продукте конкурентные преимущества является концентрация внимания на интересы определенных потребителей. В данном случае компании создают свой уникальный продукт для конкретного покупателя.

Таким образом, концентрированное создание продукта связано прежде всего с тем, удовлетворяется ли потребность конкретной группы людей или же создается специфическая система доступа к продукту. В связи с этим, проводя стратегию концентрированного создания конкурентных преимуществ, компании могут одновременно пользоваться как с помощью ценового привлечения потенциальных покупателей, так и дифференциацией.


Все представленные выше стратегии создания конкурентных преимуществ имеют существенные отличительные особенности, с помощью которых может сделать вывод о том, что компания должны достаточно четко определить то, какая стратегия им будет использована и ни в коем случае не смешивать эти стратегии между собой. Стоит также отметить, что есть определенная связь между данными стратегиями и это также должно быть учтено компаниями, при создании конкурентных преимуществ.

2. Особенности добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции

2.1. Определение добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции

Конкуренция – это основной фактор с помощью которого определяется упорядочение цен, а также внедряются в производство новые идеи и изобретения. Конкуренция способствует вытеснению из производства малоэффективных компаний и правильному использованию ресурсов, предотвращая диктат монополистов по отношению к потребителям.

Конкуренция бывает добросовестной – когда с помощью реальных методов обеспечиваются равные условия каждой компании, для дальнейшего функционирования на рынке и баланс между их интересами по отношению друг к другу. И недобросовестной – когда нарушаются установленные общепринятые правила и нормы конкуренции, а также законодательство и неписаные правила при которых регулируется конкуренция.

Для начала рассмотрим добросовестную конкуренцию, при которой компании используют повышение качества и характеристик реализуемых ими продуктов, различных маркетинговых стратегий и рекламы, а также создание более совершенной группы товаров и услуг. Одним из известных методов добросовестной конкуренции является «война цен», при которых манипулируют уровнем цен для того, чтобы привлечь потребителей, удержать долю рынка и нейтрализовать влияние конкурентов. Для того, чтобы добиться данного эффекта используется снижение цен, распродажа, различные акции, увеличение срока потребительского кредитования и многое другое. Таким образом, «война цен» отлично подходит для того, чтобы подавить на рынке более слабых конкурентов и отвоевать долю уже освоенного ранее ими рынка. Также, одним из эффективных методов является конкурентная борьба, при которой значительно улучшается качество реализуемого товара. Стоит отметить, что качественная продукция значительно способствует привлечению покупателей и имеет весьма долгосрочных эффект при борьбе с конкурентами и объясняется это тем, что для принятия ответных мер компаниям-конкурентам требуется достаточное время и материальные затраты, чтобы разработать и изготовить продукцию, которая по качественным показателям будет намного лучше или хотя бы не хуже продукта – лидера продаж.[7]


Для того, чтобы бороться с конкуренцией также возможно применение различных маркетинговых исследований, которые на основании запросов потребителей к качеству и характеристикам продукта, весьма помогут разрабатывая новый товар. Именно с помощью них возможно спрогнозировать ситуацию на рынке, основные риски и ответную стратегию компаний-конкурентов на введение на рынок нового товара.

Стоит также отдельное внимание уделить в борьбе с конкурентами рекламе в общественных СМИ, именно с их помощью можно сформировать мнение потребителей, скорректировать имидж отдельных товаров и всей торговой марки в целом.

Основную роль также играет до - и после продажное обслуживание покупателей, потому как весьма важно постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей их товаров и услуг. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей товаров и услуг данной компании по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок. Таким образом, с помощью после продажного обслуживания возможно создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, также включая обеспечение запасными частями, ремонт и многое другое.[8]

Добросовестная конкуренция является признаком здорового рынка, где фактическая польза от используемого метода компанией в конкурентной борьбе получает в итоге конечный потребитель продукции, товаров и услуг. В основном добросовестная конкуренция используется с целью «вытолкнуть» с рынка слабых соперников или для проникновения на уже освоенный компанией рынок.

Наряду с методами добросовестной конкуренции существуют менее законные методы для ведения конкурентной борьбы. На сегодняшний день в России одной из распространенных форм недобросовестной конкуренции являются методы, которые связаны с ценовой конкуренцией. Распространение форм ценовой конкуренции вполне объяснимо, так как потребитель при однородном качестве идентичного товара в большинстве случает предпочитает приобрести продукцию по более низкой цене.[9]

На рисунке 2 представлено соотношение форм недобросовестной ценовой конкуренции

Рис.2. – Соотношение форм недобросовестной ценовой конкуренции

Далее рассмотрим основные методы недобросовестной ценовой конкуренции, к которым относятся:

- экономический шпионаж;


- подделка продукции компаний-конкурентов;

- подкуп и шантаж;

- обман потребителей;

- валютные махинации;

- махинации, проводимые с деловой отчетностью;

- сокрытие дефектов продукции, товаров и т.д.

Сюда целесообразно будет также отнести и научно-технический шпионаж, потому как любая научно-техническая разработка является источником прибыли только когда находит свое применение в практике, то есть, только в случае, если предложенные идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых внедренных технологий.

Теперь рассмотрим недобросовестную конкуренцию, которая нарушает все установленные законодательством правила. В ФЗ «О защите конкуренции» данное понятие трактуют, как: «любое действие хозяйствующего субъекта, которое направлено на получение преимуществ осуществляя предпринимательскую деятельность, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и причинили или же могут при чинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации».

Также в ФЗ «О защите конкуренции» перечислены основные формы недобросовестной конкуренции, к которым относятся:[10]

- распространение неточных, ложных или же искаженных сведений, которые могут причинить убыток другому хозяйствующему субъекту, либо же нанести ущерб их деловой репутации;

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских свойств, качества и количества или же дезинформация в отношении производителей данной продукции;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимого или реализуемого им товара с товарами другого хозяйствующего субъекта;

- незаконное получение, использование и разглашение информации;

- приобретение и использование исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, работ, услуг.

Во многих зарубежных странах демпинг официально запрещен, как и тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и ирные методы недобросовестной конкуренции.[11]

Стоит отметить, что в России существует весьма специфический термин «административный ресурс», который часто используется в конкурентной борьбе и под этим обычно понимают нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.