Файл: Теория менеджмента(функции и виды корпоративной культуры организации ).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2 Функции и виды корпоративной культуры организации
1.3 Основные этапы становления корпоративной культуры
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Организационная структура ООО "ЛЕДА-ТУР"
2.3 Анализ корпоративной культуры ООО "ЛЕДА-ТУР"
На начальном этапе, в первый год деятельности, компания, насчитывающая в своем штате не более 5 человек, занималась расширением и улучшением качества предоставляемых услуг, основной целью организации являлось предложение эксклюзива в сфере туризма на территории Иркутской области.
Таким образом, фирма стремилась закрепить свое положение на рынке, улучшить его и быть конкурентоспособной.
Целями данной стратегии являлось:
- завоевание доверия клиентов;
- получение прибыли;
- рост организации;
- завоевание определенной доли рынка.
Выработка дальнейшей стратегии была связана со специализацией в производстве продукции (услуг). Данный тип стратегии предполагает наличие специалистов отдела маркетинга, а также развитую систему контроля.
Для этого также применяется кадровая стратегия. Она предполагает подбор высококвалифицированных специалистов, людей с опытом работы и желанием заниматься туристической деятельностью.
В результате в компании происходят следующие изменения в культуре организации;
- изменилась структура организации;
- приобретаются новые знания, навыки, происходит самореализация кадров;
- изменяется внешний и внутренний дизайн и оформление помещения, в котором располагается организация.
Исходя из требований, предъявляемых ранее к работникам в данной организации, можно было сделать вывод, что руководитель ставил на первое место профессиональные качества работников, на второй план отходили личные качества человека. Также было выявлено, что руководитель обладал авторитарным стилем руководства. Это доказывается следующими фактами:
- жесткий контроль со стороны руководителя;
- вся информация о заказах, клиентах, в строгом порядке доносилась руководителю;
- решения принимались руководителем.
Политика руководства, проводимая в отношении сотрудников, а именно требование максимального результата и эффективности, дала свои результаты.
Ангарская турфирма, штат которой вырос с 2004 года в 3 раза, стала лидером своего направления в Иркутской области в середине 2011 года.
Однако, после достижения всех, поставленных ранее, целей внутри организации наблюдалась, так называемая, стагнация:
- безынициативность персонала
- невозможность карьерного роста для сотрудников
- текучесть кадров.
Текучесть персонала объясняется целым рядом причин. Условно их можно разделить на объективные (внешние) причины и субъективные (внутренние). Говоря об объективных причинах, прежде всего, необходимо отметить, что последнее десятилетие характеризуется изменением отношения к труду во всем мире. Возрастает независимость работника, снижается его преданность организации, все больший акцент делается на достижение собственных целей. Одновременно идеологическая составляющая работы становится все меньше.
Субъективных причин значительно больше. Они индивидуальны и значительно варьируются в различных должностных, профессиональных и возрастных группах, регионах. Существенное значение имеют также форма собственности предприятия, уровень заработной платы, стиль управления и степень участия сотрудников в управленческом процессе.
Текучесть кадров имела огромное влияние на деятельность фирмы "ЛЕДА-ТУР" в целом. Во-первых, с уходом опытных специалистов отдела продаж, фирма потеряла часть клиентской базы, поскольку клиенты в первую очередь привязаны к турагенту, а не к турфирме. Во-вторых, на обучение новых сотрудников уходило много времени, зачастую с клиентами работали необученные люди, а следовательно многие потенциальные клиенты так и не становились реальными покупателями. В-третьих, после ухода рекламного агента, компания, из-за уровня зарплат ниже среднего не могла найти квалифицированного специалиста на эту должность. Более того, с уходом одних сотрудников возрастала нагрузка на оставшихся. Возникала так называемая "цепная реакция", когда перераспределение должностных обязанностей становится причиной распада трудовых коллективов и остановки целых участков работы.
Стремление изменить ситуацию повлекло за собой проведение активной политики по формированию корпоративной культуры в туристическом агентстве.
Были внесены следующие изменения:
- введена форменная одежда;
- обозначены условия дополнительного материального поощрения сотрудников;
- в компании стали ежегодно проводиться корпоративные мероприятия, посвящённые различным праздникам: Новому году, 23 февраля, 8 марта и др. В честь праздников сотрудники "ЛЕДА-ТУР" получают памятные подарки, "купоны" на оплачиваемые выходные;
- в дни рождения каждый сотрудник получает подарок-сюрприз, а также поздравление от коллектива в электронном виде (презентация, видео);
- при приеме на работу новых сотрудников им устраивают своеобразный "обряд посвящения";
- организовываются совместные поездки загород;
и многое другое.
Как отмечает директор ООО "ЛЕДА-ТУР", Прокофьева Татьяна Юрьевна:
"Корпоративные мероприятия - это важная и неотъемлемая часть жизни любой компании, в том числе и нашей! Уже на протяжении 3х лет мы стараемся поддерживать корпоративный дух, ценности и благоприятный климат в коллективе, посредством проведения различных мероприятий! Более того, наша турфирма, хоть и является коммерческой организацией, занимается поддержкой своих сотрудников, а именно: помощь с устройством в детские сады детей сотрудников, путевки в детские лагеря... Самим сотрудникам мы, в виде поощрений, предоставляем путевки в дома отдыха и т.п.".
После зарождения в фирме определенных традиций, появления лидеров (начальников отделов), к 2014 году значительно улучшился климат в коллективе и выросла эффективность работы каждого сотрудника, текучесть кадров уменьшилась втрое.
Нами был проведен анкетирование 10,случайно выбранных, сотрудников, для определения типа организационной культуры в турфиме.
Для выявления организационной культуры в данной организации был проведен тест: "Выявление преобладающего типа организационной культуры" (см. Приложение 3).
Тест ориентирует на выбор организацией типа корпоративной культуры, который соответствует индивидуальным склонностям. Ведь целесообразно принимать в организацию сотрудников, ценностные ориентиры и установки которых соответствуют организационной культуре.
По результатам анкетирования 70% респондентов туристическая фирма "ЛЕДА-ТУР" имеет корпоративную культуру, направленную на человека. И лишь 30% результатов указывают на то, что культура направлена на задачу. Важно отметить, что после принятия мер по организации корпоративной культуры в фирме, никто из участников анкетирования не отмечает авторитарности в организационной культуре компании.
Исходя из стиля управления и требований, предъявляемых к работникам, а также по сделанным выводам из проведенного теста "Выявление преобладающего типа организационной культуры", можно сделать вывод, что в организации существует организационная культура, направленная на человека, которая совпадает со стилем управления руководителя, ее дополняет культура, ориентированная на задачу.
Кроме этого, в рамках исследовательской деятельности, было решено провести еще одно тестирование. В ходе исследования было выявлен уровень корпоративной культуры (см. Приложение 2). На сегодняшний день общий балл ответов составил – 177. Это соответствует высокому уровню организационной культуры. А состояние коллектива можно оценить как мажорное (7-8 баллов).
1. Предлагаемые 29 утверждений значимы. Поэтому показатель ниже 4 баллов по какому-то пункту свидетельствует о неблагополучном положении дел на этом направлении трудовой деятельности и в межличностном общении работников. Своевременно принятые меры могут воспрепятствовать сползанию предприятия в кризисное состояние. Таким образом, работу по оздоровлению предприятия следует начинать с анализа дел, отраженных в конкретных утверждениях.
В выбранной фирме показатель ниже 4-х баллов имеет только один пункт "У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления".
2. Крайне важен анализ и соответствующее реагирование на показатели по четырем признакам: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль. Целеустремленная деятельность в направлении повышения балльных показателей по признакам может способствовать поднятию индекса в целом.
Итак, с помощью тестирования можно выявить принципы формирования корпоративной культуры, а так же положительные и отрицательные стороны руководства. Грамотный руководитель обратит внимание на показатели тестов и анкет и сделает для себя выводы: что нужно изменить, а что оставить прежним.
По результатам проведенного тестирования (анкетирования) единственными возможными рекомендациями туристической фирме будут :
- сохранение существующих традиций, ценностей и создание новых ритуалов
- повышение уровня ответственности сотрудников путем делегирования им некоторых полномочий руководства.
Особое внимание следует уделить делегированию полномочий на нижестоящие уровни, ведь это является одним из базовых способов повышения эффективности деятельности менеджеров (начальников отдела), а следовательно и всей организации.
Более того, степень участия сотрудников в управленческом процессе обуславливает их заинтересованность в работе в целом. Также, необходимо отметить, что при делегировании каких-либо полномочий и обязанностей на рядовых сотрудников, не нужно забывать о материальном поощрении за верно выполненную работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе выполнены следующие задачи:
1) дано определение понятию "корпоративная культура";
2) выявлены основные элементы, функции и виды организационной культуры;
3) на примере турагентства "ЛЕДА-ТУР" проанализирован тип организационной культуры фирмы и рассмотрены методы формирования позитивной корпоративной культуры.
Корпоративная культура представляет собой систему ценностей и правил поведения, которые разделяются всеми сотрудниками и определяют общий настрой и психологический климат в коллективе, это большая область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации.
В этой курсовой работе мы попытались рассмотреть основные положения, принципы и составные элементы корпоративной культуры и ее формирования. И можно сделать вывод, что любая предпринимательская организация может успешно существовать только при наличии сплоченной команды профессионалов на всех уровнях – от рядовых сотрудников до руководителей. Устанавливая, поддерживая и развивая формы внутренней коммуникации, системы поощрений и т.п., корпоративная культура становится сильным инициатором совершенствования стиля руководства, стиля управления, повышения эффективности деятельности организации в целом, что и стало следствием формирования организационной культуры в выбранной для анализа организации, ООО "ЛЕДА-ТУР". Особо серьезной и требующей немедленного решения, проблемой на этом предприятии являлась текучесть кадров, которая была обусловлена, по большей части, неразвитой корпоративной культурой. Руководство сумело вовремя и правильно отреагировать на сложившуюся ситуацию. Были созданы все условия для эффективной работы сотрудников, а именно: стали выплачиваться материальные поощрения, были заложены определенные ритуалы и традиции, развивались единая идеология и ценности. С учетом произошедших на сегодняшний день изменений, анализ данных, полученных путем анкетирования сотрудников ООО "ЛЕДА-ТУР", показал на позитивную направленность корпоративной культуры, ее высокий уровень и мажорное состояние коллектива. Проблема текучести кадров была решена не путем повышения зарплат, составления более гибких для сотрудников графиков работы, а созданием благоприятной атмосферы в коллективе, мотивации - это в полной мере подтверждает то, что корпоративная культура сегодня - один из важнейших факторов успешной работы предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бас В.Н. Корпоративная культура как инструмент формирования системы корпоративного поведения / В.Н. Бас // Экономические науки. - 2011. - №3. - С. 271-274.
- Беловодский O.A., Стадник В.А. Формирование корпоративной культуры на предприятии. // "Экономические проблемы устойчивого развития" (19-23 апреля 2010). Часть из. — Сумы, СумГУ, 2010. — 219 с.
- Ветчанова О.В. Корпоративная культура организации // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - №11. - 21-27 с.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.-3 изд. - М.: Гардарики, 2010. – 528 с.
- Кулакова Н.Г. Актуальные проблемы формирования организационной культуры гостиничного комплекса // Вестник СПбГУ.
- Рыбаков И.А. Корпоративная культура предприятий как фактор конкурентоспособности российской промышленности// Экономические науки. - 2010. - №12(73). - 137-141 с.
- Селезнев В.А., Орехов С.А, Тихомирова Н.В. Корпоративный менеджмент: Учебное пособие. - 2 изд.- М.: Дашков и К, 2012. – 440 с.
- Сысоева С.В., Крог Г.Г. Большая книга директора магазина - 2изд. - СПб.: Питер, 2012. – 381 с.
- Тюкавкин Н. Корпоративная культура и конфликты / Н. Тюкавкин, Н. Цаплина // Кадровик. Кадровый менеджмент: журнал в журнале. - 2010. - №9. - 36-41 с.
- Энциклопедия менеджмента http://www.pragmatist.ru/
- Организационная культура http://www.hr-culture.net/content/category/5/15/48/
Приложения
Приложение 1
Сравнительная таблица типов корпоративных культур (по О.В. Ветчановой)
Отличительный признак |
Вид корпоративной культуры(КК) |
Описание |
Преимущества |
Недостатки |
1.Преобладающий стиль управления организацией |
1.1. Авторитарная (директивная) КК |
Централизация власти, строгая служебная иерархия, тотальный контроль над сотрудниками. Мнение коллектива, как правило, не учитывается. Руководитель принимает все решения единолично или в узком кругу ближайших сподвижников |
Руководитель может контролировать все участки работы. Четкая дисциплина. Данная КК может быть эффективна в условиях антикризисного управления, в переходный период, однако поддерживать ее в организации постоянно не рекомендуется |
Данная КК отрицательно влияет на морально-психологический климат в коллективе, ведет к снижению инициативы и личной ответственности сотрудников (руководитель все равно даст задание сам). Отсутствие обратной связи в отношениях подчиненный-начальник вызывает взаимное недопонимание, недомолвки и может негативно сказаться на деятельности организации в целом |
1.2. Либеральная (попустительская) КК |
Руководство организации не принимает активного участия в управлении коллективом, при разрешении возникающих проблем старается занять нейтральную позицию, предпочитает не вмешиваться в назревающие конфликты. Работа в организации часто пускается на самотек |
Отсутствие жесткого контроля открывает больше возможностей для самовыражения и реализации сотрудников. Данный вид КК может благополучно функционировать в творческих коллективах (театрах, художественных и реставрационных мастерских) при условии наличия у всех работников высокого уровня самодисциплины |
Отсутствие контроля над выполнением служебных обязанностей и соблюдением правил внутреннего распорядка при слабом уровне самодисциплины и ответственности сотрудников может привести к деморализации трудового коллектива и срыву всей работы организации. В переломные и кризисные моменты, требующие волевых решений руководства, поддерживать такую КК нецелесообразно |
|
1.3.Демократическая (коллегиальная) КК |
Рациональное распределение обязанностей между всеми членами коллектива, делегирование полномочий, коллегиальное принятие ключевых решений, наличие двухсторонней обратной связи |
Данная КК способствует формированию благоприятного психологического климата в коллективе, стимулирует лояльность и повышает личную ответственность сотрудников. Рекомендована в периоды стабильного развития |
Может вызвать затруднения при принятии решений в случае слишком большой разобщенности членов коллектива во взглядах на тот или иной вопрос. При недостаточном авторитете руководителя может привести к саботированию его решений и неуместной фамильярности в общении |
|
2. Уровень стабильности (устойчивости) КК |
2.1. Стабильная КК |
Постоянство и предельная четкость действующих в организации норм, традиций, правил поведения и прочих элементов организационной культуры |
Сотрудники ясно понимают, что от них ждут; знают, "как можно" и "как нельзя" себя вести в различных ситуациях, возникающих в ходе рабочего процесса. Существующие нормы прозрачны и едины для всего персонала |
Недостаточная гибкость, консерватизм, нежелание меняться в соответствии с современными реалиями (годами устоявшиеся, но уже устаревшие нормы и правила искореняются с трудом) |
2.2. Нестабильная КК |
Неустойчивость (колебания) в общей системе управления организацией, отсутствие четких и единых для всех норм и правил поведения, избирательное отношение к разным членам коллектива |
Отсутствие четких норм и правил поначалу может рассматриваться как доверие руководства к своим сотрудникам, предоставление им большей свободы и широких возможностей для неформального общения. Данная КК может быть уместна в небольших организациях без сложной иерархической структуры |
В то же время отсутствие четких норм и правил, разная (порой диаметрально противоположная) реакция руководства на одни и те же действия сотрудников в зависимости от настроения и прочих субъективных факторов сбивает с толку и демотивирует персонал. Нестабильная КК может негативно сказаться и на внешнем имидже организации |
|
3. Степень соответствия личных и общественных интересов организации |
3.1.Интегрированная КК (высокая степень соответствия) |
Коллектив организации сплочен, внутри него формируется единое общественное мнение. Большинство сотрудников разделяют и поддерживают все элементы действующей организационной культуры |
Единство и сплоченность формируют командный дух, снижают уровень конфликтности, тем самым положительно влияя на конечную результативность деятельности всей организации |
Расхождение во взглядах, нежелание строить конструктивный диалог с инакомыслящими (сотрудниками, не разделяющими ценности и интересы, пропагандируемые действующей в организации корпоративной культурой) |
3.2.Дезинтегрированная КК (низкая степень соответствия) |
Отсутствие единого общественного мнения, разобщенность во взглядах, недовольство большинства сотрудников принятыми в организациями нормами и правилами поведения; как следствие – повышенная конфликтность среди членов коллектива |
При искреннем желании руководства наладить конструктивный диалог с сотрудниками и выслушать все имеющиеся мнения, ситуацию можно изменить в лучшую сторону. Возможно, для этого придется пойти на компромисс (в разумных пределах) и пересмотреть отдельные элементы КК |
Демотивация персонала, низкий уровень самоотдачи сотрудников, несоблюдение ими действующих норм и правил. Все это приводит к снижению эффективности работы и ухудшению имиджа организации в глазах общественности |
|
4. Общая направленность доминирующих в организации ценностей |
4.1. Личностно ориентированная КК |
Основной ценностью организации являются работающие в ней люди. Руководство стремится всячески поддерживать сотрудников, вникает в их потребности и проблемы. Большое внимание уделяется развитию человеческих ресурсов |
Предоставление широких возможностей для профессиональной и творческой самореализации является хорошим стимулом для сотрудников, повышает степень их ответственности к возложенным обязанностям и уровень лояльности по отношению к работодателю |
Возможна излишняя лояльность руководства по отношению к работникам, граничащая с попустительством. В угоду личным интересам отдельных сотрудников может снижаться внимание к производственным вопросам |
4.2. Функционально ориентированная КК |
Во главу угла ставится четкое выполнение функциональных алгоритмов деятельности с неукоснительным соблюдением всех существующих норм и требований. Личным интересам сотрудников уделяется минимум внимания |
Поскольку интересы дела занимают первоочередное значение, данная КК способна обеспечить бесперебойное функционирование организации и выполнение поставленных перед ней задач |
Существует риск чрезмерной унификации и обезличивания всех производственных процессов. Игнорирование личных потребностей и возникающих у персонала проблем может негативно сказаться на конечных результатах деятельности организации |