Файл: Основные функции в системе менеджмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.  Управление, или как еще называют эту науку, менеджмент, в настоящее время приобрел общепризнанный характер – руководители в своей деятельности опираются на теоретические основы функций менеджмента. В учебных заведениях и на специальных курсах можно получить соответствующие знания и использовать их на практике.

Понятие «менеджмент» по сути, является синонимом слова «управление», но, в то же время, есть одно отличие, которое ясно различает область применения данных терминов. Управление можно отнести к неживой и живой сферам. Например, управление государством, техникой, биологическими процессами. Управление является более широким понятием. Понятие «менеджмент» же применяется только в управлении социально-экономическими системами - совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, технологий, методов, информационного , материального, а также правового обеспечения деятельности.

Слово “менеджмент” английского происхождения и означает “управлять”.

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

Менеджер – это самостоятельная профессия, в которой есть собственные профессионально-специфические инструменты и навыки, явно отличающиеся от других профессий.

Человек, прошедший большую специальную подготовку и добившийся результатов посредством других людей – менеджер. Он является признанным лидером любого коллектива.

Однако при изучении этой науки важно знать, что менеджмент - это ещё и область человеческого знания, помогающего осуществлять управление, опираясь на определенные функции, потому что работа по достижению целей с помощью других - это серия непрерывных взаимосвязанных действий, а не какое-то единовременное действие. Эти действия очень важные для успеха организации, каждое такое действие само по себе является процессом. Их называют управленческими функциями. Каждая такая управленческая функция тоже представляет собой процесс, т.к. также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления это общая сумма всех функций. Сам менеджмент имеет пять наиболее общих взаимосвязанных функций: организация, планирование, стимулирование, контроль и мотивация.


Функция – это очень распространенное слово, которое имеет много понятий. Функция - это круг деятельности, назначение, роль и обязанность. Такое понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности. Под функцией в философии понимают проявление свойств какого-нибудь объекта в этой системе отношений; в математике - зависимость одной переменной от другой; в биологии - работу, производимую органом, организмом. В социально-экономических системах понятие “функция” также широко применяется к объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам видам деятельности и ко всей системе в целом. Все занимают особое место в системе менеджмента и играют главную роль в ее формировании. В данной работе мы рассмотрим весь комплекс функций менеджмента, критерии их выделения и взаимосвязь между ними. Приводятся функциональное моделирование систем менеджмента и его основы, содержатся рекомендации, как при помощи функций создать эффективно работающий аппарат управления и как работать с функциями менеджмента. Функция менеджмента, как возможная область формирования управляющего воздействия, предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.

Анализ литературы и изученных источников показал, что в разработке теоретических основ принимали участие многие специалисты и ученые, кроме того, «оттачивание» функций управления активно проявлялось и на местах, где менеджеры-практики внедряли свои цели в организации.

Главная Цель моей курсовой работы - исследование основных функций менеджмента. Для достижения этой цели в ходе работы нужно рассмотреть каждый вид управленческой функции.

Предмет исследования курсовой работы - менеджмент.

Объект исследования - основные функции управления, используемые менеджерами в каждой организации, как для определения дальнейшей перспективы, так и для решения текущих задач.

Практическая значимость моей курсовой работы заключается в том, что в данном материале собраны и рассмотрены все основные функции менеджмента.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

В зарубежной и отечественной литературе есть множество понятий «менеджмента».

Менеджмент – это самостоятельная наука, которая требует освоения, для успешной профессиональной деятельности менеджера.

Менеджмент - это наука, использующая моделирование и количественные методы для принятия решений в управлении.

Менеджмент – это искусство управления, которое требует личные способности и творческий потенциал менеджера.

Менеджмент – это совокупность специальных и общих функций управления. [III]

Менеджмент – это управление любой хоз. деятельностью предприятия или фирмы в рыночных условиях (профессионально осуществляемое), которое направлено на получение прибыли путем рационального использования ресурсов. [VII]

Менеджмент – это такая динамичная организация управления, которая необходима хозяйственному, экономически самостоятельному объекту, гибкая система инновационного и предприимчивого руководства, которая способна приспосабливаться к особенностям рынка, условиям конкуренции и внешней среды.[VII]

Проще говоря, менеджмент – это такая способность добиваться поставленных задач при помощи интеллекта, а так же мотивов поведения других людей.

Термин «управление» шире термина «менеджмент», т.к. используется в различных сферах и видах человеческой деятельности. Определение «менеджмент» можно использовать в управлении социально-экономическими процессами на уровне фирмы, которая действует в условиях рынка.[XVI]

По типам рыночного управления «менеджмент» имеет следующие отличительные черты:

- полная ориентация на рынок;

- ориентация на человека;

- постоянное совершенствование системы управления организацией.

- ориентация на потребителя;

Сегодня к менеджменту применяют следующие научные подходы:

1. Системный подход появился в 50-е годы XX века. Он существует и в наши дни. Системный подход – это такой способ мышления в отношении организации и управлению. Он предполагает исследование объекта анализа как системы, включающей в себя подсистемы, без которых невозможно функционирование объекта в целом. При анализе рассматриваются внешние связи объекта и внутренние связи между компонентами. [IX]

Главные системные принципы:

1)целостность (несводимость свойств системы к совокупности свойств сопоставляющих её элементов и невыносимость свойств целого; подчинённость каждого от её функции, места внутри целого); [X]


2)структурность (вероятность описания системы через констатирование её структуры, т.е. отношений системы и сети связей; определённость поведения системы как поведением её отдельных элементов, так и свойствами её устройства); [X]

3)связь структуры и среды (система организовывает и представляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом энергичным компонентом взаимодействия); [X]

4)иерархичность (любой компонент системы рассматривается как система, а исследуемая система представляет собой один из компонентов мировой системы); [X]

5)множество описаний каждой системы (в силу принципиальной затруднительности каждой системы её точное познание требует построения множества разных моделей, каждая из которых объясняет лишь отчётливый аспект системы). [X]

Применяя системный подход к менеджменту, можно увидеть организацию в единстве составляющих её частей, которые связаны с внешним миром.

2. Процессный подход появился в 20-х годах XX века и так же существует до настоящего времени. Это первый подход, предложенный классической административной школой. Такой подход рассматривает «менеджмент» как сплошную серию взаимосвязанных функций, определяет управление как процесс направленной на достижение целей организации деятельности. Каждая управленческая функция так же является процессом исходя из процессного подхода. [IX]

В процессном подходе менеджмент понимается как простое взаимодействие людей в организации, учитывая влияние на деятельность во внешней среде.

Процессный подход к менеджменту используют для получения качества производимого труда. Организация с целью удачного функционирования обязана для себя определить и в дальнейшем управлять взаимосвязанными видами действий. Это происходит тогда, когда в деятельности фирмы используются ресурсы, управление которыми рассматривается как процесс формирования должного преобразования входов в выходы. Нередко выход из одного процесса непосредственно является входом в следующий. Процессный подход в менеджменте обладает определённым преимуществом, заключающееся в непрерывности управления, которое обеспечивается им на границе раздельных этапов в рамках одной системы и её сочетаний. При применении такого подхода внутри системы менеджмента можно понять важность достижения хороших результатов в процессе, понимания конкретных требований и соответствия им, обязательности исследования процесса с позиции ценности. [V]


3. Ситуационный подход появился в 60-е годы XX века, также существует в наше время. Основан он на теории, что в управлении организации нет только единого набора принципов, полезных во всех ситуациях, т.е. отвергаются любые универсальные принципы менеджмента. [V]

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. [VI]

Совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий работников по осуществлению функций менеджмента, которые выполнены по определенной технологии и направлены на достижение целей социально - экономической системы называется процессом менеджмента. [XI]

Функция управления отражает вид управленческой деятельности, состав процесса управления, совокупность обязанностей субъекта управления (управляющей подсистемы). [XI]

Каждая функция менеджмента это сфера действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, которые связаны единым управленческим циклом. [XI]

Файоль Анри - разработчик теории административного управления в своём издании "Общее и промышленное управление". Глава "Элементы управления". Москва 1923г. в начале XX века выделил пять исходных функций административного процесса: контроль, согласование, предвидение, организация, распорядительство. [I]

Изучать будущее, устанавливать программу действий – значит предвидеть. Строить двойной организм предприятия (социальный и материальный) значит организовывать. Распоряжаться – это приводить в действие персонал предприятия. Согласовывать – сочетать все действия и усилия, объединять, связывать. Контролировать - значит наблюдать, что бы всё происходило по отданным распоряжениям и установленным правилам. [I]

Все функции менеджмента делятся на два признака: по направлению воздействия на объекты управления (конкретные функции) и по содержанию процесса управления (основные функции).

Основными функциями менеджмента являются:

Прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование. [X]

Прогнозирование - это предвидение результатов деятельности предприятия. [X]

Целеполагание - это формирование и постановка целей в соответствии с потребностью общества в производимой организацией продукции и услугах, в обеспечении реализуемости и ресурсообеспеченности целей. [X]