Файл: Метод тестирования в психологии и педагогике: надежность, валидность, стандартизация.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 4
Субъективный подход представлен многочисленными опросниками, а проективный - разнообразными проективными методиками исследования личности.
Внутри каждого из подходов могут быть легко выделены группы достаточно однородных, близких друг другу методик (тестов). В то же время некоторые из конкретных психодиагностических методик трудно отнести к одному из подходов, они будут занимать как бы промежуточное положение. Между рассматриваемыми диагностическими подходами нет и не может быть непроходимых границ, которые отсутствуют и в исследовательских методах психологической науки.
Опросники личностные - совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый (информант) может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы в анкете сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал спою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и т.д.[47]
Личностные опросники позволяют получать информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне - от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных взглядов. Личностные опросники создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, получившие название шкал, различаются между собой по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожность, лидерство, агрессивность и др.). Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графика. В настоящее время создано огромное число личностных опросников самых различных типов в зависимости от той или иной теории личности. Некоторые из них предназначены для одновременной оценки многих сторон личности (например, ММР1 - Миннесотский многопрофильный личностный опросник), но большинство направлено на изучение отдельных ее свойств (методики Г.Айзенка, К. Тейлора и др.). Во многих опросниках определение черт личности основано на использовании различных техник факторного анализа (тест Дж. Гилфорда, 16-факторный тест Дж. Кеттела и др.). Основным недостатком личностных опросников является то, что испытуемые, в большей или меньшей мере понимая показательную ценность ответов, могут иногда отвечать на вопросы с учетом требований ситуации опроса и ожиданий, приписываемых ими лицу, осуществляющему опрос, т.е. вольно или невольно искажать сообщаемые о себе сведении.
1.3. Характеристика методик
«Шестнадцать личностных факторов» опросник (SixteenPersonalityFactorQuestionnaire, 16 РF) - опросник личностный. Впервые опубликован Р.Кэттеллом в 1950 г., последнее переработанное руководство «Шестнадцать личностных факторов» опросник вышло в 1970 г. (Р. Кэттелл с соавторами). Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе черт.
Разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А и В, причем А считается стандартной формой) по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже чем 8-9 классов). В обеих формах «Шестнадцать личностных факторов» опросник по 3 «буферных» вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов. Обследуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»); при этом его предупреждают о том, чтобы ответов «не знаю» было как можно меньше. Полученные результаты выражаются в шкале стэнов с минимальным значением в 0 баллов, максимальным – 10 и средним 5,5 балла. Строится «профиль» личности, при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными.
В разработке «Шестнадцать личностных факторов» опросник Р.Кэттелл первоначально исходил из точки наблюдения L-данных (liferecorddata), т.е. данных, полученных путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Выделенные Г. Олпортом и X. Олдберг 4500 слов, ясно обозначающих черты личности и особенности поведения (на базе словаря из 18000 слов), Р. Кэттелл разбил на синонимичные группы и отобрал в каждой из них по одному слову, выражающему основное смысловое содержание соответствующей группы. Это позволило сократить список личностных черт до 171. Затем каждая из этих характеристик личности оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых. Взаимная корреляция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционных плеяд, внутри которых расположились высококоррелирующие характеристики. Все плеяды содержали пары членов, имеющие значимые отрицательные корреляции, например: веселый - печальный, разговорчивый - молчаливый и т. д. Так был получен набор из 36 биполярных названий, который был расширен до 46 за счет включения специальных терминов, найденных в работах других исследователей. Для всех биполярных пар были составлены рабочие определения.
Например:
Эмоциональный |
Стабильный |
Всегда аффектированный, возбужденный, много смеется, часто бывает сердит, проявления эмоций отличаются чрезмерной выразительностью |
Эмоциональная выразительность отсутствует, диапазон эмоциональных проявлений мал, сохраняет спокойствие даже в эмоциогенных ситуациях |
В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факторов. В дальнейшем Р. Кэттелл осуществил переход (обусловленный трудностями экспертного оценивания) к Q-данным (questionnairedata), т. е. данным, полученным с помощью опросников. При этом сбор Q-данным координировался с имеющимися L-данными. Р. Кэттеллом созданы разные модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной является 16-факторная, соотнесенная с «Шестнадцать личностных факторов» опросник.
Факторы личности, диагностируемые «Шестнадцать личностных факторов» опросник, обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква «Q» используется только для тех факторов, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют «бытовые» и «технические» названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов. Например, фактор А - «сердечность, доброта - обособленность, отчужденность». Технические названия предназначены для специалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора. При этом часто используются искусственно созданные названия: например, тот же фактор А будет определяться как «аффектотимия - шизотимия». Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполяр-ной форме, чем устраняется двусмысленность в определении их содержания. Следует иметь в виду, что определение концов оси фактора как положительных (+), так и отрицательных (-) условно и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Обычно описание каждого фактора у Р. Кэттелла состоит из разделов:
а) буквенный индекс фактора; разработана также система универсальной индексации, включающая сведения о принципе выделения того или иного фактора и его порядковом номере;
б) техническое и бытовое название;
в) список наиболее значимых характеристик в L-данных;
д) интерпретация фактора. Например, фактор С, выделенный на основе L- и Q-данных (по В. М. Мельникову и Л. Т. Ямпольскому, 1985):
Положительный полюс (С+) |
Отрицательный полюс (С-) |
Сила «Я» |
Слабость «Я» |
Эмоциональная устойчивость |
Эмоциональная неустойчивость |
Свободный от невротических симптомов |
Имеется много невротических симптомов |
Неипохондрнчен, не проявляет заботы о состоянии здоровья |
Ипохондричный, беспокоится о состоянии здоровья |
Интересы постоянны |
Переменчив, неустойчив в интересах |
Спокойный |
Легко расстраивается |
Реалистичен в отношении к жизни |
Уклоняется от ответственности |
Настойчив, упорен |
Не доводит дело до конца |
Умеет держать себя в руках |
Невыдержан |
Безмятежный |
Тревожный |
Некоторые вопросы по фактору С:
- У меня всегда хватает сил, чтобы справиться с трудностями.
- Мне часто приходилось менять планы из-за состояния здоровья.
Этот фактор характеризует способность управлять эмоциями и настроением, особенно умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение. Высокие оценки обнаруживаются у лиц эмоционально зрелых, уверенных в себе, не поддающихся случайным колебаниям настроения. Низкие оценки бывают у людей, которые не способны контролировать эмоции и импульсивные влечения и выразить их в социально-допустимой форме. Внешне это проявляется как плохой эмоциональный контроль, отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности.
Полный перечень факторов, измеряемых «Шестнадцать личностных факторов» опросник, следующий:
Буквенный индекс |
Техническое и бытовое название факторов |
|
Положительный полюс |
Отрицательный полюс |
|
A |
Аффектотимия (сердечность, доброта) |
Сизотимия (обособленность, отчужденность) |
B |
Высокий интеллект (умный) |
Низкий интеллект (глупый) |
C |
Сила «Я» (эмоциональная устойчивость) |
Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость) |
E |
Доминантность (настойчивость, напористость) |
Конформность (покорность, зависимость) |
F |
Сургенсия (беспечность) |
Десургенсня (озабоченность) |
J |
Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость) |
Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность) |
H |
Пармин (смелость) |
Тректия (робость) |
I |
Премсия (мягкосердечность, нежность) |
Харрия (суровость, жестокость) |
L |
Протенсия (подозрительность) |
Алексия (доверчивость) |
M |
Аутия (мечтательность) |
Праксерния (практичность) |
N |
Искусственность (проницательность, расчетливость) |
Безыскусственность (наивность, простота) |
O |
Гипотимия (склонность к чувству вины) |
Гипертимия (самоуверенность) |
Q1 |
Радикализм (гибкость) |
Консерватизм (ригидность) |
Q2 |
Самодостаточность (самостоятельность) |
Социабельность (зависимость от группы) |
Q3 |
Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) |
Импульсивность (низкий самоконтроль поведения) |
Q4 |
Фрустрированность (напряженность) |
Нефрустрнрованность (расслабленность) |
Рассмотренные выше факторы - первого порядка. В итоге их дальнейшей факторизации были выделены более общие факторы второго порядка. Р.Кэттелл неоднократно «извлекал» вторичные факторы из корреляций между первичными. В разных работах автора представлено от четырех до восьми вторичных факторов.
Наиболее важными из них являются «эксвия - инвия» и «тревожность - приспособленность». Эти факторы описываются следующим образом:
Индексация |
Название фактора |
Фактор первого порядка в составе сфрормированного фактора |
Q1 |
Эксвия – инвия (экстраверсия - интроверсия) |
А+, Е+, F+, Н+, Q2- |
Q2 |
Тревожность - приспособленность |
С-, Н-, L+. O+, Q3-, Q4 |
Предпринимались попытки получения факторов третьего порядка, однако практического значения результаты не имеют (см. рис. 1).
Подход Р. Кэттелла к исследованию личности достаточно уязвим. Отметим лишь наиболее слабые «точки». Прежде всего, это выраженный эмпиризм, пренебрежение какими-либо исходными теоретическими положениями о содержании и количестве определяемых черт личности. При избранной автором технике сбора данных ничего не известно о функциональных связях между переменными; эти связи выражаются лишь в виде корреляций - меры степени линейной зависимости между переменными. Не удалось верифицировать и исходную гипотезу об идентичности структурных элементов в факторах, выделенных на основе L-данных и тех, которые выделены на основе Q-данных. В факторах, выделенных из L-данных, обнаруживаются те, которым нет соответствия в факторах, выделенных из Q-данных, и наоборот. Исключительно низки интеркорреляции переменных, якобы характеризующих один и тот же фактор, но полученных из разных источников L- и Q-данные). Сказанное позволяет сделать вывод о том, что Р.Кэттелл принял факторный анализ за гораздо более эффективный инструмент познания личности, чем он фактически является.
Рисунок 1
Исследовательская стратегия, использованная при разработке
Коэффициент надежности шкал-факторов «Шестнадцать личностных факторов» опросника, определенный путем расщепления, находится в пределах 0,71-0,91. Коэффициент надежности ретестовой через двухнедельный промежуток - 0,36-0,73. Автор также сообщает о достаточно высокой валидности опросника. Р. Кэттеллом и его сотрудниками, помимо двух основных форм «Шестнадцать личностных факторов» опросника (А и В), разработаны формы С, D и Е. Формы С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования. Форма Е используется для обследования тех, кто малограмотен (в 1985 г. опубликованы нормы для заключенных, культурно неприспособленных и т.п. лиц). Б.Брианом в 1987 г. на основе формы Е предложен компьютерный «Профессионально-личностный отчет», предназначенный для использования в консультациях по выбору работы и службах планирования для малограмотных. Известны варианты опросника для детей и подростков. Существует специальное «патологическое» дополнение к «Шестнадцать личностных факторов» опросник, которое состоит из 12 клинических факторов-шкал. Возможно групповое обследование.