Файл: Метод тестирования в психологии и педагогике: надежность, валидность, стандартизация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субъективный подход представлен многочисленными опросниками, а проективный - разнообразными проективными методиками исследования личности.

Внутри каждого из подходов могут быть легко выделены группы достаточно однородных, близких друг другу методик (тестов). В то же время некоторые из конкретных психодиагностических методик трудно отнести к одному из подходов, они будут занимать как бы промежуточное положение. Между рассматриваемыми диагностическими подходами нет и не может быть непроходимых границ, которые отсутствуют и в исследовательских методах психологической науки.

Опросники личностные - совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый (информант) может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы в анкете сформу­лированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал спою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и т.д.[47]

Личностные опросники позволяют получать информацию, характе­ризующую личность испытуемого в широком диапазоне - от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных взглядов. Личностные опросники создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, получившие название шкал, различаются между собой по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожность, лидерство, агрессивность и др.). Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных стати­стических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графика. В настоящее время создано огромное число личностных опросников самых различных типов в зависимости от той или иной теории личности. Некоторые из них предназначены для одновременной оцен­ки многих сторон личности (например, ММР1 - Миннесотский много­профильный личностный опросник), но большинство направлено на изу­чение отдельных ее свойств (методики Г.Айзенка, К. Тейлора и др.). Во многих опросниках определение черт личности основано на использовании различных техник факторного анализа (тест Дж. Гилфорда, 16-факторный тест Дж. Кеттела и др.). Основным недостатком личностных опросников является то, что испытуемые, в большей или меньшей мере понимая показательную ценность ответов, могут иногда отвечать на вопросы с учетом требований ситуации опроса и ожиданий, приписываемых ими лицу, осуществляющему опрос, т.е. вольно или невольно искажать сообщаемые о себе сведении.


1.3. Характеристика методик

«Шестнадцать личностных факторов» опросник (SixteenPersonalityFactorQuestionnaire, 16 РF) - опросник личностный. Впервые опубликован Р.Кэттеллом в 1950 г., последнее переработанное руководство «Шестнадцать личностных факторов» опросник вышло в 1970 г. (Р. Кэттелл с соавторами). Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализаци­ей подхода к ее исследованию на основе черт.

Разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А и В, причем А считается стандартной формой) по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже чем 8-9 классов). В обеих формах «Шестнадцать личностных факторов» опросник по 3 «буферных» вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов. Обследуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»); при этом его предупреждают о том, чтобы ответов «не знаю» было как можно меньше. Полученные результаты выражаются в шкале стэнов с минимальным значением в 0 баллов, максимальным – 10 и средним 5,5 балла. Строится «профиль» личности, при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными.

В разработке «Шестнадцать личностных факторов» опросник Р.Кэттелл первоначально исходил из точки наблюдения L-данных (liferecorddata), т.е. данных, полученных путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Выделенные Г. Олпортом и X. Олдберг 4500 слов, ясно обозначающих черты личности и особенности поведения (на базе словаря из 18000 слов), Р. Кэттелл разбил на синонимичные группы и отобрал в каждой из них по одному слову, выражающему основное смысловое содержание соответствующей группы. Это позволило сократить список личностных черт до 171. Затем каждая из этих характеристик личности оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых. Взаимная корреляция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционных плеяд, внутри которых расположились высококоррелирующие характеристики. Все плеяды содержали пары членов, имеющие значимые отрицательные корреляции, например: веселый - печальный, разговорчивый - молчаливый и т. д. Так был получен набор из 36 биполярных названий, который был расширен до 46 за счет включения специ­альных терминов, найденных в работах других исследователей. Для всех бипо­лярных пар были составлены рабочие определения.


Например:

Эмоциональный

Стабильный

Всегда аффектированный, возбужденный, много смеется, часто бывает сердит, проявления эмоций отличаются чрезмерной выразительностью

Эмоциональная выразительность отсутствует, диапазон эмоциональных проявлений мал, сохраняет спокойствие даже в эмоциогенных ситуациях

В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факторов. В дальнейшем Р. Кэттелл осуществил переход (обусловленный трудностями экспертного оцени­вания) к Q-данным (questionnairedata), т. е. данным, полученным с помощью оп­росников. При этом сбор Q-данным координировался с имеющимися L-данными. Р. Кэттеллом созданы разные модифи­кации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной является 16-факторная, соотнесенная с «Шестнадцать личностных факторов» опросник.

Факторы личности, диагностируемые «Шестнадцать личностных факторов» опросник, обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква «Q» используется только для тех факторов, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют «бытовые» и «технические» названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов. Например, фактор А - «сердечность, доброта - обособленность, отчужденность». Технические названия предназначены для специалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора. При этом часто используются искусственно созданные названия: например, тот же фактор А будет определяться как «аффектотимия - шизотимия». Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполяр-ной форме, чем устраняется двусмысленность в определении их содержания. Следует иметь в виду, что определение концов оси фактора как положительных (+), так и отрицательных (-) условно и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Обычно описание каждого фактора у Р. Кэттелла состоит из разделов:

а) буквенный индекс фактора; разработа­на также система универсальной индексации, включающая сведения о принципе выделения того или иного фактора и его порядковом номере;

б) техническое и бытовое название;

в) список наиболее значимых характеристик в L-данных;

д) интер­претация фактора. Например, фактор С, выделенный на основе L- и Q-данных (по В. М. Мельникову и Л. Т. Ямпольскому, 1985):

Положительный полюс (С+)

Отрицательный полюс (С-)

Сила «Я»

Слабость «Я»

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

Свободный от невротических симптомов

Имеется много невротических симптомов

Неипохондрнчен, не проявляет заботы о состоянии здоровья

Ипохондричный, беспокоится о состоянии здоровья

Интересы постоянны

Переменчив, неустой­чив в интересах

Спокойный

Легко расстраивается

Реалистичен в отношении к жизни

Уклоняется от ответственности

Настойчив, упорен

Не доводит дело до конца

Умеет держать себя в руках

Невыдержан

Безмятежный

Тревожный


Некоторые вопросы по фактору С:

- У меня всегда хватает сил, чтобы справиться с трудностями.

- Мне часто приходилось менять планы из-за состояния здоровья.

Этот фактор характеризует способность управлять эмоциями и настроением, особенно умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение. Высокие оценки обнаруживаются у лиц эмоционально зрелых, уверенных в себе, не поддающихся случайным колебаниям настроения. Низкие оценки бывают у людей, которые не способны контролировать эмоции и импульсивные влечения и выразить их в социально-допустимой форме. Внешне это проявляется как плохой эмоциональный контроль, отсутствие чувства ответственности, уклонение от ре­альности.

Полный перечень факторов, измеряемых «Шестнадцать личностных факторов» опросник, следующий:

Буквенный индекс

Техническое и бытовое название факторов

Положительный полюс

Отрицательный полюс

A

Аффектотимия (сердечность, доброта)

Сизотимия (обосо­бленность, отчуж­денность)

B

Высокий интеллект (умный)

Низкий интеллект (глупый)

C

Сила «Я» (эмоцио­нальная устойчи­вость)

Слабость «Я» (эмо­циональная неус­тойчивость)

E

Доминантность (на­стойчивость, напо­ристость)

Конформность (по­корность, зависи­мость)

F

Сургенсия (беспеч­ность)

Десургенсня (оза­боченность)

J

Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость)

Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность)

H

Пармин (смелость)

Тректия (робость)

I

Премсия (мягкосер­дечность, нежность)

Харрия (суровость, жестокость)

L

Протенсия (подозри­тельность)

Алексия (доверчи­вость)

M

Аутия (мечтатель­ность)

Праксерния (прак­тичность)

N

Искусственность (проницательность,

расчетливость)

Безыскусственность (наивность, прос­тота)

O

Гипотимия (склон­ность к чувству ви­ны)

Гипертимия (само­уверенность)

Q1

Радикализм (гиб­кость)

Консерватизм (ри­гидность)

Q2

Самодостаточность (самостоятельность)

Социабельность (зависимость от группы)

Q3

Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения)

Импульсивность (низкий самоконт­роль поведения)

Q4

Фрустрированность (напряженность)

Нефрустрнрованность (расслаблен­ность)


Рассмотренные выше факторы - первого порядка. В итоге их дальнейшей факторизации были выделены более общие факторы второго порядка. Р.Кэттелл неоднократно «извлекал» вторичные факторы из корреляций между первичными. В разных работах автора представлено от четырех до восьми вторичных факторов.

Наиболее важными из них являются «эксвия - инвия» и «тревожность - приспособленность». Эти факторы описыва­ются следующим образом:

Индексация

Название фактора

Фактор первого порядка в составе сфрормированного фактора

Q1

Эксвия – инвия (экстраверсия - интроверсия)

А+, Е+, F+, Н+, Q2-

Q2

Тревожность - приспособленность

С-, Н-, L+. O+, Q3-, Q4

Предпринимались попытки получения факторов третьего порядка, однако практического значения результаты не имеют (см. рис. 1).

Подход Р. Кэттелла к исследованию личности достаточно уязвим. Отметим лишь наиболее слабые «точки». Прежде всего, это выраженный эмпиризм, пренебрежение какими-либо исходными теоретическими положениями о содержании и количестве определяемых черт личности. При избранной автором технике сбора данных ничего не известно о функцио­нальных связях между переменными; эти связи выражаются лишь в виде корреляций - меры степени линейной зависимости между переменными. Не удалось верифицировать и исходную гипотезу об идентичности структурных элементов в факторах, выделенных на основе L-дан­ных и тех, которые выделены на основе Q-данных. В факторах, выделенных из L-данных, обнаруживаются те, которым нет соответствия в факторах, выделенных из Q-данных, и наоборот. Исключительно низки интеркорреляции переменных, яко­бы характеризующих один и тот же фак­тор, но полученных из разных источников L- и Q-данные). Сказанное позволяет сде­лать вывод о том, что Р.Кэттелл принял факторный анализ за гораздо более эффективный инструмент познания личнос­ти, чем он фактически является.

Рисунок 1

Исследовательская стратегия, использованная при разработке

Коэффициент надежности шкал-факторов «Шестнадцать личностных факторов» опросника, определенный путем расщепления, находится в пределах 0,71-0,91. Коэффициент надежности ретестовой через двухнедельный промежуток - 0,36-0,73. Автор также сообщает о достаточно высокой валидности опросника. Р. Кэттеллом и его сотрудниками, помимо двух основных форм «Шестнадцать личностных факторов» опросника (А и В), разработаны формы С, D и Е. Формы С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования. Форма Е используется для обследования тех, кто малограмотен (в 1985 г. опубликованы нормы для заключенных, культурно неприспособленных и т.п. лиц). Б.Брианом в 1987 г. на основе формы Е предложен компьютерный «Профессионально-личностный отчет», предназначенный для использования в консультациях по выбору работы и службах планирования для малограмотных. Известны варианты опросника для детей и подростков. Существует специальное «патологическое» дополнение к «Шестнадцать личностных факторов» опросник, которое состоит из 12 клинических факторов-шкал. Возможно групповое обследование.