Файл: Сущность финансового анализа и его задачи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятия

1.1 Сущность финансового анализа и его задачи

1.2 Оценка методик анализа финансового состояния предприятия

1.3 Оптимизация финансового состояния предприятия

Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Стройзаказчик»

2.1 Анализ состава и структуры имущества предприятия

2.2 Оценка собственных и привлеченных средств, вложенных в имущество предприятия

2.3 Оценка чистых активов

2.4 Оценка финансовой устойчивости и независимости предприятия

2.5 Определение типа финансовой устойчивости предприятия

2.6 Анализ платежеспособности предприятия на основе коэффициентов ликвидности

2.7 Анализ ликвидности баланса предприятия

2.8 Анализ деловой активности и эффективности деятельности предприятия

2.9 Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия

2.10 Анализ движения денежных средств

Анализ затратоемкости производства ОАО "Стройзаказчик"

Анализ себестоимости единицы продукции

Анализ элементов собственного оборотного капитала

Глава 3. Пути улучшения финансового состояния предприятия

Заключение

Список использованных источников

Для более детального анализа продаж рассмотрим динамику выручки ОАО "Стройзаказчик" помесячно за 2013-2015 гг. (Рисунок 2)

-3000 000,00 январь-декабрь 2013 г. Январь-декабрь 2014 г. Январь-декабрь 2015 г

Рисунок 2 – Динамика выручки от продаж ОАО "Стройзаказчик" за 2013-2015 гг.

Из рисунка видно, что продажи продукции имеют сезонный характер: пик продаж приходится на летние месяцы и на сентябрь. Данную тенденция связана со спецификой выпускаемой продукции ОАО "Стройзаказчик": в холодные месяцы продажи низки, и наоборот, в теплые месяцы продажи велики, так как чаще всего плановый монтаж систем водоснабжения, в том числе и отопительных систем осуществляется в теплое время, тогда как в холодное время года объем таких работ намного ниже. В таблице 20 представлен анализ выручки по ассортиментным группам за последние 3 года

Таблица 20 – Ассортиментная структура продаж ОАО "Стройзаказчик» за 2012-2015 года и плановый 2016 год

 Показатель

2012

2013

2014

2015

2016 (план)

 Среднемес. продажи, руб. с НДС

11 367 112

18 676 011

24 753 645

34 901 489

47 037 583

  прирост, %

+64,3

+32,5

+41

+34,8

 Max месяц, руб.

14 597 732

28 456 811

35 796 389

53 602 911

69 953 542

max месяц

Авг.

Сент.

Сент.

Сент.

Сент.

 Min месяц, руб.

5 805 878

6 382 859

8 678 424

9 743 452

15 186 472

min месяц

Янв.

Янв.

Янв.

Янв.

Янв.

 Доля труб в выручке, %

38,0

46,8

46,5

43,6

42,3

трубы PPR

24,4

18,2

18,9

15,7

14,8

трубы AR

13,6

28,6

24,7

21,3

20,4

трубы GF

2,8

6,6

7,1

 Доля фитингов в выручке, %

62,0

53,2

53,5

56,4

57,7

полипропиленовые

14,1

12,0

12,1

12,4

11,7

комбинированные

47,9

41,2

41,4

43,9

46,0


Среднемесячные продажи на протяжении 2012-2015 гг. неуклонно росли. План 2016 г. предусматривает сохранение тенденции с небольшим замедлением относительного прироста. Абсолютный прирост к 2015 году ожидаемо составит +145 млн.руб. В структуре сложившихся продаж заметна тенденция сокращения доли труб в общей выручке. Ее рост произошел лишь 1 раз – в 2013 году, когда набрала потенциал новая номенклатурная позиция "трубы армированные фольгой". Появление с 2014 года "труб армированных стекловолокном" лишь ожидаемо "оттянула" часть выручки с труб AR (доля армированных труб стабильна – 27,5-28%), заметно не сказавшись на доле труб в выручке.

Прирост выручки от реализации фитингов характеризуется регулярным введением новых номенклатурных позиций, а также целенаправленной работой по сокращению недогрузов. В таблице 21 проведем факторный анализ выручки.

Таблица 21 – Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Отклонение 2014 г. к 2013 г.

Отклонение 2015 г. к 2014 г.

Остаток готовой продукции на начало

0

19

624

19

605

Выпуск продукции

94025

165685

286445

71660

120760

Остаток готовой продукции на конец года

19

624

1025

605

401

Объем реализации продукции происходит за счет увеличения выпуска продукции. Отрицательное влияние на объем производства имеет увеличение остатков готовой продукции на конец года.

Ключевым элементом денежного потока являются издержки компании.

Проведем анализ общей суммы затрат на производство продукции ОАО "Стройзаказчик". Анализ затрат начнем с изучения динамики общей суммы операционных затрат и по основным элементам (таблица 22).

Таблица 22 – Анализ завтра ОАО "Стройзаказчик" за 2013-2015 гг.

Статья затрат

2013 г.т.р.

2014 г.т.р.

2015 г.т.р.

Удельный вес, %

Отклонение, т.р.

2013г

2014г

2015г

2014г. к 2013г.

2015г. к 2014г.

Материальные затраты

42570

106243

179280

68,98

83,07

86,92

63672,61

73037,8

Затраты на оплату труда

7704

8425,73

9753,65

12,48

6,59

4,73

721,73

1327,92

Отчисления на социальные нужды

2003,04

2190,69

3316,24

3,25

1,71

1,61

187,65

1125,55

Амортизация

673

582

1338,74

1,09

0,46

0,65

-91

756,74

Прочие затраты

8760

10450

12560

14,20

8,17

6,09

1690

2110

Итого по элементам затрат

61710

127891

206249

100

100

100

66181

78358


Как видно из таблицы ежегодно происходит рост объема затрат на выпуск продукции. Так в 2014 году затраты выросли на 66181 тыс. руб. а в 2015 году выросли еже на 78358 тыс. руб. Происходит рост по всем статьям затрат. В структуре затрат все больше увеличивается доля материальных затрат: с 68,98% в 2013 году до 86,92% в 2015 году. Другие статьи затрат соответственно уменьшаются. Второе место среди затрат занимают затраты на оплату труда, в 2015 году они его уступили прочим затратам. Такое изменение связано с увеличивающимся объемом производство: материальные затраты относятся к переменным, и соответственно растут с увеличением объема производства, тогда как другие затраты растут медленнее.

Анализ затратоемкости производства ОАО "Стройзаказчик"

Для анализа затратоемкости производства работ рассчитывают обобщающий и частные коэффициенты затратоемкости. Результаты расчетов показателей затратоемкости представлены в таблице 23.

Таблица 23 – Затратоемкость производства ОАО "Стройзаказчик"  в 2013 – 2015 гг.

Показатель

2013г

2014г

2015г

Отклонение 2014г. к 2013г.

Отклонение 2015г. к 2014г.

Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции (работ)

0,656

0,775

0,721

0,118

-0,054

Материалоемкость

0,453

0,644

0,627

0,191

-0,017

Зарплатоемкость

0,082

0,051

0,034

-0,031

-0,017

Амортизациоемкость

0,021

0,013

0,012

-0,008

-0,002

Доля прочих затрат в стоимости работ

0,007

0,004

0,005

-0,004

0,001

Для наглядности представим динамику показателей затратоемкости в виде диаграммы (Рисунок 3):

2013 год 2014 год 2015 год

Рисунок 3 – Динамика частных показателей затратоемкости ОАО "Стройзаказчик" за 2013-2015 гг.

Для ОАО "Стройзаказчик" характерно увеличение затрат на 1 руб. стоимости реализованных работ. Затраты на 1 руб. стоимости реализованных работ увеличились до 0,775 руб. Это значит, что с каждого рубля стоимости реализованных работ в 2014 году 77,5 копеек – это затраты, а 22,5 коп. – это прибыль. Значительно выросла материалоемкость продукции: до 64,36% в 2014 году. Остальные виды затрат уменьшились.


Анализ себестоимости единицы продукции

Помимо затрат в целом по производству ключевым при принятии множества управленческих решений является исчисление себестоимости конкретной номенклатурной единицы. В связи с этим было бы неправильным не затронуть этот вопрос.

Периодом расчета себестоимости является месяц.

При расчете затраты делятся на прямые, косвенные, коммерческие.

К прямым затратам относятся расходы на сырье и ФОТ производственных рабочих.

К косвенным затратам относятся: транспортные расходы, электроэнергия, брак, металл на наладку оборудования, услуги сторонних организаций, комплектующие и запчасти, обслуживание линии и ТПА, аренда, теплоэнергия и водоснабжение, расходные материалы, ремонт ОС, хоз. расходы, расходы на услуги связи, охрана.

К коммерческим затратам относятся коммерческие, административно-управленческие и прочие расходы.

Себестоимость считается на всю реально произведенную продукцию за отчетный период, включая комплектующие для последующей сборки. При сборке готовой продукции из комплектующих произведенных в предшествующий период уменьшать вес полипропилена на вес комплектующих. Расход сырья определяется исходя из утвержденных норм расхода. Для учета расхождений фактического и планового расхода сырья использовать поправочный коэффициент.

Другие затраты определяются расчетным методом. Базой распределения служит доля сырья этой продукции в общих затратах на сырье. ФОТ рабочих, электроэнергию, косвенные и административные затраты на единицу продукции рассчитывать исходя из доли стоимости сырья этой продукции в общих затратах на сырье. Стоимость закладных для комбинированных фитингов рассчитывается отдельно, как сумма всех покупных изделий. Также относится к косвенным затратам стоимость металла на изготовление пресс-форм в период списания металла.

При расчете себестоимости на изделия из полиэтилена и ABC-пластика вес и цену сырья рассчитывается отдельно, косвенные и административные затраты вместе со всей продукцией.При расчете косвенных затрат учитывается брак. Бракованный полипропилен подлежащий переработке приходовать, как сырье уменьшая цену на стоимость переработки. Несмотря на кажущуюся комплексность определения себестоимости продукции, существующая система имеет множество недостатков. Несмотря на то, что ФОТ относится к прямым затратам фактические доля затрат на оплату труда определяется расчетным методом, что характерно для косвенных затрат. Естественно данное вычисление такой существенной статьи затрат существенно искажает итоговую себестоимость продукции.


Несмотря на то, что при материалоемких производствах очень часто базой распределения выбирают именно стоимость сырья, данная база является неправильной. Выбор такой базы обуславливается скорее легкость ее определения.Часть затрат вообще не учитывается при определении себестоимости. Речь идет об амортизации и лизинговых платежах. Амортизация является существенной статьей затрат, она отражает затраты основных средств на производство продукции. Неучет лизиговых платежей связан с тем, что данная методика определения себестоимости была введена еще в 2009 году, тогда как впервые оборудование было взято в лизинг только в 2012 году. Несмотря на то, что затраты на сырье должны определяться по нормам, по факту они определяются по-другому. Нормативные затраты сырья корректируются: к ним прибавляется разница между фактическим расходом и нормативным расходом. Причем перерасход списывается равномерно на всю номенклатуру, себестоимость всех видов продукции увеличивается на один и тот же процент отклонения.

Как мне видится, ошибкой также является и распределение непроизводственных расходов, к которым относятся коммерческие и управленческие расходы. И безусловно, одной из главных, а может быть и ключевой проблемой является отсутствие автоматизированного учета затрат и расчета себестоимости. Несмотря на наличие на предприятии такого мощного программного продукта как "1С: Управление производственным предприятием", себестоимость вычисляется с помощью MicrosoftExcel. Сотруднику экономического отдела приходится в ручную выгружать данные из учетной системы и уже затем вычислять себестоимость. Естественно оперативность принятия решения при этом страдает. Себестоимость некоторых видов продукции ОАО "Стройзаказчик» представлена в таблице 24.

Таблица 24 – Себестоимость армированной армленом трубы и угольника комбинированного за январь 2015 года.

Статья затрат

в рублях

в %

Труба армированная армленом

Угольник комбинир.

Труба армированная армленом

Угольник комбинир.

полипропилен

17,14

2,73

38,59

5,42

армлен

5,99

0,00

13,50

0,00

клей

0,00

21,23

0,00

42,17

краситель оранжевый

0,42

0,00

0,96

0,00

итого стоимость сырья

23,55

23,96

53,04

47,59

ФОТ рабочих

4,73

8,11

10,66

16,11

ФОТ общецеховых рабочих

2,40

2,72

5,40

5,40

Эл.энергия

1,04

1,18

2,35

2,35

Транспортные расходы

0,00

0,00

0,00

0,00

Услуги стороннихорг-ций

0,35

0,40

0,79

0,79

Расходы на содержание помещений (теплоэнергия, водоснабжение, охрана...)

5,21

5,91

11,74

11,74

Ремонт ОС

0,00

0,00

0,00

0,00

Хоз. расходы

0,02

0,03

0,05

0,05

Брак

0,00

0,00

0,00

0,00

Упаковка

0,70

0,79

1,58

1,58

Производственная себестоимость

38,01

43,10

85,60

85,60

Коммерч. расходы + товары на перепродажу

1,91

2,17

4,30

4,30

Адм. упр. расходы

3,70

4,19

8,32

8,32

Прочие расходы

0,79

0,89

1,77

1,77

полная себестоимость

44,41

50,35

100,00

100,00