Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятия
1.1 Сущность финансового анализа и его задачи
1.2 Оценка методик анализа финансового состояния предприятия
1.3 Оптимизация финансового состояния предприятия
Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Стройзаказчик»
2.1 Анализ состава и структуры имущества предприятия
2.2 Оценка собственных и привлеченных средств, вложенных в имущество предприятия
2.4 Оценка финансовой устойчивости и независимости предприятия
2.5 Определение типа финансовой устойчивости предприятия
2.6 Анализ платежеспособности предприятия на основе коэффициентов ликвидности
2.7 Анализ ликвидности баланса предприятия
2.8 Анализ деловой активности и эффективности деятельности предприятия
2.9 Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия
2.10 Анализ движения денежных средств
Анализ затратоемкости производства ОАО "Стройзаказчик"
Анализ себестоимости единицы продукции
Анализ элементов собственного оборотного капитала
Таблица 14 – Ранжирование пассивов и активов ОАО "Стройзаказчик" за 2013-2015 гг., млн.руб.
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Активы |
|||
А1 |
4218 |
2050 |
3298 |
А2 |
35017 |
37890 |
32966 |
А3 |
16008 |
28724 |
68477 |
А4 |
5385 |
11156 |
24253 |
Пассивы |
|||
П1 |
34781 |
20484 |
11351 |
П2 |
- |
3999 |
11248 |
П3 |
27994 |
23288 |
16534 |
П4 |
21284 |
32048 |
66431 |
Сопоставим приведенные средства по активу и пассиву и установим тип состояния ликвидности баланса:
На конец 2013 года:
А1<П1
А2>П2
А3<П3
А4<П4
Нарушение ликвидности, предприятие находилось в зоне критического риска. У предприятия было недостаточно средств для покрытия срочных обязательств за счет абсолютно ликвидных активов.
На конец 2014 года:
А1<П1
А2>П2
А3>П3
А4<П4
Нормальная ликвидность баланса, предприятие находится в зоне допустимого риска. Однако, у предприятия по прежнему, как и в 2013 г., было недостаточно средств для покрытия срочных обязательств за счет абсолютно ликвидных активов.
На конец 2015 года:
А1<П1
А2>П2
А3>П3
А4<П4
Нормальная ликвидность баланса, предприятие находится в зоне допустимого риска. Однако, у предприятия по прежнему, как и в предыдущих двух годах, было недостаточно средств для покрытия срочных обязательств за счет абсолютно ликвидных активов.
2.8 Анализ деловой активности и эффективности деятельности предприятия
В таблице 15 представлены расчеты показателей деловой активности.
Таблица 15- Показатели деловой активности
Показатели деловой активности |
||||||
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала |
- |
-0,01 |
-0,07 |
-0,01 |
-0,07 |
-0,01 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
- |
0,26 |
0,22 |
0,12 |
-0,04 |
-0,10 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
- |
0,09 |
0,10 |
0,11 |
0,01 |
0,01 |
Таким образом, значения основных показателей, характеризующих финансовое состояние, находятся в пределах или выше рекомендуемых значений на протяжении трех лет, в следствии чего, финансовое состояние ОАО "Стройзаказчик" может быть охарактеризовано как хорошее, стабильное. Что касается динамики данных показателей, то они из года в год снижаются, что связано с растущими объемами долгосрочных и краткосрочных обязательств.Коэффициенты оборачиваемости находятся на приемлемом уровне, что свидетельствует об эффективном использовании ресурсов.
2.9 Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия
В таблице 16 представлены основные экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Стройзаказчик".
Таблица 16 – Экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Стройзаказчик"
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Отклонение (+, –) |
Темп роста, % |
||
2014от 2013 гг. |
2015 от 2014 гг. |
2014 г. к 2013 |
2015 г. к 2014 |
||||
1.Объем продаж продукции (работ и услуг) в фактических ценах (без НДС и акцизов), тыс. руб. |
94006 |
165080 |
286044 |
71074 |
120964 |
175,6 |
173,3 |
2.Чистая прибыль, тыс. руб. |
15419 |
10753 |
34517 |
-4666 |
23764 |
69,7 |
321,0 |
3.Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
61710 |
127891 |
206249 |
66181 |
78358,00 |
207,2 |
161,3 |
4.Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел. |
64 |
67 |
70 |
3 |
3 |
104,7 |
104,5 |
5.Фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала, тыс. руб. |
7704 |
8425,73 |
9753,65 |
721,73 |
1327,92 |
109,37 |
115,76 |
6.Основные фонды, тыс. руб. |
5194,5 |
8271 |
17704,5 |
3076,5 |
9433,5 |
159,2 |
214,1 |
7.Оборотные средства, тыс. руб. |
40503 |
61954 |
86702,5 |
21451 |
24748,5 |
153,0 |
139,9 |
8.Материальные затраты, тыс. руб. |
42570 |
106243 |
179280 |
63673 |
73073 |
249,6 |
168,7 |
9.Производительность труда, тыс. руб. |
1468,84 |
2463,88 |
4086,34 |
995,04 |
1622,46 |
167,7 |
165,8 |
10.Затраты на 1 рубль продукции, руб. |
0,66 |
0,77 |
0,72 |
0,12 |
-0,05 |
118,0 |
93,1 |
11.Фондоотдача, руб. |
18,10 |
19,96 |
16,16 |
1,86 |
-3,80 |
110,3 |
80,9 |
12.Материалоотдача, руб. |
2,2 |
1,55 |
1,59 |
-0,65 |
0,04 |
70,36 |
102,69 |
13.Оборачиваемость оборотных средств, количество оборотов |
2,32 |
2,66 |
3,30 |
0,34 |
0,63 |
114,8 |
123,8 |
Исходя из представленных данных, можно охарактеризовать производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Как можно видеть, из приведенного анализа объем проданной продукции ОАО "Стройзаказчик" из года в год неуклонно растет. Так в 2014 году выручка увеличилась на 75%, а в 2015 году увеличилась еще на 73%. Организация все больше наращивает свою деятельность, продавая все больше и больше продукции. Чистая прибыль в 2015 году снизилась по сравнению с 2013 годом, а в 2015 году она вновь увеличилась. Оборачиваемость оборотных средств также увеличивается: с 2,32 в 2013 до 2,66 в 2014 году и до 3,3 оборота в 2015 году. Это является положительным фактом, свидетельствуя о повышении эффективности использования оборотными средствами. Производительность труда также увеличивается: с 1486 тыс. руб. в 2013 году до 4086 тыс. руб. в 2015 году. В первую очередь это связано с автоматизацией процесса производства. Вновь приобретенное оборудование обладает лучшими параметрами работы по сравнению со старым. Так приобретение пруткового податчика в начале 2015 года позволило сократить время передачи металопрутка с одного станка на другой с 15 секунд до 3 секунд. Примерно схожая ситуация наблюдается и по другим участкам производства. Также наблюдается уменьшение простоев на производстве. Увеличившееся количество заказов привело к необходимости в пиковые месяцы перейти на 7-дневную рабочую неделю.
Фондоотдача в 2014 году увеличилась до 19,96 руб. на 1 руб. основных фондов. В 2015 году фондоотдача уменьшилась до 16,16 руб. на 1 руб. основных фондов. Уменьшение связано не с уменьшением эффективности работы оборудования, а скорее с тем, что часть оборудования было закуплено на перспективу, так как ожидается и дальнейшее увеличение спроса на продукции ОАО "Стройзаказчика". В таком контексте купленное оборудование можно рассматривать как реальный опцион на расширение. В стратегическом плане данное решение видится как правильное.
Затраты на 1 руб. готовой продукции выросли: с 0,66 руб. в 2013 до 0,78 руб. в 2014 году и чуть снизились в 2015 году ( до 0,72 руб.). Таким образом, себестоимость продукции возрастает, а ее рентабельность соответственно снижается. Данный факт является однозначно отрицательным. Данная проблема безусловно является ключевой и требует дополнительного подробного рассмотрения.
Если резюмировать описанное выше, то можно сказать, что эффективность работы ОАО "Стройзаказчик" в целом возрастает. Наблюдается рост всех объемных параметров. В целом, можно говорить о том, что предприятие находится на подъеме, оно эффективно действует на рынке, что естественно подтверждается полученными наградами, о которых уже говорилось выше. Однако же увеличение затрат на 1 рубль продукции является отрицательным моментом. Увеличение себестоимости подрывает конкурентные позиции фирмы: конкуренция на рынке систем холодного и горячего водоснабжения растет, появляются дешевые зарубежные (турецкие и китайские) производители, которые продают продукцию по низким ценам. Для сохранения доли рынка естественно необходимо соответсвовать ценовому диапазону, что при росте себестоимости приводит к снижению рентабельности продукции. Поэтому ключевым вопросом для экономического отдела является разработка эффективной информационной системы учета затрат для корректного исчисления себестоимости продукции и решения на основе ее управленческих задач в области ассортимента и цех на продукцию. В таблице 17 представлены расчеты показателей рентабельности.
Таблица 17 – Показатели рентабельности
Показатели рентабельности |
||||||
Рентабельность продукции |
- |
0,52 |
0,29 |
0,35 |
-0,23 |
0,05 |
Рентабельность текущих активов |
- |
0,28 |
0,16 |
0,33 |
-0,12 |
0,17 |
2.10 Анализ движения денежных средств
Денежный поток может быть определен 2 способами: прямым и косвенным. Для аналитических целей более предпочтителен именно 2 способ. Согласно ему денежный поток определяется как:
CF = ЧП+A-СОК+ДО-Кап вложения
Подробнее рассмотрим каждый из этих параметров:
Чистая прибыль:
Для начала рассмотрим динамику показателей прибыли, которую мы представим с помощью диаграммы (Рисунок 1).
2015 г.
2014 г.
2013 г.
Рисунок 1 – Динамика показателей прибыли ОАО "Стройзаказчик"
Мы видим, что прибыль от продаж значительно увеличилась за 3 года: с 32296 тыс. руб. в 2013 году до 71301 тыс. руб. в 2015 году. Прибыль до налогообложения достигла наивысшей величины в 2015 году, тогда как в 2014 году она была даже ниже, чем в 2013 году прибыли от продаж, а в 2013 году имела незначительное увеличение. Чистая прибыль наибольшее значение имела также в 2015 году, это и не удивительно, так как наибольшее значение имела прибыль до налогообложения, в 2013 году чистая прибыль также имела достаточно высокие показатели, тогда как в 2014 году чистая прибыль несколько ниже по сравнению с другими годами.
Проведенный анализ динамики показателей прибыли показал, что прибыль до налогообложения требует повышенного внимания. Для более детального изучения прибыли до налогообложения мы проведем факторный ее анализ.
Факторная модель может быть представлена в виде:
Пд.н.о. = В – Ср – КР – УР – Пу + Дпр – Рпр, где
В – выручка;
Ср – себестоимость выполненных работ
КР – коммерческие расходы
УР – управленческие расходы
Пу – проценты к уплате
Дпр – прочие доходы
Рпр – прочие расходы
Результаты факторного анализа прибыли до налогообложения представлены в таблице 18.
Таблица 18 – Влияние факторов на прибыль до налогообложения ОАО "Стройзаказчик"
Показатель – фактор |
Влияние 2014 г. по отношению в 2013 г. |
Влияние 2015 г. по отношению в 2014 г. |
Индекс цен на продукцию |
6139,68 |
8106,07 |
Количество реализованной продукции |
18277,97 |
14898,93 |
Себестоимость реализованной продукции |
-19524,65 |
15355,39 |
Проценты к уплате |
-67 |
-290 |
Прочие доходы |
56923 |
142685 |
Прочие расходы |
-61570 |
-153309 |
Итого |
-5615 |
29572 |
Исходя из приведенных расчетов, можно сделать следующие выводы:
1) рост цен на строительные работы в 2013 и 2014 году на 12,14% и 17,51% привел к увеличению прибыли до налогообложения на 6139,68 и 8106,07 тыс. руб.
2) в результате увеличения количества проданной продукции в 2014 году прибыль до налогообложения увеличилась на 18277,97 тыс. руб., а в 2015 году на 14898,93 тыс. руб.;
3) в 2013 году произошло увеличение доли себестоимости в выручке в следствие этого прибыль до налогообложения уменьшилась на 19524,65 тыс. руб. В 2015 году произошло уменьшение доли себестоимости, в следствие этого прибыль до налогообложения увеличилась на 15355,39 тыс. руб.;
4) увеличение прочих доходов на 56923 тыс. руб. в 2014 году увеличивает прибыль до налогообложения на соответствующую сумму, а в 2015 году еще на 142685 тыс. руб.
5) увеличение прочих расходов на 61570 тыс. руб. в 2014 году уменьшает прибыль до налогообложения на соответствующую сумму, а в 2015 году еще на 153309 тыс. руб.
Суммарное влияние факторов составило -5615 тыс. руб. в 2014 году и 29572 тыс. руб. в 2015 году. Результаты совпадают с данными отчета о прибылях и убытках, значит, расчет произведен правильно.
Таким образом, наибольшее влияние на прибыль до налогообложения оказывают следующие факторы: себестоимость реализованной продукции и увеличение количества реализованной продукции.
Выручка – ключевой показатель, выражающий объем проданной продукции в денежном выражении, а себестоимость реализованной продукции – это сложный показатель, денежное выражение использованных в процессе производства природных ресурсов, сырья и материалов, топлива и энергии, трудовых ресурсов и других элементов затрат, т.е. их можно структурировать на более мелкие единицы, то целесообразно подробнее рассмотреть выручку и себестоимость продукции как главные факторы, влияющие на прибыль организации.Выручка компании представлена в таблице 19.
Таблица 19 - Анализ объема реализации продукции ОАО "Стройзаказчик " за 2013-2015 года.
Год |
Объем продаж без НДС |
Темп роста |
|
базовый |
цепной |
||
2013 |
94006 |
247,76% |
247,76% |
2014 |
165080 |
435,07% |
175,61% |
2015 |
286044 |
753,88% |
173,28% |
Мы видим, что предприятие демонстрирует колоссальные ежегодные темпы роста. Выручка ежегодно возрастает больше чем на 70%. Если же говорить об общем темпе роста за 3 года то он составил 753%, то есть выручка в 2015 году по сравнению с 2013 годом выроста в 7,5 раз! Среднегодовой темп роста выручки, исчисленный по средней геометрической равен 196,08%.