Файл: «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
Восточная мудрость гласит: истина не на устах говорящего, а в ушах
слушателя. Слушание - ϶ᴛᴏ один из самых важных и эффективных элементов хорошего тона. Неумение слушать, - писал Бальзак, - это не только отсутствие вежливости но и признак пренебрежения".
Строго цикличное, правильное говорение указывает на жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств. Умение слушать – профессиональная черта. По этой причине, мы не должны забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Поэтому важно контролировать процесс и синхронизировать его.
Богатство языка дает человеку множество возможностей, чтобы описать себя. Чем больше в языке человека слов и выражений, относящихся к его внутреннему миру, к особенностям его личности, кроме того, позволяет язык, чтобы понять изменения, тем больше различий между собой и другими людьми он может видеть. Люди используют возможности, предоставляемые им язык.
2.6. Такесика
Исследования прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, прикосновения, поглаживания и т. д. Как показали наблюдения и исследования, используя различные виды прикосновения в процессе общения, могут иметь различный характер и происходят с разной эффективностью [13, стр. 159].
Характер оружия, его мощность, Продолжительность, определить значение выражения человеческих чувств.
Закадычные друзья, находившиеся в долгой разлуке, при встрече чуть не задушили друг друга в крепких объятиях. Влюбленные задерживаются в нежных объятиях продолжительное время. Объятия между дальними родственниками, в зависимости от поддерживаемых ранее контактов, могут быть сдержанные, холодные и страстные. Между близкими людьми они носят мягкий задушевный смысл.
Такие средства невербального общения как объятия чаще представителей сильной половины человечества, женщин они встречаются немного реже. Сейчас на улицах увидеть двух девушек, бегущих навстречу друг другу с распростертыми объятиями. В этом возрасте частота подобных контактов между мальчиками и между девочками носит экспрессивный характер, когда хочется выплеснуть наружу избыток радости, восторга и восхищения встречей. Если вы видите однополые пары, медленно шагая по тротуару в сплетенных объятиях, это может навести на мысль о нетрадиционной ориентации.
Рукопожатие
Рукопожатия, как средства невербального общения, тоже различаются по способу их исполнения, прочностью и долговечностью. Сильное, энергичное встряхивание рук собеседника, в сочетании с радостным восклицанием говорит об искренности партнера, его желании продолжить беседу. Обхват руки в виде "перчатки" также говорит о дружелюбии. Но если вы протягиваете безжизненную руку, вы не хотите связываться.
Холодная рука в пожатии может сигнализировать о том, что его владелец либо холодной или очень взволнован. Рука должна быть ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком. Если наоборот, повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику.
Похлопывания по спине или плечу
Похлопывания по спине или плечу применяется в основном для мужчин. Эти невербальные жесты часто интерпретируются как проявление дружбы, сочувствия или ободрения. Их можно увидеть практически во всех возрастных категориях. ПЭТ, как он демонстрирует мужскую силу и готовность его обладателя, чтобы помочь.
2.7. Сенсорика
Сенсорика представляет собой тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представителей других культур.
Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру основывается на ощущениях органов чувств человека. В зависимости от того, как мы ощущаем запах, вкус, воспринимаем цвет и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наше общение с этим человеком [13, с. 187].
В процессе речевого общения через слух прошел, что часть невербальной информации, которая представлена в звуке голоса говорящего или поющего, т. е. в особенностях фонации (интонация, тембр и т. д.).
Через зрительный анализатор передаются сопровождающие речь особенности мимики, жестов, позы.
Слух и зрение, называемые системами дистанционного датчика являются важнейшими в процессе общения и ориентации человека во внешнем мире [20, стр. 6].
Прикосновения широко встречаются в мире невербального общения. В учебной деятельности оно помогает остановить неугомонный озорник, в случае с глухим человеком - обратить его внимание.
Различного характера прикосновения являются индикатором невысказанных чувств партнера. Они могут быть мягкие, нежные, легкие, прочные, жесткие, болезненные и т. д.
Поцелуи, как разновидность тактильного жеста, широко применяется во всех аспектах человеческой жизни. В отношении конкретного объекта меняется характер поцелуев. Мать целует ребенка нежно и с любовью между любящими людьми, они могут варьировать от легкого прикосновения губ до страстного поцелуя. Поцелуи могут быть как искренними проявлениями чувств, так и формальными, холодными, традиционными [21]
Все сенсорные факторы работают совместно и в результате создают сенсорную картину той или иной культуры. Оценка, которую мы даем этой культуре, зависит от соотношения числа приятных и неприятных сенсорных ощущений. Если приятных ощущений больше, мы оцениваем культуру положительно. Если больше негативных чувств, культура нам не нравится.
2.8. Ольфакторные проявлениями невербального общения
Следует еще отметить такой немаловажный способ восприятия информации, как естественные и искусственные запахи человека (прежде всего, это запахи тела и используемой косметики), запахи окружающей среды. Мы можем отказаться от общения с человеком, если мы думаем, что он плохо пахнет. С помощью запахов можно создать определенную атмосферу в общении.
Этот способ невербального общения называют - ольфакторными проявлениями.
На основе анализа литературы можно сделать вывод, что эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только как источник слов, но и умение правильно интерпретировать его взгляд, мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же это не единственный инструмент.
Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию.
Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке.
Во-вторых, через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположение - неприязнь), а также динамике их взаимоотношений.
И, наконец, информация о взаимосвязи общения участников ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят выйти из него [9, с. 43].
Люди используют невербальное общение для того, чтобы полно, точно и ясно выражать свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим для всех культур, хотя различные знаки в разных культурах придается разное значение. Поэтому, чтобы общаться с людьми из других культур, нужно знать и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении всей своей жизни человек испытывает эмоции. Они разнообразны и несут с собой различные чувства. Эмоции способны оказывать сильное влияние на активность и деятельность человека, порой заставляя его делать свои дела, о которых он будет потом сожалеть. Эмоции связаны с потребностями. Они информативны и почти неуправляемый. Эмоции являются субъективными. Они отражены в физиологические функции организма. Эта функция адаптирует организм к дальнейшим событиям, а иногда и вредит ему.
Эмоции проявляются в выражении, которое включает: мимические, словесные, пантомимические и жестовые средства. Выражение, в отличие от физиологической составляющей, больше управляется сознанием, а также зависит от различных факторов, в том числе и национальной. Это один из самых важных компонентов в общении людей. Мимические означает, что большинство выражают эмоциональное состояние человека. Некоторые эмоциональные выражения-это врожденная, другая часть приобретается в результате воспитания и общения и окрашено индивидуальными особенностями. Судить о эмоциональном состоянии можно только учитывая все факторы его проявления, восприятия индивидуальным и наиболее заметные
Анализируя описанные выше теории, можно сделать вывод, что эмоции -это особый класс психических явлений, отражающих в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий своей жизни и регулируют его деятельность и поведение в соответствии с ними. Эмоции связаны с физиологическими изменениями. Они, как и познавательные процессы, несут информацию о мире вокруг них, но, в отличие от них, принадлежат к той же теме, и поэтому они носят субъективный характер. Эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они менее опосредуется речью, хуже управляется и менее произвольно контролируемые, чем когнитивные процессы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Гном-пресс, 1997. - 256 с.
2. Аллан Пиз. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)/ Пер. с англ. – Н. Новгород, 1994. – 107 с.
3. Аминов И.И. Психология делового общения.- М.: Омега-Л, 2006. – 304 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.
5. Беленкова А.А. PRостой пиар. – М.: НТ Пресс, 2006.- 256 с.
6. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 1997. – 176 c.
7. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 224 с.
8. Василик М.А. Основы теории коммуникации: Учебник/ Под ред. проф. М.А. Василика.- М.: Гардарики, 2003.- 615 с.
9. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: «Наука», 1993. – 159 с.
10. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 238 с.
11. Квинн В.Н. Прикладная психология. СПб., 2000.- 549 с.
12. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.
13. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. – М.: «Наука», 1978. – 308 с.