Файл: «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
Эмоции, связанные с пробуждением. Мы остро ощущаем изменения сердечного ритма, кровяного давления и активности потовых желез, свидетельства эмоционального возбуждения. Эти изменения в периферической физиологии связаны с деятельностью вегетативной нервной системы.
Эмоция активирует вегетативную нервную систему. Которая влияет на эндокринную и нейрогуморальную системы. Разум и тело требуют действий. Если адекватное поведение эмоций по тем или иным причинам невозможно для человека, он сталкивается с психосоматическим расстройством. Но не нужно беспокоиться о психосоматическом кризисе, чувствовать, насколько сильным является влияние эмоций на практически все соматические и физиологические функции организма. Различные эмоции предрасполагают к различным типам действий, а модели возбуждения - к эмоционально-специфическим.[22,c.45]
Как я писала выше, в своей теории В. Джеймса и Г. Ланге считал, что эмоция невозможна без физиологических изменений. Уильям Джеймс, акцент был сделан на интенсивность физиологической эмоциональной реакции, установив почти прямо пропорциональную зависимость опыта самой эмоции.
Дэвид Лейкен писал об изменении растительности, включая гормоны в крови, в разных эмоциональных состояниях. Так когда эмоции сценического типа адреналина, а эмоции астенического типа - норадреналин.
Показал А. К. Попов. Какие физиологические проявления при представлении приятного звука, в отличие от их проявлений при представлении неприятного звука, были менее ясны и понятны. Аналогичные закономерности были выявлены в предположении, что человеку под гипнозом приятны и неприятны сны. Такой вывод также у Р. Левинсона и данные Н. М. Трунова. [16,c.222] Как уже отмечалось, эмоции субъективны и могут вызывать различные физиологические реакции. Таким образом, стресс одного человека вызывает увеличение сердечного ритма, другое повышение давления и аффективные дыхательные судороги ребенка. Направление изменений электрических потенциалов мозга также зависит от признака эмоционального отклика.
Каковы бы ни были эмоции, испытываемые человеком, это всегда вызывает физиологические изменения в его теле, и эти изменения иногда настолько серьезны, что их нельзя игнорировать. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.[19,c.66]
В порыве гнева или отвращения, радость и счастье, раздражение и безразличие, человек ведет себя по-другому, его лицо, осанку, положение тела и жесты разные, а также тональность и тембр голоса.
Экспрессивный компонент эмоционального реагирования: речевые средства, мимические средства, средства пантомимы, инструменты жестикуляции, внимание на свой внешний вид.
Гросс и Джон обнаружил, что есть несколько аспектов эмоциональной выразительности. С помощью факторного анализа самоотчета сведения о выразительные тенденции, можно было установить три аспекта:
-прочность внутренних эмоциональных реакций;
-степень выражения положительных эмоций;
- степень выражения негативных эмоций.
В зависимости от особенностей эмоций, а также ряда факторов, описанных ниже особенностей выражения .
1.5. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования
Экспрессивный компонент эмоций проявляется в пренатальном развитии.
Исходя из вышеперечисленных параметров, они определили пять типов невербального поведения:
1) "символы" - стабильный коды, имеют словесный эквивалент, сознательно используется;
2) "иллюстраторы" - связана с речью, код в буквальном смысле слова не используются как осознанно, так и неосознанно;
3) "регуляторы" - невербальные коды, которые поддерживают коммуникацию;
4) "выразительный" - лицевые признаки;
5) "адаптеры"- остаточные формы, как только целесообразные действия, сопровождающих потребности человека, их функциями в общении недостаточно сознательно поддерживать, защищать себя.
"Переходник" используется, когда человек находится в состоянии дискомфорта, смысл их, как и "иллюстраторов", является неустойчивым (потер переносицу, схватил мочку уха), отображается в соответствии с контекстом общения.[13,c.48]
Вывод. Процесс познания людьми друг друга в нашей жизни, осуществляется на двух уровнях:
- отражения социальной реальности – чувственном (восприятие человека человеком);
- логическом (понятие о другом человеке как личности).
Невербальная коммуникация – не так сильно структурирована, как вербальная. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства. Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно.[14,c.188]
Невербальные проявления регулируют и во многом определяют взаимопонимание между людьми.
2. ТИПЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
2.1. Невербальные проявления эмоций
Существует несколько видов невербальной коммуникации:
1. Визуальные.
Кинесика:
а) экспрессивно-выразительные движения (движения рук, головы, ног, туловища, походка, поза, осанка, посадка головы, мимика);
б) визуальный контакт (пол, возраст, особенности внешности, одежда, прическа).
Проксемика:
а) пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); ориентация.
б) хронемика ощущение времени (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культуры времени);
2. Аккустические.
Просодика (голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность. (паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и т. д.)
3. Тактильно–кинестезические.
Такесика (рукопожатие, похлопывание и т. д.).
Сенсорика (поцелуй, объятия).
4. Ольфакторные – приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественный и искусственный запах человека
2.2. Кинесика
Kinetica - общая моторика различных частей тела, показывающие эмоциональные реакции человека. В cinesite относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, пантомимике (моторика всего тела, включая позы, походку, осанку и др.), а также визуальный контакт.[27,c.78]
Походка.
Походка-это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. Походке человека можно судить о здоровье человека, его характере, возрасте.[28,c.57]
В психологических исследованиях, люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что "тяжелая" походка характерна для людей в гневе, "легкая" - для радостных. С большой длиной шага гордый человек, но если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда он идет.[11,c.32]
Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах - скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время. Люди, занятые в решении проблем, которые часто ходят в позе "мыслителя": голова опущена, руки связаны за спиной, походка очень медленная. За самодовольным, высокомерным несколько человек характерная походка, прославленная Бенито Муссолини. У них высоко поднятый подбородок, руки двигаются, подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные. Все время вынужденной походкой, с расчетом произвести впечатление. Это простое наблюдение помогало ФБР почти безошибочно определять лидера мафии.
Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна красивая походка, уверенность в себе, такое же впечатление и правильная осанка - легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова должна быть слегка приподнята, а плечи расправлены.
Поза.
Осанка-это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых позы, показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникнуть конфликты.[26,c.247]
Одним из первых на роль позы человека как невербальных средств общения указал психолог Е. Шеффера. В дальнейших исследованиях было выявлено, что главное смысловое содержание позиций является расположение тела человека по отношению к собеседнику. Позиция, в которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Скрещенные руки являются модифицированной версией барьеры, которые человек ставит между собой и своим собеседником. Закрытая позиция воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Кроме того, примерно треть информации, полученной из такой позы, не усваивается источник. Наиболее простым способом выведения позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.[14,c.67]
Открытое положение, в котором руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а руки и ноги развернуты к партнеру по общению. Это поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.[14,c.67]
Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен. Большое количество информации несет в себе поза человека. Поза - положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить актуальную информацию о состоянии человека.
Позе можно судить о жизнеспособности, степени усталости, самоуверенности и даже о социальном статусе человека. В самом деле, как человек складывает руки и ноги, можно сделать выводы о его истинных эмоциях, намерениях, отношении к другим.
По вертикали, расслабился и естественное положение тела создает впечатление уверенности и самоуважения. Если сидящий слегка наклонился к вам или повернул голову, он сигнализирует о готовности вступить с Вами в общение. Руки расположены по отношению к другому человеку - это тоже проявление открытости и сердечности. Будьте осторожны, если во время разговора ваш собеседник скрещивает руки на груди так, что он не согласен с вами, но если он бросает одну ногу на ногу, он защищается от ваших слов, недоволен и готовится к возражениям. Если Вы не можете найти общий язык, попробуйте развернуть руки ладонями вверх, это облегчит контакт.
При общении принято выделять три группы поз:
1) включение или исключение из ситуации, т. е. открытость или закрытость для контакта. Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе "нога на ногу", отклонение спины назад.
2) доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в "нависании" над партнером, Похлопывание его по плечу, руке на плече собеседника. Зависимость - это взгляд снизу вверх, сутулость.
3) противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставил вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и бесплатна.
Лучший способ добиться взаимопонимания с кем-то, это скопировать его позу и жесты.
Жесты.
Жесты -это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В разные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов.
Информацию несут жесты, мы знаем достаточно много. Во-первых, важно количество жестикуляции. Разные народы разработали и стали естественной формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.
Как правило, интенсивность жестов растет с увеличением эмоционального возбуждения человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если это трудно.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых:
-коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т. д.)
- модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т. д.)
- описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речи.
Вот некоторые примеры:
Прикрывание рта и почесывание носа. Прикрывание рта отражает наличие у человека двух противоречивых желаний: высказаться и быть услышанными. В этом случае менеджер может помочь собеседнику говорить, задавая ему вопрос и обратил внимание на свою позицию с высказыванием: "я вижу, вы все согласны со мной". Аналогичную информацию о клиенте несет жест прикосновения к носу. Клиент, царапин или ударов собственного носа, скорее всего в данный момент находится в оппозиции к руководителю с заявлением.