Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль бухгалтерского баланса в системе отчетности
1.1 Сущность, состав и классификация отчетности
1.2 Бухгалтерский баланс - основная форма бухгалтерской финансовой отчетности организации
2. Методика составления бухгалтерского баланса
2.1 Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности
2.2 Техника составления и способы оценки статей баланса
создают оценочные резервы (заключительными записями декабря);
проверяют правильность распределения доходов, расходов, прибыли и убытков между смежными отчетными периодами;
осуществляют закрытие счетов бухгалтерского учета, в том числе счета 99 "Прибыли и убытки" (заключительной записью декабря);
вносят уточнения в Главную книгу или отражают эти уточнения в пояснениях к годовому отчету с учетом событий после отчетной даты (ПБУ 7/98) или условных фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 8/01);
составляют приложение к годовому бухгалтерскому балансу и пояснения к отчетному бухгалтерскому балансу. [459]
При составлении бухгалтерской отчетности организации должны
обеспечить:
полноту отражения всех хозяйственных операций за отчетный
период;
тождество данных аналитического учета данным синтетического
учета за отчетный период;
правильное и полное отражение в учете и отчетности
результатов инвентаризации имущества и обязательств.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. При проведении инвентаризации организациям необходимо руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России. Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризируемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризаций обязательно.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в следующем порядке.
1. Излишек имущества приходуется (по рыночной цене на дату проведения инвентаризации) и соответствующая сумма учитывается в составе прочих доходов: Дебет счета 10 (41, 50 и другие) Кредит субсчета 91-1.
2. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на затраты производства: Дебет счета 20 (44 и другие) Кредит счета 94.
3. Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц:
1) отражена недостача основных средств (по остаточной стоимости), материалов, товаров: Дебет счета 94 Кредит счета 01 (10, 41 и другие);
2) недостача сверх норм естественной убыли отнесена за счет виновного лица: Дебет субсчета 73-2 Кредит счета 94;
3) отражена разница между балансовой стоимостью недостающих ценностей и суммой, подлежащей взысканию с виновного лица: Дебет субсчета 73-2 Кредит субсчета 98-4;
4) удержана из заработной платы работника (поступила в кассу) сумма материального ущерба: Дебет счета 70 (50) Кредит субсчета 73-2;
5) соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов: Дебет субсчета 98-4 Кредит субсчета 91-1
4. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются, то есть учитываются в составе прочих расходов: Дебет субсчета 91-2 Кредит счета 94.
Проверка записей на счетах бухгалтерского учета
Чтобы быть уверенным в правильности показателей годовой бухгалтерской отчетности и исключить претензии работников налоговых органов, которые могут возникнуть в процессе проверки деятельности организации за отчетный год, главному бухгалтеру необходимо еще раз проверить записи бухгалтерского учета.
Для того, чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявленным к ней требованиям, должны соблюдаться следующие условия:
1) отражение хозяйственных операций в учете только на основании надлежащем оформленных первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей);
2) отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации;
3) совпадение данных синтетического и аналитического учета;
4) отражение хозяйственных операций не противоречит соответствующим положениям действующих нормативных актов;
5) выбранная организацией система регистров бухгалтерского учета позволяет получить все аналитические данные, требующиеся для расчета показателей, установленных формами отчетности.
В течение месяца на основании первичных документов в учетных регистрах формируется вся информация об объектах бухгалтерского учета. Итоговые данные учетных регистров используются для составления записей по счетам Главной книги. В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по большинству счетов выводится конечное сальдо. По некоторым счетам (60, 62, 68, 71, 75, 76) надо исчислять развернутое сальдо.
Отражение развернутого сальдо в балансе (в активе - дебетового, в пассиве - кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации. Взаимное погашение дебиторской и кредиторской задолженности (свертывание сальдо) приводит к фальсификации баланса.
Счета 25, 26, 28, 40, 94 ежемесячно закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует. Счета 90, 91, 99 закрываются один раз в конце года.
Показатели Главной книги ООО "Рассвет" (Обороты по дебету и кредиту, остатки) используются для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы убедить в точности и полноте этих показателей, необходимо периодически проверять записи по счетам.
Обычно проверку записей по счетам Главной книги организации проводят по следующим направлениям:
1) сличают между собой обороты и остатки или только остатки по всем счетам синтетического учета;
2) сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогом и документов, послуживших основанием для записей;
3) сверяют обороты и остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.
Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой и проданной продукции.
Заключение счетов - это определение конечных остатков (сальдо). Конечный остаток переносят в учётные регистры следующего года в качестве начального.
Далее обороты из журналов - ордеров записывают в Главную книгу и при условии дебетового и кредитового оборотов за месяц выводят остатки по каждому счёту. При этом Главную книгу по расчётным счетам переносят отдельно сумму дебетовых остатков аналитических счетов данного счёта и отдельно сумму кредитных остатков. Таким образом, до закрытия собирательно-распределительных, сопоставляющих счетов и исчисления фактической себестоимости продукции проверяют полноту и правильность записей по всем счетам и составляют оборотно-сальдовую ведомость. По составленной оборотно-сальдовой ведомостью выверяют оборот и остатки по аналитическим счетам. Составление такой ведомости позволяет не только проверить учетные данные по балансовым счетам и устранить ошибки, если они были допущены в течение года, но и получить информацию исчисления налога на имущество.
В течении отчетного месяца на счетах 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательное производство" собираются прямые затраты, непосредственно связанные с изготовление конкретных видов продукции, осуществлением работ, оказание услуг (расход материалов, заработная плата производственных рабочих и др.). Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, в течении отчетного месяца учитываются на счете 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". ООО "Рассвет" счета 23 и 25 не использует.
На дебете счета 25 "Общепроизводственные расходы" отражаются затраты по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, заработная плата цехового персонала, амортизация, затраты по содержанию, ремонту зданий, сооружений и прочих основных средств, расходы по охране труда, расходы по проведению испытаний, опытов и другие расходы цехового характера. Собранные на дебете счета 25 общепроизводственные расходы в конце месяца полностью списываются на счет 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательное производство", остатка по этому счету не бывает.
На дебете счета 26 "Общехозяйственные расходы" отражаются затраты на заработную плату персонала заводоуправления, расходы на командировки и служебные разъезды, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы, амортизация, затраты на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и другие расходы. Накопленные в течении месяца расходы на дебете счета 26 в конце месяца полностью перечисляются с его кредита в дебет счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство" или 90 "Продажи". На этом счете в конце месяца остатка не должно быть.
При наличии производственного брака на счете 28 "Брак в производстве" выявляются окончательные потери от брака. Они определяются так: (себестоимость окончательного брака + затраты на исправление брака) - (удержания с виновника брака + стоимость возвратных отходов по цене возможного использования). Окончательные потери от брака, определенные по счету 28 "Брак в производстве", списываются с кредита данного счета в дебет счета 20 (23). На этом счете остатка на конец месяца также не бывает.
Расходы вспомогательного производства по выполнению работ, оказанию услуг для основного производства списываются с кредита счета 23 "Вспомогательное производство" в дебет счета 20 "Основное производство" (25 и другие). Конечный остаток по дебету счета 23 "Вспомогательное производство" показывает стоимость незавершенного производства. В конце месяца по данным счета 20 "Основное производство" исчисляют фактическую себестоимость готовой продукции. Она определяется так: незавершенное производство на начало месяца + затраты за месяц - незавершенное производство на конец месяца - стоимость возвратных отходов - себестоимость окончательного брака.
В зависимости от выбранного в учетной политике варианта учета готовой продукции фактическая себестоимость списывается с кредита счета 20 "Основное производство" или в дебет счета 40 "Выпуск продукции" (при учете продукции по нормативной (плановой) себестоимости) или в дебет счета 43 "Готовая продукция" (при учете продукции по фактической себестоимости). Счета 40, 43 также не применяются в данной организации.
На счете 99 "Прибыли и убытки" бухгалтер в течение года списывает финансовый результат от обычных видов деятельности, а также от операционных и внереализационных доходов и расходов. Кроме того, на нем учитывают чрезвычайные доходы и расходы. Здесь же отражают задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль, штрафы за налоговые правонарушения и постоянные налоговые обязательства (активы).
Чтобы узнать, как организация работала в отчетном году, бухгалтер должен сопоставить годовые дебетовые и кредитовые обороты по счету 99 (чистая прибыль (убыток) за отчетный период = прибыль (убыток) от продаж + (-) сальдо прочих доходов и расходов - условный расход по налогу на прибыль - постоянные налоговые обязательства + постоянные налоговые активы). Если предприятие по итогам года получила прибыль (по состоянию на 31 декабря на счете 99 кредитовое сальдо), в учете делается проводка:
Дебет счета 99 "Прибыли и убытки" Кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - отражена чистая (нераспределенная) прибыль отчетного года.
А если фирма по результатам работы за год получит убыток, делается проводка:
Дебет Кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" Кредит счета 99 "Прибыли и убытки" - отражен убыток отчетного года.
Все операции по закрытию счетов находят отражение в Главной книге. В результате закрытия счетов в заключительном балансе отражают остатки на счетах: инвентарных, фондовых, расчётных и операционных, учитывающих незавершенные процессы будущих лет.
И т.к. формирование отчетности происходит в ограниченное время, необходимо знать, что только соблюдении технологии позволяет с минимальными затратами получить быстро с высоким качеством необходимые показатели.
2.2 Техника составления и способы оценки статей баланса
Одним из важнейших элементов методологии бухгалтерского учета является правила оценки имущества, капиталов и обязательств организации при составлении бухгалтерской отчетности.
При отражении имущества в балансе оно может оцениваться:
по первоначальной стоимости объекта, в том числе по фактической себестоимости, по рыночной стоимости, по стоимости, обусловленной соглашением сторон;
по остаточной стоимости, которая определяется путем вычитания из учетной (первоначальной) стоимости имущества начисленной амортизации;