Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль бухгалтерского баланса в системе отчетности
1.1 Сущность, состав и классификация отчетности
1.2 Бухгалтерский баланс - основная форма бухгалтерской финансовой отчетности организации
2. Методика составления бухгалтерского баланса
2.1 Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности
2.2 Техника составления и способы оценки статей баланса
Таблица 1
Схема бухгалтерского баланса[6]
Актив |
Пассив |
||
Группировка имущества по составу и функциональной роли |
Сумма |
Группировка имущества по источникам образования и целевому назначению |
Сумма |
Баланс (итог активов) |
Баланс (итог пассива) |
Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности. В бухгалтерском балансе показывают состояние предприятия в денежной оценке на определенную дату. Эти средства квалифицируются по составу, источникам формирования, размещению и т.д.[7]
Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей. Статья баланса - это отдельное наименование отдельных объектов имущества или его источников формирования. Статьи, размещенные в активы, называются активными, а в пассиве - пассивными. Конечные итоги актива и пассива баланса называются валютой баланса.
Активы сгруппированы в балансе в два раздела: внеоборотные активы и оборотные активы. По каждому из этих разделов выделены группы статей и отдельные статьи актива.
По внеоборотным активам:
нематериальные активы (права на объекты интеллектуальной собственности; патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы; организационные расходы; деловая репутация организации);
основные средства (земельные участки и объекты природопользования; здания, машины, оборудование и другие основные средства; незавершенное строительство);
доходные вложения в материальные ценности (имущество для передачи в лизинг; имущество, предоставляемое по договору проката);
долгосрочные финансовые вложения: а) в дочерние общества; б) в зависимые общества; в) в другие организации; займы, предоставляемые организациям на срок более 12 месяцев; прочие финансовые вложения;
отложенные налоговые обязательства;
прочие внеоборотные активы.[8]
В разделе "Оборотные активы" выделяют:
запасы (сырье, материалы и другие аналогичные ценности; животные на выращивании и откорме; затраты в незавершенном производстве, готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные, расходы будущих периодов; прочие запасу и затраты);
налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям; дебиторская задолженность (покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, участников по вкладам в уставный капитал, авансы выданные, прочие дебиторы);
краткосрочные финансовые вложения (займы, предоставленные организациям на срок до 12 месяцев; прочие финансовые вложения);
денежные средства (расчетные счета, валютные счета, прочие денежные средства);
прочие оборотные активы.[9]
В пассиве баланса обязательства организации сгруппированы в три раздела:
1) капитал и резервы (уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; нераспределенная прибыль (непокрытый убыток));
2) долгосрочные обязательства (кредиты и займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; прочие обязательства);
3) краткосрочные обязательства (кредиты и займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты); кредиторская задолженность (поставщикам и подрядчикам, перед дочерними и зависимыми обществами, персоналом организации, бюджетом и государственными внебюджетными фондами, участникам (учредителям) по выплате доходов, прочие кредиторы); доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей.
В России форма бухгалтерского баланса разрабатывается Минфином РФ и носит рекомендательный характер-организации могут ее дополнять, сокращать и видоизменять.[10]
В целом структура бухгалтерского баланса позволяет обеспечить формирование информации в соответствии с экономическим содержанием активов и пассивов организации и установить наиболее явные связи между отдельными видами имущества и источниками его приобретения.
Классификация бухгалтерских балансов.
Пониманию балансов в значительной степени содействует их классификация по определенным признакам. Классификации балансов направлены, прежде всего, на разделение балансов с точки зрения счетоводства (т.е. практики учета) по определенным характеристикам. Критериями классификации баланса могут быть источники составления, сроки составления, объем включаемой информации, методы оценки статей, содержание, форма, характер деятельности, реформирование, способ очистки.
По источникам составления балансы делятся на инвентарные, книжные и генеральные.
Инвентарные составляются на основе инвентаря имущества, средств в расчетах и обязательств перед третьими лицами и должны быть подтверждены инвентаризацией.
Книжные балансы основаны на принципе регистрации фактов хозяйственной жизни и составляются по данным счетов Главной книги.
Генеральные балансы считаются самыми реальными, поскольку в их основу положены текущие учетные записи, подтвержденные фактическими сведениями путем проведения инвентаризации.[11]
По срокам составления балансы классифицируются на вступительные, текущие, заключительные, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные.
Вступительные составляются в момент организации предприятия. Они определяют сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность.
Текущие формируются периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (содержат данные на начало периода), промежуточные (составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода - финансового года), конечные (формируются в конце финансового года и служат начальными на следующий отчетный период).
Заключительные составляются на дату завершения деятельности хозяйствующего субъекта при осуществлении реорганизации его формы (слияние нескольких организаций, присоединение организации к другой, ранее действующей, разделение организаций, изменение организационно-правовой формы).
Санируемые используются лишь в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства и необходимо либо принять решение о ликвидации, либо убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежа. Санируемые балансы включают данные о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и возможности его покрытия в будущем, возможных сроках мероприятий по финансовому оздоровлению. Санируемые балансы существенно отличаются от отчетных в результате применения уценки элементов баланса, не соответствующих действительности.
Ликвидационные составляются при ликвидации предприятия и представляют информацию об имуществе организации, подлежащем распределению между ее кредиторами и собственниками с применением методов оценки статей по цене возможной реализации каждого актива. Они могут разрабатываться на начало Периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс), в ходе периода (промежуточный) и на конец периода ликвидации (заключительный).
Разделительные формируются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких или при передаче структурных единиц одного предприятия другому на основе данных заключительных балансов (при разделении) или текущих балансов (при выделении из одного предприятия другого).
Объединительные строятся при объединении нескольких предприятий в одно на основе данных заключительных балансов (при слиянии) или текущих и заключительных одновременно (при присоединении одной компании к другой, ранее действующей).[12]
По объему включаемой информации балансы подразделяются на единичные, сводные и консолидированные.
Единичные характерны для деятельности только одного предприятия.
Сводные составляются в рамках одного собственника, объединяя данные подразделений предприятия или для статистического обобщения показателей по отрасли.
Консолидированные отражают положение группы юридически самостоятельных предприятий, связанных совместным контролем имущества.[13]
По методу оценки статей выделяют коммерческие и налоговые балансы. Коммерческие основаны на модификации продажных цен активов, налоговые (или инвентарные) базируются на оценке по себестоимости.
По содержанию балансы делятся на пробные, оборотные и сальдовые. Исторически первым был пробный баланс, представляющий опись дебетовых и кредитовых оборотов и демонстрирующий равенство итогов исходя из двойной записи.
Современный оборотный баланс, помимо оборотов, включает начальные и конечные остатки по счетам.
Сальдовый баланс составляется исключительно на основе остатков и представляет наиболее полное выражение категории бухгалтерского баланса.
По форме выделяют шахматные, горизонтальные и вертикальные балансы.
Шахматный баланс строится в виде квадратной матрицы. Он составляется так, что из него видна корреспонденция счетов. Каждая клетка пересечения какой-либо строки со столбцами показывает определенную корреспонденцию счетов. На практике шахматный баланс применяется редко, в основном на малых предприятиях, использующих ограниченное число синтетических счетов. Его достоинство заключается в однократном отражении операций, исключающем дублирование и сокращающем трудоемкость учетного процесса.
В нашей стране традиционно применяется горизонтальная структура баланса, при которой актив (имущество) располагается слева, пассив (капитал и обязательства) - справа. Горизонтальная форма баланса может иметь и иную структуру: слева - актив (имущество) и обязательства, справа - капитал.
Вертикальная структура предполагает размещение статей баланса последователь-го друг под другом: сначала статьи, в которых отражается имущество предприятия, ютом обязательства и капитал. При этом статьи, как в горизонтальном, так и вертикальном балансе могут располагаться в зависимости от выбранного подхода к отражению ликвидности активов либо от такого же подхода к погашению обязательств (вначале менее ликвидные активы или менее срочные обязательствами наоборот).[14]
По характеру деятельности балансы подразделяются на основной и неосновной деятельности. К основной относятся виды деятельности, зарегистрированные в уставе. Вся прочая деятельность, осуществляемая предприятием, рассматривается как неосновная.
Переформированию балансы классифицируются на реформированные и переформированные. Реформированными считаются балансы, в которых прибыль отчетного года уже распределена и отдельной строкой не показывается. В переформированных балансах отдельной строкой показана прибыль отчетного года.
По способу очистки разделяют баланс-нетто и баланс-брутто.
В брутто-баланс включаются сальдо всех счетов, за исключением результатных, в том числе регулирующих, причем остатки регулирующих (как дополнительных, так и контрарных) счетов увеличивают валюту баланса. В этом балансе объекты бухгалтерского учета оцениваются и отражаются по исторической (в отдельных случаях - по восстановительной) стоимости. В валюту баланса-брутто (т.е. в общий итог актива и пассива) включают суммы, отраженные как на основных, так и на регулирующих бухгалтерских счетах.
В балансе-нетто объекты бухгалтерского учета оцениваются и отражаются по остаточной стоимости. В валюту такого баланса суммы, отражаемые на регулирующих счетах, не включаются. Их вычитают или прибавляют к первоначальной стоимости объектов, учитываемых на основных бухгалтерских счетах. Баланс-нетто позволяет "очистить" и упростить систему балансовых показателей, получить реальную оценку объектов бухгалтерского учета.[15]
2. Методика составления бухгалтерского баланса
2.1 Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности
Перед составлением годового отчетного баланса осуществляют следующие процедуры:
проводят инвентаризацию всех видов имущества, обязательств и расчетов и ее результаты отражают на счетах Главной книги и аналитических счетах;
осуществляют уточнение оценки всех видов имущественных статей баланса;