Файл: Содержание понятия корпоративной культуры, ее функции и основные признаки.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Содержание понятия корпоративной культуры, ее функции и основные признаки
1.2 Типы корпоративной культуры
Глава 2 и оценка культуры на ООО «Атлант»
2.1 ООО «Атлант» основные направления
2.2 корпоративной культуры «Атлант» и ее типа
2.3 Оценка действующей проектирование желательной культуры компании «»
Глава 3 механизма управления культуры на
3.1 Механизмы внедрения культуры и поддержания
Таким образом, можно сделать вывод о том, что значение корпоративной культуры в деятельности организации очень велико. Эффективное управление корпоративной культурой организации может способствовать ее успешному функционированию и дальнейшему развитию. От ее уровня будет зависеть и уровень конкурентоспособности организации, и ее репутация на рынке товаров и услуг.
1.2 Типы корпоративной культуры
Основу развития любой успешной компании составляет корпоративная культура. Так как культура понятие довольно широкое и сложное и у различных исследователей определенные подходы к изучению корпоративной культуры, то и для ее описания было построено множество моделей и выявлено и описано множество ее типов.
В зависимости от характера влияния корпоративной культуры на общую результативность деятельности предприятия выделяют «положительную» (в некоторых источниках «позитивную») и «отрицательную» («негативную») культуры. Культура организации положительна, если она способствует эффективному решению проблем и росту производительности, стимулирует результативность деятельности предприятия или его развитие, является источником принятия грамотных управленческих решений. Отрицательная культура - источник сопротивления и общего хаоса, может препятствовать эффективному процессу принятия решений, общему функционированию предприятия и его развитию [4,с. 375].
Позитивная корпоративная культура фиксирует ценность профессионально-трудовой деятельности как способа реализации ценности саморазвития и субъектности, а также ценность предприятия как условия реализации такого рода способа. Негативная - отражает ситуацию, когда деятельность на конкретном предприятии в различной степени выгодна, однако, не ценна для сотрудника с точки зрения его саморазвития и самореализации [4, с. 375].
Исследования «отрицательных» культур выявили, что в этих фирмах преобладают следующие отношения: равнодушие, обезличивание проблем, слепое подчинение, консерватизм, изоляционизм, антипатия. По мнению специалистов в области управления человеческими ресурсами, в компаниях с «негативной» культурой отмечается ряд проблем: наличие слухов и сплетен, подрывающих авторитет предприятия у его работников, общественности и партнеров; недоверие руководителям всех уровней; высокая текучесть кадров; «умственная» текучесть кадров, т.е. работники присутствуют физически, но интеллектуально и эмоционально «отсутствуют», работают в течение дня несколько часов, выполняют лишь самое необходимое, работают недостаточно качественно, искусственно растягивают время выполнения задания, а остальное время уходит на перекуры, чаепитие, непроизводственные разговоры и т.д.
В типологии Д. Зонненфельда различаются четыре типа культур: «бейсбольная команда», «клубная культура», «академическая культура», «оборонная культура» («крепость»). Каждая из вышеперечисленных культур имеет разный потенциал для поддержки состояния и успеха компании и по-разному сказывается на карьере работников [24]
Некоторые российские исследователи выделяют следующие типы современной российской организационной культуры: «друзья», «семья», культура «начальника».
К. Камерон и Р. Куинн подразделяли корпоративную культуру на 4 типа: «клан», «адхократия», «бюрократия» и «рынок». [7,c.45] Данная типология представляет практическую ценность, так как охватывает ключевые характеристики культур, в т.ч. в области управления персоналом, позволяет получить их качественные и количественные оценки и осуществлять диагностику изменений культуры предприятий.
Имеется еще одна типология корпоративных культур, с разделением их на сильные и слабые, по определению, данному Т. Дилом и А. Кеннеди (таблица 1). [24]
Таблица 1
Типология корпоративных культур по Т. Дилу и А Кеннеди
Сильная культура |
Слабая культура |
1 сильная, объединяющая корпоративная философия и миссия 2 лидер, который доверяет другим и в которого верят 3 открытые каналы коммуникаций и доступ к высшему руководству; 4 особое внимание уделяется людям и производительности 5 особое внимание уделяется клиентам и сервису 6 в организации заметно особое чувство удовлетворенности и принадлежности 7 наличие поддерживаемых всеми церемоний, ритуалов, обычаев 8 общий эмоциональный подъем, касающийся работы и будущего 9 чувство удовлетворения, связанное с исполнительским мастерством, вложенными в общее дело усилиями и вознаграждением |
1 «герои» организации деструктивны 2 ритуалы повседневной жизни неорганизованны 3 слабые культуры не обладают ясными ценностями и убеждениями 4 слабые культуры характеризуются краткосрочной, обращенной на себя (внутрь) стратегией 5 существуют проблемы межличностного характера, битвы между отдельными группировками, отсутствие команды и чувства сопричастности |
Существует еще довольно много типологий корпоративной культуры, что связано с многогранностью ее особенностей, характеристик и признаков. Но нужно еще подчеркнуть, что две или более этих культур могут существовать в одной организации наряду с субкультурами, все они усложняют жизнь организации, является источниками тревог, радостей, разочарований и возможностей для тех, кто там работает.
Во всех успешно работающих организациях существует собственная культура, которая приводит их к достижению положительных результатов. Корпоративная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации, генерирует приверженность целям организации; укрепляет социальную стабильность; служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников. Поэтому, какой бы тип корпоративной культуры не существовал в организации, главное это эффективное управление и ее реализация.
1.3 Методика исследования типа корпоративной культуры организации и ее влияния на эффективность деятельности организации
Главной целью диагностики или мониторинга корпоративной культуры является создание инструментария и базы для принятия управленческих решений в сфере текущих задач бизнеса, в сфере стратегических задач (увеличение доли рынка, рост прибыльности), а также для прогнозирования потенциала компании в ситуации изменений (структурные преобразования, слияния, поглощения, приход новых собственников). Диагностика корпоративной культуры оценивает в комплексе организацию бизнес-процессов и эффективность взаимодействия сотрудников в них. Диагностика культуры необходима также перед планированием изменений в самой культуре.
Поэтапный план проведения диагностики культуры может включать в себя следующие этапы [24]:
1. Определение предмета диагностики: постановка управленческой задачи и определение целей исследования.
2. Определение объекта диагностики: выбор изучаемых аспектов культуры.
3. Выбор стратегии измерения. Разработка методического и практического инструментария.
4. Проведение измерения.
5. Анализ полученных характеристик культуры, определение ее типа.
6. База для прогноза и принятия управленческих решений. Разработка комплекса мероприятий (конкретные рекомендации). Прогнозирование возможных проблем в сфере управления персоналом и в целом в работе предприятия.
К инструментам диагностики корпоративной культуры относятся: анализ документов, обход фирмы, анкетный опрос, наблюдение, интервью, эксперимент.
Традиционно выделяется три основные стратегии изучения корпоративной культуры, в каждую из которых входят свои методы исследования и анализа [24]:
Холическая стратегия предполагает глубокое погружение исследователя в культуру и действие в ней как глубоко сопричастного наблюдателя, консультанта или даже члена коллектива. Это так называемые полевые методы изучения ситуации путем реального погружения в нее. Основная цель исследователя - стать «своим человеком», а затем использовать весь арсенал средств наблюдения и получения информации. Инструменты такого анализа: хронометраж, ведение дневника, метод эмпирических наблюдений, стоп-упражнения, опыт исповеди и т.п. Современные консультанты также используют такие формы работы, как рабочие группы, состоящие из консультантов и сотрудников компании, семинары-обсуждения с ключевыми лицами компании.
Метафорическая (языковая) стратегия заключается в изучении образцов действующих нормативно-методических документов; документов, регламентирующих систему отношений и обмена информацией между различными звеньями организации; отчетности, а также особенностей языка этих документов, баек и легенд, рассказов и мифов, анекдотов и шуток, стереотипов общения, сленга, гимнов и девизов компании. Например, в качестве одного из методов обнаружения и описания ценностей Э.Шейн предлагает контент-анализ внутриорганизационной документации.
Количественная стратегия предполагает использование опросов, анкетирования, интервью, фокус-групп и других подобных методов, заимствованных в основном из социологии, а также методов модельного анализа. Преимущества опросников состоят в том, что они позволяют за короткий срок охватить все слои организации и получить объективную картину ценностей и установок людей. Для того чтобы эти методы были действительно эффективны, необходимо строить вопросы таким образом, чтобы они отражали базисные ценностные установки сотрудников (т. е. саму культуру), а не вторичное отношение к существу явлений (например, социальный климат в коллективе). К. Камерон и Р. Куинн предлагают использовать в рамках этого метода процедуру анализа неких сценариев, в которых реакция респондентов отражает степень, в какой написанные сценарии оказываются знаковыми для культуры их собственной организации. Респонденты могут не осознавать критически важные атрибуты культуры, пока им не бросится в глаза намек, включенный в сценарий вопросника.
Одним из важнейших источников информации об организационной культуре является изучение сложившихся на предприятии процедур работы с персоналом: дисциплинарная практика и системы поощрения и наказания, стиль руководства, особенности принятия управленческих решений, системы контроля - все эти элементы четко характеризуют тип организационной культуры предприятия.
Существует множество диагностики корпоративной . В своем мы использовали К. Камерона Р. Куинна [7, . 215]
Суть этого заключается в , что на различных критериев основные типы культур и культуру своей .
К. Камерон Р. Куинн индикаторы эффективности компаний по измерениям. Первое отделяет критерии , которые подчеркивают , дискретность и , от критериев, стабильность, порядок контроль. Второе отделяет критерии , которые подчеркивают ориентацию, интеграцию единство, от , ассоциируемых с ориентацией, дифференциацией соперничеством. Оба измерения образуют квадрата, каждый которых представляет четко различаемый индикаторов организационной . Другими словами, четыре группы определяют стержневые , по которым суждение об (рисунок 4).
Рисунок 4. корпоративной культуры К. Камерону Р. Куинну
свою типологию, выделили основные этих культур описали их 3 критериям: тип , критерии эффективности и теория .
Данная типология практическую ценность, как охватывает характеристики культур, т.ч. области управления , позволяет получить качественные и оценки и диагностику изменений предприятий. Инструментом текущей культуры ее предпочтительного является разработанная типологии анкета ( 2,3).
Методика построения корпоративной культуры () является достаточно и популярной западных и консультантов.
Многочисленные , проведенные на предприятиях, показывают, для большинства характерно стремление развиваться в клановой культуры, в вопросах лидерства, который , по сути, нитью между и ее . Поэтому для российского лидера клановых навыков компетенций представляется перспективным и для того, быть активным организационной культуры работников.
Измерение ценностей в производится с «шкалированных» вопросников. шесть параметров на их и желаемом : важнейшие характеристики , стиль лидерства руководства, управление работниками, сущность , стратегическая направленность, успеха.
В анкете параметр «» соответствует клановой , «В» - адхократической, «» - рыночной, «D» - . В соответствии полученными данными два профиля - имеющаяся культура желательная.