Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Общая характеристика лицензионного договора
1.2. Роль лицензионного договора как средства защиты авторских прав
ГЛАВА 2. ДОГОВОР АВТОРСКОГО ЗАКАЗА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДОГОВОРА О ПЕРЕДАЧЕ АВТОРСКИХ ПРАВ
2.1. Общая характеристика договора авторского заказа
2.2. Содержание авторского договора
В своих исследованиях об авторских договорах И.А. Бойцов выявляет договор о создании аудиовизуального произведения, по которому исполнителем выступает режиссер-постановщик: «...это смешанный договор... он должен содержать в себе существенные условия как договора авторского заказа, так и договора возмездного оказания услуг...»[26].
Таким образом, размер вознаграждения автора произведения установлен актом, принятым Правительством РФ, в форме роялти. Иными словами, в процентном эквиваленте, на который может рассчитывать автор вследствие использования исключительного права, ранее переданного организатору культурно-массовых (зрелищных) мероприятий. Однако вознаграждение отдельных авторов, как, например, стороны исполнителя по договору авторского заказа, которой может быть автор сценария аудиовизуального произведения, единственным действующим в настоящее время постановлением Правительства РФ не установлен[27]. Установленные Правительством РФ минимальные ставки выплат за использование отдельных РИД не защищают должным образом права авторов, касающиеся их достойной награды за возмездное использование другими лицами РИД, в то время как сам автор за передачу исключительных прав на созданный им РИД еще не вознагражден.
2.2. Содержание авторского договора
Содержание договора образуют права и обязанности сторон. Исходя из легального определения договора авторского заказа, закрепленного в ст. 1288 ГК РФ, следует, что основной обязанностью автора является создание объекта авторского права, отвечающего согласованным в договоре условиям. В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.
Произведение науки, литературы и искусства является результатом творческой деятельности исключительно гражданина.
Договор авторского заказа предусмотрен только для создания объектов авторского права. В свою очередь, С.-М.С. Папанов предлагает распространить действие договора заказа на все объекты интеллектуальной собственности. В частности, помимо договора заказа на создание произведений науки, литературы, искусства, предложено выделять договоры заказа на создание программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезной модели, промышленного образца, селекционного достижения; топологии интегральной микросхемы[28]. Схожие соображения высказаны в работе О.А. Рузаковой[29].
На сегодняшний день в гражданском законодательстве названы только договор авторского заказа и договор заказа на создание произведения. Деятельность по созданию объектов патентного права опосредуется другими договорами. Ю.П. Свит справедливо отмечает, что создание объектов патентного права регулируется, в частности, договором подряда, а также договорами на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ[30]. В связи с этим представляется нецелесообразным распространение действия договора авторского заказа на создание иных объектов интеллектуальной собственности.
Исполнение автором обязанности по созданию произведения порождает необходимость соблюдения ряда правил.
Во-первых, объект авторского права должен быть создан автором лично.
Во-вторых, объект авторского права должен быть создан автором в установленный договором срок.
Э. Гаврилов, К. Гаврилов справедливо отмечают, что законодатель допускает ситуацию, при которой автор сообщает о созданном по договору произведении, но отказывается даже ознакомить его с объектом авторского права, поскольку такая обязанность не предусмотрена договором. Следует поддержать предложение о дополнении определения договора авторского заказа указанием на обязанность автора передать заказчику материальный носитель объекта авторского права или довести до сведения заказчика произведение иным образом (по радио, телефону, посредством электронного письма и т.п.)[31].
После завершения работы над произведением, автор обязан передать его заказчику. Помимо передачи самого произведения, в предмет договора авторского заказа в большинстве случаев включается и передача исключительного права на него. В то же время, учитывая принцип свободы договора, контрагенты вправе для передачи исключительного права на созданное в рамках договора авторского заказа произведение заключить отдельно лицензионный договор. Следует отметить, что в практике распространены случаи предоставления лицензии в сочетании с договором авторского заказа.
В том случае, когда произведение передано заказчику без передачи исключительного права на него, заказчик вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.
В доктрине гражданского права рассматривается вопрос о соотношении момента возникновения у заказчика по договору авторского заказа права на произведение и на его материальный носитель. По общему правилу, право собственности на материальный носитель возникает с момента его передачи заказчику. Исключительное право на произведение переходит к приобретателю с момента заключения договора. Учитывая, что на момент заключения анализируемого договора произведение еще не существует и иное не предусмотрено договором, исключительное право переходит к заказчику с момента создания произведения (независимо от того, когда должен быть передан материальный носитель)[32].
В отношении обязанности автора по внесению изменений, исправлений в созданное им произведение отметим следующее. На сегодняшний день в гражданском законодательстве отсутствуют правила по порядку одобрения объекта авторского права, внесению в него изменений. Проанализировав заключенные договоры авторского заказа, можно сделать вывод, что, как правило, передача произведения заказчику фиксируется актом приема-передачи. На практике, в случае мотивированного отказа заказчика подписать данный документ, сторонами договора составляется двусторонний акт с указанием необходимых доработок и сроков их выполнения[33].
Принимая во внимание, что договор авторского заказа – это самостоятельный авторский договор, необходимо детально определить права и обязанности сторон. В частности, вызывает поддержку вывод ученых о необходимости установления диспозитивных норм в ГК РФ по поводу сроков и порядка рассмотрения и одобрения произведения заказчиком[34]. При этом нужно учитывать, что заказчику требуется промежуток времени для ознакомления с созданным произведением. Одобрение результата работы автора (или его неодобрение) также предложено оформить в виде определенного документа[35]. Кроме того, не вызывает сомнений предложение об определении пределов, в которых заказчик вправе требовать доработки произведения, а также включение в закон правил на случай отказа автора от исполнения требований заказчика о доработке объекта авторского права[36].
Анализ правового регулирования договора авторского заказа показывает, что в законе не содержится перечень встречных обязанностей заказчика.
Таким образом, возмездный договор авторского заказа всегда является синаллагматическим, поскольку его заключение порождает обязанности как для автора (создание произведения и его передача), так и для заказчика (оплата вознаграждения). Кроме того, договор авторского заказа является фидуциарной сделкой. В этой связи перемена автора без согласия заказчика не допускается.
ГЛАВА 3. ДОГОВОР ОБ ОТЧУЖДЕНИИ АВТОРСКИЗ ПРАВ
3.1. Понятие и особенности договора об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1285 ГК РФ)
По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне.
Следует признать, что теория уступки, отчуждения нашла свое отражение в договоре об отчуждении исключительного права, системообразующим признаком которого является полное отчуждение исключительного права как единого целого на весь срок его действия без каких-либо ограничений (за исключением случаев свободного использования объекта), установленных законом, и требование соблюдения личных неимущественных прав. Теория разрешения корреспондирует с системообразующим признаком лицензионных договоров – направленностью на предоставление права использования объекта в определенных пределах, установленных договором.
Сущность договора об отчуждении исключительного права состоит в передаче всей совокупности правомочий, принадлежащих правообладателю, как по использованию охраняемого результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, так и по распоряжению исключительным правом на него в полном объеме в пределах сроков действия исключительного права, установленных законом (с передачей права распоряжения как у первоначального правообладателя)[37].
За прежним правообладателем сохраняются личные неимущественные права, а в некоторых случаях – иные интеллектуальные права (например, право доступа, право следования в отношении некоторых видов произведений искусства). Приобретатель исключительного права становится легальным монополистом в отношении охраняемого объекта, за исключением случаев «обременения» права лицензиями, а также случаев свободного использования объекта. Отчуждаемое исключительное право может быть ограничено исключительными или неисключительными лицензиями, выданными отчуждателем исключительного права или предыдущими правообладателями. Правоотношения, возникающие между правообладателем и приобретателем исключительного права, являются обязательственными, а между приобретателем и всеми иными лицами, за исключением лицензиатов по ранее выданным лицензиям, - абсолютными[38].
Рассматриваемый договор, как правило, считается заключенным с момента, когда сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. В большинстве случаев он является возмездным. При этом выплата вознаграждения по договору об отчуждении исключительного права может быть предусмотрена в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.
В качестве примера безвозмездного договора об отчуждении исключительного права можно назвать договор дарения такого права.
Договор об отчуждении исключительного права является двусторонним, заключается в письменной форме и имеет существенные условия. К последним, в частности, относится предмет, а именно исключительное право на объект авторского права, которое переходит в полном объеме правообладателю. При этом право авторства, право доступа и право следования принадлежат автору и относятся к числу неотчуждаемых. В договоре должен быть конкретизирован его предмет путем указания, например, названия произведения[39].
Если договор относится к числу возмездных, то обязательными будут являться условия вознаграждения.
К существенным условиям, во-первых, относится условие о предмете договора. В статье 1234 ГК РФ не установлены специальные требования к предмету договора.
Эти требования можно сформулировать на основании определения договора, в котором выражается основная обязанность правообладателя – передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Следовательно, при согласовании сторонами предмета договора необходимо указать на вид интеллектуальной собственности, исключительные права на которую подлежат передаче[40].
Это подтверждается специальной нормой статьи 1285 «Договор об отчуждении исключительного права на произведение» ГК РФ. Таким объектом является произведение. Это родовое понятие, оно включает произведения в различных сферах творческой деятельности – науке, литературе, искусстве. В каждой из этих сфер произведение приобретает присущую ему форму: в литературе – роман, повесть, рассказ, очерк, эссе и т. п., в научной литературе – например, монография, статья. Более развернутая видовая классификация присуща произведениям искусства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Безусловно, в договоре, необходимо указать вид произведения, максимально индивидуализировав его с помощью использования присущих сфере творчества, к которой он относится, идентифицирующих признаков. Произведение, как правило, имеет название. Его также необходимо указывать. Несмотря на то, что для целей идентификации произведения подходит не всякое название, оно может не содержать в себе признаки творческой деятельности и не обладать оригинальностью.