Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты построения организационных структур управления
1.1. Сущность организационных структур управления и факторы, влияющие на их формирование
1.2. Типы организационных структур и их характеристика
1.3. Методы и принципы построения организационной структуры управления
Глава 2. Аналитические основы построения структуры управления
2.1. Характеристика ООО «Медиагрупп»
2.2. Анализ существующей структуры управления ООО «Медиагрупп»
2.3. Анализ действующей регламентирующей документации в ООО «Медиагрупп»
Глава 3. Совершенствование системы управления ООО «Медиагрупп»
3.1. Анализ системы управления с точки зрения эффективности функционирования
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы управления ООО «Медиагрупп»
3.3. Разработка проектного варианта организационной структуры ООО «Медиагрупп»
Введение
Организацию принято рассматривать как основную характеристику любой системы, которая отличается внутренней упорядоченностью частей. Значительным признаком организации является совместная деятельность людей, которые объединены общими интересами, и стремятся к достижению как личных, так и общеорганизационных целей.
В организациях структуры созданы для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организации отличаются друг от друга сложностью, формализацией, соотношением централизации и децентрализации.
Структура управления организацией или организационная структура управления - одно из основных понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что на способность предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура управления. Успешное развитие и функционирование всякой системы управления в существенной мере зависит от научной аргументированности ее организационной структуры.
Целью курсовой работы является построение организационных структур управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы построения организационных структур управления;
- рассмотреть характеристику ООО «Медиагрупп»;
- проанализировать структуру управления в ООО «Медиагрупп»;
- провести анализ действующей регламентирующей документации в ООО «Медиагрупп»;
- разработать предложения и мероприятия по оптимизации организационных структур управления в ООО «Медиагрупп».
Объектом исследования является ООО «Медиагрупп».
Предметом исследования является оптимизация организационных структур управления.
Теоретической и методологической базой курсовой работы послужили труды: Алавердова А.Р., Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты построения организационных структур управления
1.1. Сущность организационных структур управления и факторы, влияющие на их формирование
Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для того чтобы эффективно достигались цели, необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. [1;с.120] Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, влияют на отношения и поведение работников.
В paмкax cтpyктypы пpoтeкaeт yпpaвлeнчecкий пpoцecc, мeждy yчacтникaми кoтopoгo pacпpeдeлeны фyнкции и зaдaчи yпpaвлeния. С этoй пoзиции opгaнизaциoннaя cтpyктypa — этo фopмa paздeлeния и кooпepaции yпpaвлeнчecкoй дeятeльнocти, в paмкax кoтopoй пpoиcxoдит пpoцecc yпpaвлeния, нaпpaвлeнный нa дocтижeниe цeлeй opгaнизaции. Отcюдa cтpyктypa yпpaвлeния включaeт в ceбя вce цeли, pacпpeдeлeнныe мeждy paзличными звeньями, cвязи мeждy кoтopыми oбecпeчивaют кoopдинaцию пo иx выпoлнeнию. [4;с.34]
Структура управления представляет собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни.
Элементы – это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций и работ. [3; с.56]
Элeмeнтaми cтpyктypы yпpaвлeния являются:
- paбoтник yпpaвлeния — чeлoвeк, выполняющий oпpeдeлeннyю функцию yпpaвлeния;
- opгaн yпpaвлeния — гpyппa paбoтникoв, cвязaнныx oпpeдeлeнными oтнoшeниями, cocтoящaя из пepвичныx гpyпп;
- пepвичнaя гpyппa — кoллeктив paбoтникoв yпpaвлeния, y кoтopoгo ecть oбщий pyкoвoдитeль, нo нeт пoдчинeнныx. [3; с.114]
Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления (что характерно для большинства предприятий). [11; с. 65]
Рассмотрим факторы, влияющие на построение организационных структур управления.
К внешним факторам относятся:
- цели, принципы и методы управления, которые определяются социально-экономической природой данного способа производства (рыночная экономика – главная цель максимум прибыли);
- с территориальным размещением производства связаны такие факторы как объем и характер внешних связей, национальные, исторические и климатические условия и др.
- подчиненность, кооперация и т.д. [9; с.33]
Внешние факторы влияют, прежде всего, на управляемую систему, последняя воздействует на структуру управления. Например, переход на рыночные отношения, развитие конкуренции, обусловили необходимость применения маркетинга на предприятиях, а следовательно, и создания маркетинговой службы. [7; с.62]
К внутренним факторам, влияющим на структуру управления, относятся:
- организационное устройство предприятия, которое определяет число ступеней в управлении, характер взаимоотношений общехозяйственных и нижестоящих звеньев. Структура управления должна отражать организационное устройство объекта управления, его иерархичность;
- размеры и тип производства, влияющие на состав функциональных служб и численность работников в них. Например, количество должностей зоотехников устанавливается от наличия условных голов скота, а число агрономов зависит от уборочной площади;
- уровень специализации и концентрации производства определяет какая форма управления – территориальная или отраслевая – должна получить преобладающее развитие;
- Существенное влияние на структуру управления оказывает размещение производственных подразделений, населенных пунктов по территории, наличие дорог, средств связи, транспорта. Так, при прочих равных условиях, в хозяйстве, имеющем компактную территорию, хорошие дороги с твердым покрытием, крупные населенные пункты, структура управления будет проще, целый ряд функций обслуживания производства, а соответственно и управления ими могут быть централизованы (складское хозяйство, ремонтная база, снабжение и сбыт), что облегчит руководство им. [13; с.102]
Территориальная разобщенность при прочих равных условиях обусловливает децентрализацию функций. Самостоятельное решение хозяйственных вопросов на уровне подразделения становится необходимостью. [9; с.95] В сельском хозяйстве территориальный фактор играет огромную роль в формировании структуры управления.
- На построение структуры управления кроме внешних и внутренних факторов оказывают влияние факторы непосредственно управленческого (организационного) характера, такие, как степень соответствия структуры управления организационной структуре, степень централизации и децентрализации функций, управляемость, уровень квалификации работников управления и эффективность их труда, уровень механизации, автоматизации и компьютеризации управленческих работ и т. д. [2; с.201]
Выделенные факторы оказывают всестороннее влияние на структуру управления агропромышленным производством на разных уровнях его организации. Их учет обязателен при формировании рациональной структуры управления, способной обеспечить выполнение всех необходимых функций и требований производства в условиях рынка.
1.2. Типы организационных структур и их характеристика
Рассмотрим виды структур управления, наиболее часто используемые организациями.
Самым распространённым видом структуры иерархического типа является линейно-функциональная. В основу её построения положены: линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и др.) [1;с.45]
Руководителю организации непосредственно подчиняются его заместители по функциям, квалификация и профессионализм которых ценятся выше, чем их знания видов продукции, рынков или групп потребителей. Поэтому результаты их работы оцениваются показателями, характеризующими выполнение поставленных перед ними функциональных целей и задач.
Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. [6; с.142] Их достоинства проявляются в управлении небольшими предприятиями, а также организациями с массовым или крупносерийным типом производства. Если компания работает не только на внутреннем, но и на международном рынке, эта структура может быть полезной только в случае однородности требований к продукту и технологии его изготовления на всех видах рынка. Если же спрос на разных рынках различен, структура неэффективна. [4; с.187]
Таблица 1
Основные достоинства и недостатки линейно-функциональной структуры управления
Достоинства |
Недостатки |
Высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков |
Возникновение проблем межфункциональной координации |
Централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации |
Ответственность за общие результаты работы только на высшем уровне |
Функциональная специализация и опыт |
Недостаточная реакция на изменения рынка, достижения в области науки и техники |
Высокий уровень использования мощностей и потенциала специалистов по функциям |
Ограниченные масштабы предпринимательства и инноваций |
Экономичность, достигаемая за счёт однородности (массовости) работ и рынков |
Увеличение времени принятия решений из-за необходимости их согласований |
Функциональная ОСУ создается путем выделения в организации т.н. функциональных областей, каждая из которых имеет свою четко определенную задачу (бизнес-функцию) и обязанности. [5; с.67] Как правило, в компаниях выделяются такие бизнес-функции, совместное выполнение которых обеспечивает производство продукции и ее сбыт (или оказание услуг клиентам). К таким функциям чаще всего относятся:
- маркетинг (изучение рынка);
- научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
- закупки (сырья, материалов, оборудования и т.п.);
- производство продукции;
- сбыт продукции;
- управление финансами предприятия и т.п.
Таблица 2
Основные достоинства и недостатки функциональной структуры управления
Достоинства |
Недостатки |
Высокая квалификация менеджмента и персонала в пределах своей функциональной области. |
Слабое представление менеджеров функциональных подразделений об общих целях организации. |
Эффективное достижение функциональных целей. |
Слабая координация работы подразделений. |
Удобство производства малой номенклатуры товаров. |
Незначительные инновации. Медленная реакция на изменения внешней среды. |
Несмотря на очевидные преимущества функциональной ОСУ перед линейной, она все же не является идеальной. Узкая профессиональная квалификация менеджеров функциональных подразделений повышает их компетентность в рамках своих функциональных обязанностей, но снижает координацию работы с менеджерами других подразделений. [7;с.147] Поэтому функциональная ОСУ не относится к адаптивным структурам. Она не предназначена для одновременного производства различных видов продукции или для работы компании на разных рынках (например, в разных странах).
Комбинация линейного и функционального подходов к построению организации приводит к линейно-функциональной организационной системе управления. [12; с.184] В большинстве случаев, организационные структуры современных компаний, называемые функциональными, на самом деле являются линейно-функциональными.
Дивизиональная ОСУ создается в том случае, когда организация начинает производить разнообразные виды продукции, выходит на новые рынки (регионы, страны) или ориентирует свою деятельность на различные группы клиентов. Термин «дивизиональная» указывает на то, что в компании для решения перечисленных задач создаются отдельные организационные единицы – дивизионы. [7; с.89] Всей компаний в целом управляет ее топ-менеджмент (иногда говорят, что стратегическое управление осуществляет штаб-квартира компании), а во главе каждого завода находится директор. Директорам предоставлены широкие права по управлению своими дивизионами. Они могут выбирать поставщиков, партнеров, клиентов, вносить изменения в технологию производства, принимать решения по распределению бюджета завода и т.п. Однако вопросы стратегического развития и некоторые другие, общие для компании задачи они решают под руководством топ-менеджмента. [3;с. 23] Как видно, дивизиональная структура управления является децентрализованной, что повышает самостоятельность дивизиональных менеджеров.