Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты построения организационных структур управления
1.1. Сущность организационных структур управления и факторы, влияющие на их формирование
1.2. Типы организационных структур и их характеристика
1.3. Методы и принципы построения организационной структуры управления
Глава 2. Аналитические основы построения структуры управления
2.1. Характеристика ООО «Медиагрупп»
2.2. Анализ существующей структуры управления ООО «Медиагрупп»
2.3. Анализ действующей регламентирующей документации в ООО «Медиагрупп»
Глава 3. Совершенствование системы управления ООО «Медиагрупп»
3.1. Анализ системы управления с точки зрения эффективности функционирования
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы управления ООО «Медиагрупп»
3.3. Разработка проектного варианта организационной структуры ООО «Медиагрупп»
Дивизиональная организационная система управления обладает рядом экономических преимуществ перед другими типами:
1. Способствует более эффективному размещению капитала. Выбирая объект инвестиций, штаб-квартира имеет возможность сконцентрировать ресурсы компании на самых сильных своих рынках, направляя прибыль одних подразделений на помощь или обеспечение роста других.
2. Позволяя молодым руководителям самостоятельно управлять бизнес-единицами, дивизиональная форма способствует подготовке руководящих кадров высшего эшелона.
3. Распределяет коммерческие риски по разным рынкам.
4. Обладает исключительной стратегической оперативностью, быстротой реакции. [11;с. 194]
Матричные структуры управления помогают решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп. [12;с.67] Матричная структура представляет собой решётчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственному руководителю базового подразделения (службы), которое выделяет ресурсы (в том числе персонал) и иную помощь руководителю проекта или целевой программы; с другой – руководителю временной целевой группы, который наделён необходимыми полномочиями для организации работ по конкретной программе. [11;с.54] В составе его команды находятся две группы исполнителей:
- постоянные члены;
- другие работники и специалисты.
Последние выделяются руководителями подразделений базовой структуры управления; при этом руководитель временной группы определяет содержание их работ, а руководитель базового подразделения может устанавливать способы их выполнения. [10;с.72]
Таблица 3
Основные достоинства и недостатки матричной структуры управления
Достоинства |
Недостатки |
Улучшение и рост информационного обмена в организации |
Возможный рост конфликтности, который может снизить быстроту реакции на изменения |
Сбалансированная ориентация развития |
Двойственность полномочий и подчинения |
1.3. Методы и принципы построения организационной структуры управления
Формирование организационной структуры управления основано на использовании в комплексе следующих методов:
1. Метод структуризации целей. Предусматривает выработку иерархической системы целей организации и последующий анализ структуры управления с точки зрения её соответствия системе целей. [13; с. 147]
2. Функциональный метод. В его основе заложено формирование аппарата управления через выделение хозяйственных функций управления в организации, управленческих действий и их распределение по структурным подразделениям организации.
3. Экспертно-аналитический метод. Состоит в обследовании и аналитическом изучении организации с тем, чтобы выявить специфические особенности и проблемы в работе организации, выработать рекомендации по её рациональному формированию. [8; с.98]
4. Метод аналогий. Состоит в использовании организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными характеристиками с проектируемой организацией. [7;с.154]
Применение комплекса методов позволяет:
- сформировать иерархическую систему целей и задач;
- выделить организационно-обособленные блоки и подразделения проектируемого органа;
- рационально распределить полномочия и ответственность, функции и управленческие действия между уровнями и структурными подразделениями;
- определить отношения проектируемой структуры её подразделений с внешней средой.
В процессе проектирования решаются следующие задачи:
- определение типа структуры управления;
- уточнения состава и количества подразделений по уровням управления;
- численность административно управленческого персонала;
- определение характера соподчинённости между звеньями организации;
- расчёт затрат на содержание аппарата управления.
Рассмотрим основные принципы построения организационных структур управления:
- Важным принципом формирования структуры управления является первичность функций управления и вторичность самой структуры. [7;с.154] В свою очередь функции управления зависят от разделения труда в организации. Здесь важным является производственная структура организации, которая определяет, прежде всего, иерархию и разделение труда в линейном аппарате управления, а также разделение труда в функциональном аппарате управления.
- Принцип единства распорядительства: предполагает концентрацию ресурсов для достижения главных целей и исключения подчинения работников нескольким руководителям. [9; с.56]
- Принцип централизации принятия стратегических решений при одновременной передаче на максимально низкий уровень полномочий и ответственности по принятию и реализации тактических решений. [9;с. 58]
- Принцип разделения организации на производственно-хозяйственные блоки, ориентированные на достижение относительно самостоятельных конечных результатов путем независимого распорядительства выделенными ресурсами. [9;с.58]
- Принцип возрастания объема координационной работы по мере специализации управленческих подразделений на функциях и видах работ, а производственных звеньев – на продуктах и видах услуг. [9; с.59]
- Принцип обеспечения контроля (принцип управляемости) для линейных руководителей и связанного с этим удлинением иерархической лестницы по мере увеличения размеров организации.
- Принцип соответствия задач, прав, обязанностей и ответственности для каждого звена и работника. [9; с.59]
- Принцип гибкости (адаптивности) системы: структура должна иметь способность своевременно реагировать на изменение внутренней и внешней среды.
- Принцип экономичности: структура управления должна иметь столько уровней управления и функциональных подразделений, сколько может обеспечить эффективное функционирование организации. [9; с.60]
Выводы по главе 1
В ходе работы над данной главой были сделаны следующие выводы:
Организационная структура управления — это совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей. Она выражает определенную технологию управленческой деятельности, процессы разделения и кооперации труда в сфере управления, последовательность реализации управленческих процедур.
Организационная структура управления включает в себя следующие виды: линейно-функциональная, функциональная, дивизиональная, матричная.
Рассмотрели основные методы и принципы построения организационных структур управления.
Глава 2. Аналитические основы построения структуры управления
2.1. Характеристика ООО «Медиагрупп»
Общество с ограниченной ответственностью «Медиагрупп», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ОГРН 11135048003287, ИНН/КПП 5048031768/504801001; юридический адрес: 142300, Московская область, г. Реутов, ул. Новая, д. 6).
Общество образовано и действует в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», и другими нормативными актами РФ.
Согласно КОПФ (Классификации организационно-правовых форм в Российской Федерации), Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. В отличие от государственных и муниципальных унитарных предприятий, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, общества с ограниченной ответственностью (равно как и иные виды хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов) характеризуются тем, что их участники имеют в отношении них обязательственные права.
Общество вправе иметь гражданские права и исполнять гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Согласно Уставу Общества с ограниченной ответственностью «Медиагрупп», предметом деятельности Общества являются следующие виды деятельности:
- найм рабочей силы и подбор персонала;
- деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита;
- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием;
- рекламная деятельность;
- предоставление различных видов услуг;
- ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
- розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет);
- предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом;
- прокат бытовых изделий и предметов личного пользования;
- консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники;
- разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;
обработка данных;
- деятельность по созданию и использованию баз данных и информа-ционных ресурсов;
- техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники;
- прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.
Так же организация осуществляет любые иные виды хозяйственной деятельности, в том числе внешнеэкономической, не запрещенные законодательством.
Основными конкурентами являются ООО «Аскад», ООО «KNS», WEB-дизайн, Lim Tek.
2.2. Анализ существующей структуры управления ООО «Медиагрупп»
Под организационной структурой управления ООО «Медиагрупп» понимается совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Организационная структура ООО «Медиагрупп» – линейно-функциональная (традиционная) организационная структура управления (рис. 1). Данная структура реализует принципы единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними, рационального сочетания централизации и децентрализации.
Финансовый директор
Директор юридического отдела
Общее собрание участников
Генеральный директор
Исполнительный директор
Директор по маркетингу
Директор IT-отдела
Директор по организации труда и технике безопасности
Рис. 1. Схема организационной структуры ООО «Портал»
Исходя из схемы, видно, что все нижние подразделения подчиняются высшим, а начальники отделов, в свою очередь, подчиняются директору организации, т.е. генеральному директору.
- Преимущества линейно-функциональной структуры управления:
1. Высокая компетентность функциональных руководителей;
2. Уменьшение дублирования полномочий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях;
3. Улучшение координации в функциональных областях;
4. В эффективность при малом разнообразии продукции и рынков;
5. Высокая адаптация к диверсификации производства.
- Недостатками линейно-функциональной структуры являются нарушение принципа единоначалия, трудности в принятии и реализации согласованных управленческих решений. [12; с.57] Жесткое разделение труда способствует усилению заинтересованности каждого органа управления в выполнении только "своей" функции, что характерно для функциональных подразделений. Поэтому при появлении новых, нестандартных, сложных, меж-функциональных задач возникает необходимость в частых согласованиях проектов решений на высшем уровне управления. Это обстоятельство осложняет использование рассматриваемой системы управления, поскольку она наименее восприимчива к прогрессу в области науки и техники.
Недостатки линейно-функциональной структуры управления усугубляются за счет таких условий хозяйствования, при которых допускается несоответствие между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений; превышаются нормы управляемости; формируются нерациональные информационные потоки; чрезмерно централизуется оперативное управление производством; не учитывается специфика работы различных подразделений; отсутствуют необходимые при этом типе структуры нормативные и регламентирующие документы. [5;с.78]