Файл: «Особенности сервиса в гостинично-ресторанном бизнесе города Воронеж на примере Бенефит-Плаза».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕРВИСА В ОТЕЛЬНЫХ РЕСТОРАНАХ
1.1. История развития сервиса в ресторанах
1.2. Организация службы питания в ресторанах
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕРВИСА В ОТЕЛЬНЫХ РЕСТОРАНАХ ГОРОДА ВОРОНЕЖ
2.1. Сущность и современное развитие ресторанного бизнеса
2.2. Специфика организации сервиса в отельных ресторанах
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ СЕРВИСА РЕСТОРАНА ПЛАЗА
3.1. Актуальность предложений по совершенствованию сервиса
Ресторан является предприятием, в котором обслуживание посетителей в торговом зале сочетается с производством различных кулинарных, кондитерских изделий, и с изготовлением фирменных блюд и напитков.
Очевидно, что меню любого ресторана отличается от меню столовых и закусочных наличием широкого ассортимента алкогольных напитков (вино, крепкий алкоголь) различных кондитерских изделий, а также декором и оформлением. Значительное количество ресторанов своей специализацией считают приготовление лишь блюд национальной кухни. Кроме того, существуют рестораны, которые расположены в гостиницах, ж.д. вокзалах, аэропортах[8].
Среди дополнительных услуг, которые предоставляют рестораны - реализация кулинарных и кондитерских изделий, посредством столов заказов и служб доставки, также принимаются заказы на организацию выездного обслуживания (кейтеринг).
Как уже было упомянуто в работе выше, Государственным стандартом РФ (ГОСТ Р500762—95) устанавливается классификация ресторанов исходя из качества оказываемых услуг, степени отделки интерьера, ассортимента доступных к заказу блюд и изделий. Исходя из этой совокупности, рестораны классифицируют по трем классам — люкс, высший класс и первый.
Ресторан класса «люкс» отличается современным интерьером, наиболее высоким уровнем комфорта и широким выбором предлагаемых основных и дополнительных услуг.
Комфорт может достигаться к примеру, удобным планировочным решением - когда торговый зал разделен по отдельным зонам, секторам путем использования перегородок и цветников. Уюта и выразительности залу может придать освещение, декор стен и потолков, а также напольных покрытий. В ресторанах такого класса широко используется отделка деревом, применяется керамика. Рестораны класса «люкс» располагают одним или несколькими банкетными залами, баром. Администраторы и официанты заведения должны быть первоклассными специалистами, которые в совершенстве владеют техникой обслуживания; в ресторанах, где часто производится обслуживание иностранцев, официанты обязаны обладать необходимым уровнем знания того или иного иностранного языка.
Официанты в ресторанах люкс одеты в одежду единого образца, при этом Столовое изготавливается по заказу. При обслуживании применяется фирменная посуда и приборы. В меню ресторанов «люкс-класса» включаются заказные и фирменные блюда, большая часть ассортимента – это кондитерские изделия. Блюда должны быть достаточно сложны по рецептуре, иметь высокий уровень художественного оформления. В ресторана «люкс» класса в вечернее время зачастую организовано исполнение живой музыки, есть отдельные места для танцев.
Рестораны высшего класса также характеризуется высоким уровнем комфортности за счет оборудования и удобной мебели, оригинальностью интерьера, надлежащим микроклиматом за счет кондиционирования воздуха, высоким качеством обслуживания, посетителей и разнообразием кулинарных, кондитерских изделий, блюд и напитков. Многие рестораны этого класса специализируются на приготовлении национальных блюд, в меню могут включаться фирменные блюда, напитки и закуски, которые готовятся только здесь. Как правило, в меню входит меньшее количество блюд, чем в ресторане класса «люкс», рецептуры их менее сложны. При обслуживании используется фарфоровая посуда высшего качества, которая отличается легкостью и изяществом дизайна.
При устройстве банкетов и торжественных вечеров используются мельхиоровые приборы. Мебель для ресторана делается на заказ из одного материала, и ее стиль связан с художественным решением интерьера. Обслуживание в ресторанах высшего класса осуществляется высококвалифицированными специалистами (метрдотелями, официантами и барменами). В качестве дополнительных услуг рестораны организуют обслуживание различных мероприятий (совещаний, конференций, семейных торжеств, юбилеев), принимают заказы на приготовление заказных блюд и кулинарных изделий для обслуживания на дому.
В вечернее время в ресторанах высшего класса организуются выступления музыкантов, эстрадных артистов, певцов. Ресторан имеет художественно оформленные фирменные меню, приглашения и сувениры с собственной эмблемой.
Ресторан первого класса характеризуется простотой и оригинальностью интерьера, гармоничностью и комфортностью. В интерьере используются декоративные элементы, создающие единство стиля, учитываются наименование ресторана, специфика кухни и другие факторы. При оформлении используют ценные породы дерева, синтетические отделочные материалы. Мебель в ресторане удобная, прочная, столы имеют полиэфирное покрытие. Для сервировки столов могут использоваться не скатерти, а полотняные индивидуальные салфетки, недорогая фарфоровая посуда. В ресторанах первого класса предлагается широкий выбор кулинарных блюд и закусок, напитков, заказных блюд несложного приготовления. Обслуживание осуществляют официанты и бармены в форменной одежде (белый верх, темный низ).
Рестораны быстрого обслуживания в мировой практике известны давно, но система фастфуд начала развиваться стремительными темпами приблизительно с середины XX в. Рынок «быстрой еды» переживает в настоящее время свой золотой век.
В самом узком значении фастфуд — это пища особого рода, которая должна быть быстро приготовлена из полуфабрикатов или свежих продуктов: гамбургер, сэндвич, пицца и т.д. Расширенное толкование предполагает, что фастфуд — предприятия общепита, в которых подаются эти самые быстро приготовленные блюда особого рода. Сюда посетитель приходит с единственным желанием — быстро утолить голод. Отсюда и выстраивается вся технология работы предприятий быстрого питания. Обслуживание в системе фастфуд занимает считанные минуты. При этом существуют два вида обслуживания: 1) кассир принимает заказ и сам (или его помощник) приносит выбранные клиентом блюда; 2) посетитель с подносом проходит вдоль прилавков, выбирает блюда и в конце расплачивается в кассе. Основная черта подобных предприятий — это быстрота. В соответствии с этим определяются многие детали. Меню должно быть представлено понятно и наглядно, чтобы клиент быстро сделал выбор, сбалансировано и ограничено по ассортименту. Распространенное для фастфуда явление — наличие монопродукта, на котором держится все меню. Это могут быть бургеры, сэндвичи, пицца, буррито, печеная картошка или блины.
Блюда фастфуда максимально адаптированы для быстрого приготовления и быстрой подачи клиенту. Для этого используются полуфабрикаты или заготовки, которые доводятся до готовности в присутствии заказчика или с небольшим упреждением.
Способ подачи блюд продиктован удобством употребления. Сервировка упрощена: минимум приборов или же полное их отсутствие, одноразовая посуда или просто обертка. Отсутствие мойки для столовой посуды позволяет экономить на персонале, оборудовании и квадратных метрах.
Технологические процессы на кухне разбиты на отдельные простые операции и строго регламентированы. Технология приготовления блюд адаптирована под массовое производство и ориентирована на частое воспроизведение операций.
Персоналу заведения не обязательно иметь поварскую квалификацию. Благодаря отработанным технологиям даже неквалифицированные сотрудники после недолгого обучения могут выдавать стандартный по качеству продукт.
Минимальное обслуживание в зале и отсутствие официантов — самый бросающийся в глаза признак фастфуда. В зале пребывают только те сотрудники, в чьи обязанности входит следить за чистотой и порядком и попутно своими действиями ускорять оборачиваемость столиков.
Предприятия фастфуда отличает строгая функциональность. В закусочные фастфуда приходят не провести время и отдохнуть, как в ресторан, а просто поесть.
Стоимость блюд минимизирована за счет эффективности, массового производства и четкого контроля.
Сетевые рестораны имеют в России довольно долгую историю. Существовала целая сеть похожих трактиров, имевших одного владельца, но называвшихся по-разному. Сейчас, как правило, сетевые рестораны имеют одно название. Для клиентов это удобно. Такие рестораны основываются на подсознательном желании человека пользоваться знакомыми ему вещами. Всем известно, что, приезжая в любую страну мира, итальянцы стремятся найти итальянский ресторан, французы — французский, а японцы — японский. Сетевые рестораны позволяют человеку чувствовать себя уверенно, где бы он ни находился. Раз побывав в одном из ресторанов сети, клиент уже не чувствует себя неуютно в других ресторанах той же сети.
С развитием сети уменьшается количество персонала, особенно управленческого, так как у сетевого проекта может быть одна бухгалтерия, один склад, один отдел закупок и т.д. Сетевые рестораны — это в каком-то смысле «еда на скорую руку». В отличие от гастрономических заведений блюда сетевых меню не бывают очень сложными, на их приготовление не должно уходить много времени. Несмотря на общее стилевое решение каждый из ресторанов, входящих в сетевой проект, имеет свою «изюминку».
Для сетевых ресторанов очень важно проведение различных акций совместно с партнерами (например, с известным пивным брендом), розыгрышей призов для клиентов.
2.2. Специфика организации сервиса в отельных ресторанах
Управление сервисом ресторанов в отеле отличается от управления независимым предприятием питания, так как ресторан здесь представляет собой часть общего продукта, которая должна вписываться в концепцию и стратегию отеля (рисунок 1 и рисунок 2). Ключевые составляющие:
Рисунок 1. Ключевые составляющие ресторана при отеле
операционный менеджмент гостиничный бизнес
Рисунок 2. Ключевые составляющие отеля и взаимоотношения с различными службами
В таблице 1 приведены доходообразующие департаменты службы ресторанов и баров.
Таблица 1
Доходообразующие департаменты службы ресторанов и баров
Департамент службы питания |
Основной сегмент потребителей |
Основной предлагаемый продукт |
Часы обслуживания |
||
1. Основной ресторан |
1. Гости отеля |
1. Завтраки, обеды и ужины для гостей |
1.6.30 - 23.00 |
||
2. Вечерний ресторан |
2. Гости отеля + клиенты "с улицы" |
2. Ужины |
2.18.00 - 24.00 |
||
3. Лобби-бар/кафе |
3. Гости отеля + клиенты "с улицы" |
3. Алкогольные и б/алк. напитки, легкие закуски, ограниченное меню салатов и горячих блюд |
3.11.00 - 02.00 |
||
4. Мини-бары в номерах |
4. Гости отеля |
4. Алкогольные и б/алк. напитки, закуски |
4.24 часа в сутки |
||
5. Обслуживание в номерах |
5. Гости отеля |
5. Выбор блюд и напитков для завтрака, обеда и ужина в гостевом номере |
5.24 часа в сутки |
||
6. Обслуживанеи конференций в отеле |
6. Организаторы и участники конференций |
6. Кофе-паузы, ланч, праздничный ужин |
6. В зависимости от заказа |
||
7. Банкеты и торжества в отеле |
7. Компании и частные лица |
7. Банкет |
7. Как правило вечернее время |
||
8. Обслуживание предприятий вне отеля |
8. Компании и частные лица |
8. Выездной банкет (Catering) |
8. В зависимости от заказа |
При разработке меню учитывают следующие этапы:
- тип и структура меню, выбор блюд и напитков;
- разработка дизайна меню и описание блюд;
- назначение цен на блюда и напитки.
В зависимости от типа меню различают:
1) Сет-меню (set-menu), которое определяет определенный набор блюд и напитков (бокал вина, салат, горячие блюда, десерт, чай/кофе) за фиксированную цену - используется для завтраков, бизнес-ланчей или ужинов по предварительному заказу. Основное преимущество - высокая скорость обслуживания.
2) Меню a la carte - в меню перечисляется весь спектр блюд и напитков отдельно и цены на них, гости выбирают любую комбинацию, суммируют общий счет при обслуживании подсчитывается как сумма стоимости всех заказанных гостем блюд.
3) Комбинированные меню включает в себя элементы сет-меню и меню a la carte: основное меню по фиксированной цене + десерт на выбор.
Ключевые составляющие ресторанного сервиса представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сервис в ресторане
Характеристика сервиса |
Действия персонала |
Процедуры |
1. Сервис за столом (американский, английский, французский, русский) |
1. Сервировка стола |
1. Стандарты, регламентируемые действия персонала |
2. Встреча гостей |
||
3. Логистика на |
2. Бронирование столиков |
|
4. Логистика блюд |
3. Встреча гостей |
|
2. Шведский стол |
5. Обслуживание |
4. Обслуживание |
3. Кафетерий-сервис |
6. Расчет стола |
5. Рассчет |
4. Фаст-фуд сервис |
7. Уборка |
6. Уборка |
2.3. Преимущества и недостатки сервисной деятельности ресторана «Плаза»
Рассматриваемое предприятие по типу можно определить как ресторан, специализация данного ресторана – европейская кухня.
Предприятие гостиничной отрасли «Бенефит Плаза» расположено в районе жилых массивов, недалеко от торгового центра ОКЕЙ и имеет выгодное положение, которое способствует значительному количеству клиентов. Недалеко от гостиницы расположено несколько банковских учреждений, офисных зданий и магазинов, неподалеку расположен рынок. Все это способствует хорошей интенсивности потока клиентов в обеденное время.
Вместе с тем, основной обслуживаемой аудиторией клиентов являются гости гостиницы «Бенефит-Плаза». В ресторане «Плаза» имеется 120 посадочных мест. Ресторан обслуживается официантами 24 часа в сутки, нет перерывов и выходных. У ресторана есть собственный раздел на сайте гостинично-делового комплекса «Бенефит-Плаза» - www.benefitplaza.ru/restaurant.htm.