Файл: «Правовое регулирование валютного рынка: общая характеристика» ..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие основы валютного регулирования в Российской Федерации
1.1. Функции и задачи валютного регулирования в Российской Федерации
1.2. Характеристика источников валютного регулирования в Российской Федерации
Глава 2. Внешнеторговые отношения как объект валютного регулирования
2.1. Принципы валютного регулирования внешнеторговых отношений
2.2. Характеристика внешнеторговых отношений как объекта валютного регулирования
Глава 3. Основные направления развития валютного регулирования
Основы организации и осуществление валютного регулирования определены, как мы уже говорили, Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).
Стоит заметить, что правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции: регулирующую и контрольную.
Итак, регулирующая функция валютного законодательства сводится, в первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются:
- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
- ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
- осуществление международных денежных переводов.[9]
Основной целью валютного регулирования (и в первую очередь валютного контроля) является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности, т.е. предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
Таким образом, валютное регулирование - это форма осуществления государством его валютной политики.
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
- приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
- единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
- обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.[10]
Говоря о принципах валютного регулирования, стоит сказать, что они не всегда были постоянными, нередко они менялись под воздействием самых разнообразных факторов. На валютное регулирование в разное время оказывал влияние целый ряд причин политико-экономического и правового характера. Еще во времена Киевской Руси было хождение иностранных денег.
Например, киевские князья требовали от завоеванных территорий уплаты налогов иностранными монетами, а Новгород и Псков при торговле с соседями применяли при расчетах наряду с рублями литовскими и немецкими серебряные монеты. При этом уже в XIV-XV вв. на Руси вводились ограничения в отношении иностранной валюты, но на протяжении длительного периода времени (а именно до 1923 года) валютные ценности постоянно находились в обращении на всей территории государства. Ограничения и запреты на осуществление валютных операций вводились, как правило, только при кризисных явлениях. В советский же период сделки с валютными ценностями для частных лиц были запрещены, а валютное регулирование заменилось прямым административным управлением и контролем.
В 90-х годах века в России произошли, как известно, коренные изменения. Изменение политического режима в нашей стране и расширение внешнеэкономической деятельности потребовали правового регулирования оборота иностранной валюты. Тогда 9 октября 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако, несмотря на свое наличие в правовом поле Российской Федерации данный закон носил рамочный характер, практически каждая его норма наполнялась конкретным содержанием лишь с помощью многочисленных (около 300) и противоречащих друг другу нормативных актов.
В этой связи было принято решение об издании нового, соответствующего современным экономическим условиям России закона. И 10 декабря 2003 года был принят новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», призванный решить многочисленные проблемы в правовом регулировании и более четко урегулировать функционирование валютного рынка и обращение иностранной валюты. В законе были сформулированы принципы валютного регулирования. В своем научном исследовании мы уже обозначили данные принципы. Рассмотрим их подробнее.
Так, под принципом приоритета экономических мер при реализации государственной политики в области валютного регулирования понимается, что государство отдает предпочтение не политическим (как было, например, в СССР), а экономическим мерам для регулирования обращения иностранной валюты. К таким мерам следует отнести, в частности, следующее:
- развитие и поощрение внешних торговых отношений юридических и физических лиц;
- предоставление им различных льгот (в том числе налоговых);
- разрешение открытия счетов в банках за рубежом;
- целевое финансирование из бюджета предприятий и организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции.[11]
Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов также является составной частью общего принципа невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, за исключением тех случаев, которые предусмотрены законодательством. Следует отметить, что валютные отношения обладают своей спецификой и могут оказать существенное влияние на экономику любого государства. Поэтому вмешательство государства в проводимые валютные операции резидентов и нерезидентов допускается только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты и недопущения проведения незаконных валютных сделок и действий.
Например, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязательному контролю подлежат операции по покупке и продаже иностранной валюты в крупных размерах, перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и некоторые другие операции.[12]
В свою очередь, единство внутренней и внешней валютной политики России означает, что государство придерживается общих основ в сфере регулирования валютных операций, осуществляемых внутри страны и на мировом валютном рынке. Таким образом, не должны устанавливаться различные механизмы воздействия на валютный курс, а также вводиться валютные ограничения в отношении отдельных субъектов по сравнению с другими.
Такой принцип, как единство системы валютного регулирования и валютного контроля, предполагает формирование общей структуры регулирования валютных операций. Валютное регулирование осуществляется исключительно на основе федеральных законов, нормативные правовые акты могут регулировать валютные правоотношения в случаях, прямо предусмотренных валютным законодательством.
Государство обеспечивает эффективность валютного регулирования, одновременно устанавливая единую систему валютного контроля, включающую в себя государственные и уполномоченные органы, полномочия которых строго определены.
Вообще обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций является конституционным положением. Государство гарантирует административную и судебную защиту прав и интересов участников валютных правоотношений. Но при этом резиденты и нерезиденты могут выбрать и иные способы защиты своих интересов, например обращение в международные судебные органы (арбитражи). Законодательством обеспечивается и право на защиту интересов государства как при осуществлении валютных операций резидентов и нерезидентов, так и при непосредственном участии государства (как субъекта) в валютных правоотношениях.[13]
Завершая рассмотрение общей характеристики функций и задач валютного регулирования в Российской Федерации, отметим, что составными частями валютного регулирования являются валютная интервенция, формирование валютных резервов и валютные ограничения.
Валютная интервенция - это целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс. Осуществляется валютная интервенция, прежде всего, для регулирования курса иностранных валют в интересах государства.[14]
В свою очередь, под валютным курсом понимается цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другого государства. Например, если курс евро составляет 1,2 доллара США, то это означает, что на валютном рынке евро и доллар будут обмениваться именно в такой пропорции.
При этом различают два вида валютного курса: биржевой (или его еще называют гибкий, плавающий) и фиксированный. Биржевой курс устанавливается в результате рыночных колебаний, в условиях свободной купли-продажи валюты на валютных торгах. Валютные торги проводятся на валютных рынках, т.е. на рынках, где совершается купля-продажа иностранной валюты на основе спроса и предложения. Фиксированный же курс вытекает из установленных международными организациями или государством валютных договоренностей (валютный паритет). Под валютным паритетом подразумевается твердое, официально устанавливаемое соотношение обмена одной валюты на другую.[15]
В целях своевременного осуществления международных расчетов, а также для получения дохода и регулирования валютного рынка государство формирует так называемые валютные резервы (международные резервы). Международные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Центрального Банка России и Правительства Российской Федерации, которые складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.
1.2. Характеристика источников валютного регулирования в Российской Федерации
Нами уже отмечено, что правовую основу валютного регулирования составляет, в первую очередь, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
В то же время это не единственный нормативно-правовой акт, регламентирующий рассматриваемую нами сферу общественных отношений.
В число источников валютного регулирования в Российской Федерации входят:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральные конституционные законы и Федеральные законы (например, Федеральный закон от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.).
- подзаконные нормативные правовые акты (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации», Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 года N 458 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов», Приказ Минфина РФ от 22 декабря 2000 года N 112н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом», Соглашение между Правительством РФ, Банком России и Правительством Республики Белоруссия, Национальным банком Республики Белоруссия от 30 ноября 2000 года «О мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы» и др.).
Таким образом, правовых источников регулирования валютных отношений в России существует огромное множество. Рассмотрим основные положения правовых основ регулирования валютных отношений.
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются, в первую очередь, Центральный банк РФ и Правительство РФ. Так, для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территориях иностранных государств.
Для реализации своих функций Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, которые являются обязательными для резидентов и нерезидентов. Центральный банк России устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.[16]
Одним из способов валютного регулирования является обязательная продажа части (30 %) валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента не менее 7 рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.