Файл: «Правовое регулирование валютного рынка: общая характеристика» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объектом обязательной продажи являются валютная выручка резидентов. Однако есть и исключения, а именно:

- суммы в иностранной валюте, получаемые Правительством РФ, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком РФ от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;

- суммы в иностранной валюте, получаемые уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок;

- валютная выручка резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше 2 лет;

- суммы в иностранной валюте, поступающие по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг и прав на них.[17]

В свою очередь валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, а также органами и агентами валютного контроля.

В число органов валютного контроля в РФ входят:

- Центральный банк Российской Федерации;

- федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

К агентам валютного контроля относятся:

- уполномоченные банки, подотчетные Центральному Банку РФ;

- не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный Банк России. В свою очередь, контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает же общую координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным Банком России. Кроме того, Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным Банком РФ.


При этом сам Центральный Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки, являясь агентами валютного контроля, передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным Банком России.

Таким образом, в настоящее время в России имеет место целая система взаимосвязанных отношений между органами, осуществляющими валютное регулирование и валютный контроль.[18]

При этом органы и агенты валютного контроля и их должностные лица имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

К тому же только органы валютного контроля и их должностные лица имеют право:

- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

- применять установленные законодательством РФ меры ответственности.

Хочется также добавить, что валютное регулирование осуществляется именно специально уполномоченными органами государства (Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации). Иными словами, валютные отношения для Российской Федерации не просто пустой звук, они очень важны (и для экономики страны, и для политики, и для развития социальной сферы общественной жизни и т.д.). Именно поэтому Россия уделяет этому вопросу столь пристальное внимание.

Именно поэтому правовым регулированием названных отношений занимаются специальные органы. Для реализации функций, предусмотренных валютным законодательством, им предоставляется право издавать нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, готовит и публикует статистическую информацию.[19]

Правительство России устанавливает порядок расчетов и переводов по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Центральный банк России и Правительство России, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти (например, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и др.) без ограничений осуществляют все виды валютных операций.


Глава 2. Внешнеторговые отношения как объект валютного регулирования

2.1. Принципы валютного регулирования внешнеторговых отношений

Итак, валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по таким основным направлениям, как:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности платежей в валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.[20]

Именно для реализации поставленных задач начали формироваться (и достаточно успешно) механизмы валютного контроля за внешнеторговой деятельностью. Под механизмами валютного контроля за внешнеторговой деятельностью понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а также набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

Нельзя не заметить, что внешнеторговые отношения являются очень распространенными отношениями. При этом, как мы уже отмечали, основными целями государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

- защита экономического суверенитета;

- обеспечение экономической безопасности;

- стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;

- обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.[21]

Теперь обратимся к более детальному изучению понятия и содержания принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Итак, под принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности понимаются исходные нормативно-руководящие основы механизма государственного регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь внешнеторговой правовой базы и внешнеторговой политики. Важнейшую роль принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности играют в формировании судебной, а также административной практики.[22]


Кроме того, они содействуют отмене устаревших и принятии новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению (преодолению) пробелов в законодательстве. Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности также важны для организации контроля за деятельностью государственных чиновников, осуществляемого в порядке дискреционных полномочий т.е. полномочий, реализуемых по собственному усмотрению. Рассмотрим непосредственно сами принципы государственного регулирования внешнеторговых отношений.

Единство внешнеторговой политики как составная часть внешней политики. Внешнеторговая политика является частью внешней политики, т.е. общего курса государства в международных делах. Иными словами, предполагается, что имеется необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками внешней политики. Приведем такой пример. Присоединение Российской Федерации к международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение или приостановление внешнеторговых операций с данной страной, какими выгодными они не являлись для нашей страны.

Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением. Контроль является обязательным этапом любой управленческой деятельности, включающей в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется специальными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов России в пределах своей компетенции в целях обеспечения положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, а также в целях защиты экономических и политических интересов РФ, муниципальных образований и российских граждан в целом.

Единство политики экспортного контроля. Заметим, что система экспортного контроля является совокупностью мер по реализации федеральными органами власти установленного российским законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.


Единство таможенной территории Российской Федерации. Под таможенной территорией понимается территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Таможенная территория России также определяется как сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Таможенная территория включает в себя в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации также искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Таким образом, принцип единства таможенной территории нацелен именно на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма (т.е. деления). Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ (что, разумеется, соответствует нормативным требованиям Конституции РФ).

Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государственная внешнеторговая политика осуществляется, как известно, посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При этом тот или иной метод регулирования подразумевает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые, по сути, могут быть объединены в следующие группы:

- таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);

- паратарифные инструменты. Их использование формально не связано с регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи не налогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые налоговыми органами);

- валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.);

- антидемпинговые и компенсационные пошлины. С их помощью осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижение цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;

- государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;

- установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет соответствия национальным стандартам безопасности и качества;

- контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и (или) импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;