Файл: «Правовое регулирование валютного рынка: общая характеристика» ..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие основы валютного регулирования в Российской Федерации
1.1. Функции и задачи валютного регулирования в Российской Федерации
1.2. Характеристика источников валютного регулирования в Российской Федерации
Глава 2. Внешнеторговые отношения как объект валютного регулирования
2.1. Принципы валютного регулирования внешнеторговых отношений
2.2. Характеристика внешнеторговых отношений как объекта валютного регулирования
Глава 3. Основные направления развития валютного регулирования
- надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
- контроль экспортных операций;
- контроль импортных операций;
- контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;
- определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.[29]
Итак, перейдем к более подробному рассмотрению основных направлений валютного регулирования в Российской Федерации.
Основным направлением валютного регулирования является, прежде всего, защита валюты России. Для реализации данного направления законодатель установил, что все расчеты между резидентами осуществляются в валюте России (т.е. в рублях) без ограничений. Расчеты же между резидентами и нерезидентами в валюте России осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным Банком России.
Согласно Федеральному закону от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами признаются:
- физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
- постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
- дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;.
- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.[30]
В свою очередь в число нерезидентов входят:
- физические лица, не относящиеся к вышеперечисленным;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
- аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации.
Другим направлением валютного регулирования является организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Нынешним российским законодательством установлено, что резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке России в порядке и на цели, определяемые Банком России. Банком России устанавливается порядок покупки и продажи иностранной валюты в России через уполномоченные банки.
Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, также действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Банком России. При этом покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускается. В целях регулирования внутреннего валютного рынка Банку России предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.
Важнейшее направление валютного регулирования - это регулирование открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте.
Российским законодательством установлено, что резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. При этом иностранная валюта, получаемая предприятиями-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Банком России. Разрешено открытие резидентам счетов в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств.
Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов, не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.[31]
Особо стоит выделить такое направление валютного регулирования, как регламентирование осуществления валютных операций между резидентами в Российской Федерации.
Валютные операции между резидентами запрещены. Однако из этого правила есть исключения, например:
- операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
- операции с внешними ценными бумагами, осуществляемые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;
- операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.[32]
Следующее направление валютного регулировании заключается в регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.
Порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Россию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавливает Банк России.
Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений, однако должны быть соблюдены требования таможенного законодательства Российской Федерации.
При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты4 и валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.
Так, при единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и валюта Российской Федерации не подлежит декларированию таможенному органу.
При этом единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается.
Урегулирование порядка осуществления валютных операций нерезидентов в Российской Федерации также представляет собой самостоятельное направление валютного регулирования в нашей стране.
Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета в уполномоченных банках или банковских счетов в уполномоченных банках на счета в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках, а также осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории России с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту России со своих банковских счетов в банках за пределами территории Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках.[33]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, стоит отметить, что наша исследовательская работа была посвящена теоретическому изучению такого вопроса, как финансово-правовые основы валютного регулирования в Российской Федерации.
В целях построения в России правового государства и эффективной рыночной экономики требуется рассматривать валютное регулирование и валютный контроль в качестве инструментов валютной политики, которая, в свою очередь, должна гармонично интегрировать в общеэкономическую политику государства. Необходимыми правовыми направлениями в формировании государственно-правовых основ валютного регулирования и валютного контроля должны служить законодательно закрепленные цели и принципы государственной валютной политики.
В ходе научного исследования мы определили, что валютные правоотношения являются разновидностью общественных отношений, складывающихся в процессе проведения валютных операций и регулируемых нормами различных отраслей права, в том числе финансового
В свою очередь под валютным регулированием мы понимаем деятельность государственных органов, направленную на регламентирование порядка и совершения валютных операций.
Целью нашего научного исследования было всестороннее исследование правовых аспектов валютного регулирования в Российской Федерации. Для достижения указанной цели мы реши следующие задачи: произвели анализ понятия, содержания и принципов валютного регулирования; изучили функции и задачи валютного регулирования в Российской Федерации; дали характеристику источников валютного регулирования в Российской Федерации; раскрыли принципы валютного регулирования внешнеторговых отношений; охарактеризовали внешнеторговые отношения и рассмотрели их как объект валютного регулирования; назвали основные направления развития валютного регулирования.
Подводя итог, заметим, что установление функций, полномочий и сфер ответственности органов валютного регулирования и валютного контроля осуществляется на законодательной основе, в соответствии с единой концепцией формирования структуры федеральных органов исполнительной власти и в рамках определенной валютной политики. При множественности субъектов валютного регулирования и валютного контроля необходимым условием их эффективной деятельности является наличие координационных органов и механизмов межведомственного взаимодействия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Вострикова Л. Г. Финансовое право: учебник для ВУЗов. - М.: Юстицинформ, 2005. - 96 с.
- Кальней М. Г. Новые принципы правового регулирования валютных операций в Российской Федерации. – Омск: Право. - 2007. – 125 с.
- Сазонова Е. С., Рожков Ю. В. Регулирование и контроль валютных операций / под науч. ред. проф. Ю. В. Рожкова. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011.- 164 с.
- Вашкович Н. Ю. Принципы валютного регулирования и валютного контроля в России. – СПб: Питер, - 2008. 163 с.
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. - 295 с.
- Российская Федерация. Законы. О валютном регулировании и валютном. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ / По состоянию на ноябрь 2015 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об итогах работы государственной комиссии по расследованию причин резкой дестабилизации финансового рынка: Решение Совета Безопасности РФ от 2 ноября 1994 г. // Российская газета. - 1994. - N 216.
- Круглова Н. В. Валютное регулирование и финансовая политика в условиях глобализации. – Ярославль: Ярославский гос. университет им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. - № 3. – 150 с.
- Кличева Н. В. Валютное регулирование в обеспечении финансово-экономической безопасности государства в системе мирохозяйственных связей. – М.: РГТУ. – 2006 – 39 с.
- Российская Федерация. Законы. О валютном регулировании и валютном. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ / По состоянию на ноябрь 2015 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Красавина Л. Н. Тенденции и перспективы реформы мировой валютной системы. – СПб: Питер. - 2011. – 89 с.
- О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 авг. 2001 г. N 115-ФЗ / По состоянию на ноябрь 2015 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Сазонова Е. С., Рожков Ю. В. Регулирование и контроль валютных операций / под науч. ред. проф. Ю. В. Рожкова. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011.- 177 с.
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. - 316 с.
- Мальцев В. А. Финансовое право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.А. Мальцев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
- Батычко В. Т. Финансовое право: учебник / под ред. В.Т. Батычко Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ. - 2009. - Режим доступа: http://www.aup.ru.
- Мовсесян А. Г., Огинцев С. Б. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник.- М.:ИНФРА. - 2013. - 312 с.
- Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право. Учебник. - М.: Гардиаки. - 2004. – 108 с.
- Вострикова Л. Г. Финансовое право: учебник для ВУЗов. - М.: Юстицинформ, 2005. - 128 с.
- Кальней М. Г. Новые принципы правового регулирования валютных операций в Российской Федерации. – Омск: Право. - 2007. – 161 с.
- Сазонова Е. С., Рожков Ю. В. Регулирование и контроль валютных операций / под науч. ред. проф. Ю. В. Рожкова. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011.- 190 с.
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. - 582 с.
- Ивантер В. В, Панфилов В.С. Валютный рынок России: оценка сценариев развития на перспективу. М.: Экономическая политика, 2011. – 322 с.
- Красавина Л. Н. Валютные проблемы инновационного развития экономики России. – М.: Деньги и кредит, - 2009. - 284 с.
- О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10 дек. 2003 г. N 173-ФЗ / По состоянию на ноябрь 2015 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Круглова Н. В. Валютное регулирование и финансовая политика в условиях глобализации. – Ярославль: Ярославский гос. университет им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. - № 3. – 166 с.
- Литуев В. Н. Европейский долговой кризис: состояние, тенденции, регулирование. – М.: ИНФРА-М. - 2012. – 51 с.
- Зубова Е. О. Некоторые аспекты регулирования валютных правоотношений. – СПб: Питер. - 2012. – 62 с.
- Горбунова О. Н., Грачева Е. Ю. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. - М.: Велби, 2004. - 336 с.
- О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10 дек. 2003 г. N 173-ФЗ / По состоянию на ноябрь 2015 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Миляков Н. В. Финансы (учебник для вузов) / Н. В. Миляков. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2004. - 443 с.
- Крохина Ю. А. Финансовое право России: учебник для ВУЗов / Ю.А. Крохина. - М.: Норма. - 2008. - 304 с.
- Мотохин А. М., Родионова З. И. Валютное регулирование и валютный контроль в России: перспективы развития // Международные банковские операции.- 2011. - N 4. - С. 101 - 107.