Файл: «Правовое регулирование валютного рынка: общая характеристика» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

- контроль экспортных операций;

- контроль импортных операций;

- контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

- определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.[29]

Итак, перейдем к более подробному рассмотрению основных направлений валютного регулирования в Российской Федерации.

Основным направлением валютного регулирования является, прежде всего, защита валюты России. Для реализации данного направления законодатель установил, что все расчеты между резидентами осуществляются в валюте России (т.е. в рублях) без ограничений. Расчеты же между резидентами и нерезидентами в валюте России осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным Банком России.

Согласно Федеральному закону от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами признаются:

- физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

- постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;

- дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;.

- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.[30]


В свою очередь в число нерезидентов входят:

- физические лица, не относящиеся к вышеперечисленным;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

- аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации.

Другим направлением валютного регулирования является организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Нынешним российским законодательством установлено, что резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке России в порядке и на цели, определяемые Банком России. Банком России устанавливается порядок покупки и продажи иностранной валюты в России через уполномоченные банки.

Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, также действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Банком России. При этом покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускается. В целях регулирования внутреннего валютного рынка Банку России предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.

Важнейшее направление валютного регулирования - это регулирование открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте.

Российским законодательством установлено, что резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. При этом иностранная валюта, получаемая предприятиями-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Банком России. Разрешено открытие резидентам счетов в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств.

Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов, не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.[31]


Особо стоит выделить такое направление валютного регулирования, как регламентирование осуществления валютных операций между резидентами в Российской Федерации.

Валютные операции между резидентами запрещены. Однако из этого правила есть исключения, например:

- операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

- операции с внешними ценными бумагами, осуществляемые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;

- операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.[32]

Следующее направление валютного регулировании заключается в регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

Порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Россию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавливает Банк России.

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений, однако должны быть соблюдены требования таможенного законодательства Российской Федерации.

При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты4 и валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.


Так, при единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и валюта Российской Федерации не подлежит декларированию таможенному органу.

При этом единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается.

Урегулирование порядка осуществления валютных операций нерезидентов в Российской Федерации также представляет собой самостоятельное направление валютного регулирования в нашей стране.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета в уполномоченных банках или банковских счетов в уполномоченных банках на счета в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках, а также осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории России с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту России со своих банковских счетов в банках за пределами территории Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках.[33]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, стоит отметить, что наша исследовательская работа была посвящена теоретическому изучению такого вопроса, как финансово-правовые основы валютного регулирования в Российской Федерации.

В целях построения в России правового государства и эффективной рыночной экономики требуется рассматривать валютное регулирование и валютный контроль в качестве инструментов валютной политики, которая, в свою очередь, должна гармонично интегрировать в общеэкономическую политику государства. Необходимыми правовыми направлениями в формировании государственно-правовых основ валютного регулирования и валютного контроля должны служить законодательно закрепленные цели и принципы государственной валютной политики.


В ходе научного исследования мы определили, что валютные правоотношения являются разновидностью общественных отношений, складывающихся в процессе проведения валютных операций и регулируемых нормами различных отраслей права, в том числе финансового

В свою очередь под валютным регулированием мы понимаем деятельность государственных органов, направленную на регламентирование порядка и совершения валютных операций.

Целью нашего научного исследования было всестороннее исследование правовых аспектов валютного регулирования в Российской Федерации. Для достижения указанной цели мы реши следующие задачи: произвели анализ понятия, содержания и принципов валютного регулирования; изучили функции и задачи валютного регулирования в Российской Федерации; дали характеристику источников валютного регулирования в Российской Федерации; раскрыли принципы валютного регулирования внешнеторговых отношений; охарактеризовали внешнеторговые отношения и рассмотрели их как объект валютного регулирования; назвали основные направления развития валютного регулирования.

Подводя итог, заметим, что установление функций, полномочий и сфер ответственности органов валютного регулирования и валютного контроля осуществляется на законодательной основе, в соответствии с единой концепцией формирования структуры федеральных органов исполнительной власти и в рамках определенной валютной политики. При множественности субъектов валютного регулирования и валютного контроля необходимым условием их эффективной деятельности является наличие координационных органов и механизмов межведомственного взаимодействия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вострикова Л. Г. Финансовое право: учебник для ВУЗов. - М.: Юстицинформ, 2005. - 96 с.
  2. Кальней М. Г. Новые принципы правового регулирования валютных операций в Российской Федерации. – Омск: Право. - 2007. – 125 с.
  3. Сазонова Е. С., Рожков Ю. В. Регулирование и контроль валютных операций / под науч. ред. проф. Ю. В. Рожкова. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011.- 164 с.
  4. Вашкович Н. Ю. Принципы валютного регулирования и валютного контроля в России. – СПб: Питер, - 2008. 163 с.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. - 295 с.
  6. Российская Федерация. Законы. О валютном регулировании и валютном. Федеральный закон от 10 декабря  2003 г. № 173-ФЗ / По состоянию на ноябрь 2015 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  7. Об итогах работы государственной комиссии по расследованию причин резкой дестабилизации финансового рынка: Решение Совета Безопасности РФ от 2 ноября 1994 г. // Российская газета. - 1994. - N 216.
  8. Круглова Н. В. Валютное регулирование и финансовая политика в условиях глобализации. – Ярославль: Ярославский гос. университет им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. - № 3. – 150 с.
  9. Кличева Н. В. Валютное регулирование в обеспечении финансово-экономической безопасности государства в системе мирохозяйственных связей. – М.: РГТУ. – 2006 – 39 с.
  10. Российская Федерация. Законы. О валютном регулировании и валютном. Федеральный закон от 10 декабря  2003 г. № 173-ФЗ / По состоянию на ноябрь 2015 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  11. Красавина Л. Н. Тенденции и перспективы реформы мировой валютной системы. – СПб: Питер. - 2011. – 89 с.
  12. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 авг. 2001 г. N 115-ФЗ / По состоянию на ноябрь 2015 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  13. Сазонова Е. С., Рожков Ю. В. Регулирование и контроль валютных операций / под науч. ред. проф. Ю. В. Рожкова. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011.- 177 с.
  14. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. - 316 с.
  15. Мальцев В. А. Финансовое право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.А. Мальцев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
  16. Батычко В. Т. Финансовое право: учебник / под ред. В.Т. Батычко Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ. - 2009. - Режим доступа: http://www.aup.ru.
  17. Мовсесян А. Г., Огинцев С. Б. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник.- М.:ИНФРА. - 2013. - 312 с.  
  18. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право. Учебник. - М.: Гардиаки. - 2004. – 108 с.
  19. Вострикова Л. Г. Финансовое право: учебник для ВУЗов. - М.: Юстицинформ, 2005. - 128 с.
  20. Кальней М. Г. Новые принципы правового регулирования валютных операций в Российской Федерации. – Омск: Право. - 2007. – 161 с.
  21. Сазонова Е. С., Рожков Ю. В. Регулирование и контроль валютных операций / под науч. ред. проф. Ю. В. Рожкова. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011.- 190 с.
  22. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. - 582 с.
  23. Ивантер В. В,  Панфилов В.С. Валютный рынок России: оценка сценариев развития на перспективу. М.: Экономическая политика, 2011. – 322 с.
  24. Красавина Л. Н. Валютные проблемы инновационного развития экономики России. – М.: Деньги и кредит, - 2009. - 284 с.
  25. О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10 дек. 2003 г. N 173-ФЗ / По состоянию на ноябрь 2015 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  26. Круглова Н. В. Валютное регулирование и финансовая политика в условиях глобализации. – Ярославль: Ярославский гос. университет им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. - № 3. – 166 с.
  27. Литуев В. Н. Европейский долговой кризис: состояние, тенденции, регулирование. – М.: ИНФРА-М. - 2012. – 51 с.
  28. Зубова Е. О. Некоторые аспекты регулирования валютных правоотношений. – СПб: Питер. - 2012. – 62 с.
  29. Горбунова О. Н., Грачева Е. Ю. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. - М.: Велби, 2004. - 336 с.
  30. О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10 дек. 2003 г. N 173-ФЗ / По состоянию на ноябрь 2015 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  31. Миляков Н. В. Финансы (учебник для вузов) / Н. В. Миляков. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2004. - 443 с.
  32. Крохина Ю. А. Финансовое право России: учебник для ВУЗов / Ю.А. Крохина. - М.: Норма. - 2008. - 304 с.
  33. Мотохин А. М., Родионова З. И. Валютное регулирование и валютный контроль в России: перспективы развития // Международные банковские операции.- 2011. - N 4. - С. 101 - 107.