Файл: «Правовое регулирование валютного рынка: общая характеристика» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и (или) импортных операций.[23]

Равенство участников внешнеторговой деятельности и их так называемая «не дискриминация». Данный принцип очень тесно связан с конституционным принципом юридического равенства, признания защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Но государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, предоставляя одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, по сравнению с предоставленными другим субъектам.

Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали в связи с участием России в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета. Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, наше государство может вводить ответные меры, что является справедливым.

Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономики РФ в целом. Вполне понятно, что данным принципом не исключается возможность государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. Иногда государство не только может, но и просто обязано вмешаться во внешнеторговую деятельность, осуществляя, таким образом, защиту основ конституционного строя, нравственности, законности, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. При этом исключением являются только случаи неоправданного вмешательства.

2.2. Характеристика внешнеторговых отношений как объекта валютного регулирования

Рассматривая внешнеторговую деятельность как одну из областей валютного регулирования в Российской Федерации, нельзя не рассмотреть субъективную и объективную стороны указанных правоотношений.

Все участники правоотношений по валютному регулированию и валютному контролю могут быть разделены на контролирующих субъектов и лиц, внешнеторговая деятельность которых является объектом контроля.


Итак, контролирующие субъекты представлены органами и агентами валютного контроля.

В этом случае органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами России. Они определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. В соответствии с Федеральным законом 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного контроля в России являются Центральный Банк РФ и Правительство РФ. Так, Центральный банк РФ:

- определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

- издает нормативные акты;

- проводит все виды валютных операций;

- устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

- устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

- устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

- устанавливает единые формы учета, отчетности, документации, статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их предоставления

- готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам

- выполняет другие функции, предусмотренные законами РФ.[24]

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля (например, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ, при этом под уполномоченными банками понимаются банки, получившие лицензии от Центрального банка России на проведение валютных операций).

В соответствии с Федеральным законом 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» агенты так же, как и органы, проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.


Лица, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, в целях валютно-правового регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.

Так, к резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:

- физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами России;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в России;

- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством России, с местонахождением в Российской Федерации;

- дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами России;

- находящиеся за пределами России филиалы и представительства резидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами.

Нерезидентами являются:

- физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами России;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами России;

- находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

- находящиеся в России филиалы и представительства нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами.[25]

Все юридические и физические лица стран-участников СНГ рассматриваются как нерезиденты, если иное не установлено специальными соглашениями Российской Федерации с этими государствами.

Продолжая наше научное исследование вопроса о характеристике внешнеторговых отношений как объекта валютного регулирования, отметим, что международные валютные отношения - это целая совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Даже отдельные элементы валютных отношений имели место еще в античном мире (в Древней Греции и Древнем Риме) в виде вексельного и меняльного (так называемого бартерного) дела. Следующей вехой их развития явились средневековые «вексельные ярмарки» в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы. Там производились расчеты по переводным векселям (траттам). В эпоху же феодализма и становления капиталистического способа производства стала развиваться также система международных расчетов через банки.


Развитие международных валютных отношений было связано с ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда (МРТ), формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией и глобализацией хозяйственных связей.

Как известно, международные валютные отношения опосредствуют международные экономические отношения (МЭО), которые относятся как к сфере материального производства (т.е. к первичным производственным отношениям), так и к сфере распределения, обмена, потребления.

Важно отметить, что существует прямая и обратная связь между валютными отношениями и воспроизводством. Их объективной основой при этом является процесс общественного воспроизводства, который и порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами. Состояние валютных отношений зависит от развития экономики (как национальной, так и мировой), политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, которые присущи международным отношениям: тенденция партнерства и тенденция противоречий.

В связи с тем, что во внешнеэкономических связях (в том числе валютных) переплетаются политика и экономика, дипломатия и коммерция, промышленное производство и торговля, валютные отношения занимают особое место в национальной и мировой экономике. Включение мирового рынка в процесс кругооборота капитала подразумевает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных расчетных, валютных, кредитных и финансовых операциях.[26]

Несмотря на то, что валютные отношения вторичны по отношению к воспроизводству, тем не менее, они обладают относительной самостоятельностью и оказывают на него обратное влияние. В условиях интернационализации экономической жизни усиливается зависимость воспроизводства от внешних факторов: от динамики мирового производства, зарубежного уровня науки и техники, развития международной торговли, притока иностранных капиталов и т.д. Неустойчивость международных валютных отношений и валютные кризисы оказывают крайне отрицательное влияние на процесс воспроизводства.

Международные валютные отношения со временем приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная система является формой организации и регулирования валютных отношений, закрепленной национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. При этом различают национальную, мировую и международную (региональную) валютные системы. А теперь перейдем к рассмотрению такого вопроса, как основные направления развития валютного регулирования.


Глава 3. Основные направления развития валютного регулирования

Итак, назовем основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:

  • формирование и развитие национального валютного рынка;
  • регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

- регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в нашу страну и из нашей страны, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

- определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

- определение полномочий и функций органов валютного регулирования.[27]

Хочется также остановиться на основных методах валютного регулирования, используемых в России. К ним относятся:

- требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

- лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

- требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

- введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

- ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

- требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

- установление лимитов открытой валютной позиции банков;

- введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.[28]

Как мы уже говорили, валютный контроль - это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

- определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;