Файл: Нотариальные действия (Система юридических фактов гражданского права ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нотариальное делопроизводство по этому положению было слишком усложнено и не соответствовало динамике развития общества, кроме того, был несовершенен порядок оплаты труда нотариуса. Между нотариусом и клиентом заключалось соглашение об оплате труда, которое сводилось к назначению цены нотариусом, в то время, как в законодательстве европейских стран предусматривалась такса, установленная государством.

Были попытки реформировать нотариальное законодательство, но успеха они не имели. Так законопроект 1904 г. многие восприняли как копию "Положения" 1866 г.

После революции 1917 г. создана Коллегия Народного комиссариата юстиции РСФСР, которое создало план об уничтожении нотариальных "крепостных" актов.

Но в эпоху НЭПа появились нормативные акты. Это было вызвано тем, что НЭП частично вернул капиталистический уклад. Нотариальные функции должны были выполнять губюсты и убюсты (губернские и уездные бюро юстиции).

И.А. Косарева пишет, что частные предприниматели в своей промышленно-торговой деятельности строго держались отведённых законом рамок; договоры, заключенные коммерсантами с социалистическими организациями, были выгодны народному хозяйству.[7] Но нередки были случаи, когда сделки совершались на кабальных условиях для государства.

На четвёртой сессии ВЦИК IX созыва 31 октября 1922 г. в связи с принятием Гражданского кодекса В.И. Ленин говорил: "Мы и здесь старались соблюсти грань между тем, что является законным удовлетворением любого гражданина, связанным с современным экономическим оборотом, и тем, что представляют собой злоупотребления нэпом, которые во всех государствах легальны и которые мы легализовать не хотим".[8]

20 июля 1930 г. была утверждена новая редакция Положения о государственном нотариате.

В 1942 г. был принят документ "О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время", установивший особый порядок удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих.

После войны внесены изменения в "Положение о государственном нотариате РСФСР от 31 декабря 1947 г. "

19 июля 1973 г. Верховным Советом СССР был принят Закон Союза ССР "О государственном нотариате". Этот закон выступал в качестве общесоюзного, на базе которого должно было получить развитие союзное и республиканское законодательство.[9] В этом законе были прописаны: нормы, задачи, организация, деятельность, компетенции, действия нотариуса.


Государственный нотариат определялся как система органов, задачами которого было:

    • Охрана социалистической собственности;
    • Укрепление социалистической законности;
    • Предупреждение правонарушений.

Закон СССР 1973 г. состоял из двух разделов. В I Разделе были сформулированы общие положения, определены задачи, названы органы и должностные лица, которые могут совершать нотариальные действия.

II Раздел прописывал нотариальные действия совершаемые государственными нотариальными конторами, исполкомами Советов народных депутатов, консульскими учреждениями СССР, должностными лицами, удостоверяющие завещания и доверенности.

В III Разделе изложены основные правила совершения нотариальных действий.

В IV Разделе рассмотрены вопросы применения законодательства о государственном нотариате иностранным лицам и лицам без гражданства, а также, о применении законодательства иностранных государств и международных договоров.

Л.Ф. Лесницкая выделила достоинства Закона СССР и заключались они, по её мнению, в следующем: закон регулировал деятельность нотариальных контор, определял компетенцию иных органов, совершающих нотариальные действия и должностных лиц, которые удостоверяли документы, приравнивающиеся к нотариально удостоверенными документам.[10]

Советский период характеризуется несколькими чертами:

Нотариат - государственный орган, входящий в систему органов юстиции.

Советский нотариат являлся органом, который охраняет социалистическую собственность, права и интересы граждан, государственных, кооперативно - колхозных и других общественных организаций. Но советский нотариат отрицал частную природу нотариата, что привело к существенному умалению его роли как органа, призванного осуществлять защиту прав и охраняемых законом интересов граждан.

Советский нотариат разграничил предметы ведения в сфере правового регулирования вопросов нотариата между органами государственной власти Союза ССР и республиканскими органами государственной власти.

Роль нотариата в экономической жизни страны была незначительна, так как отсутствовала частная собственность. В таких условиях нотариат выступал в качестве придатка к правовой системе государства.

Если в целом характеризовать действия советских властей по развитию нотариата, то эти действии можно оценит довольно высоко.

Новый этап развития законодательства связано с принятием "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате". Появился институт частных нотариусов, но с сохранением государственных. Сегодня в России существует две категории нотариусов, их правовое положение почти не различается, писала И.А. Косарева.[11] И те и другие выполняют функции по охране прав и законных интересов граждан или организаций, оба осуществляют деятельность от имени государства.


Нотариальные действия, совершаемые государственными и частными нотариусами, имеет одинаковую юридическую силу, и совершаются по одним правилам. Таким образом, нотариус в современном российском законодательстве - "лицо, не являющееся государственным органом, но выполняющее от имени государства государственную функцию, направленную на защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц".[12]

    1. Сущность понятия "юридический факт"

Само понятие "юридический факт" уходит корнями в римское частное право, хотя, тогда так и не сформулировали значение этого термина.

Категория "юридический факт" возникла, как считают специалисты, не в "результате умозрительных построений, она развивалась из потребности юридической практики, из стремления осмыслить и охватить единым понятием разнообразные предпосылки движения правовых отношений".[13]

Немецкий юрист А. Маник считает, что это понятие ввёл Санвиньи. Но развитие этого термина связано с учением о правоотношении и разработано наукой гражданского права.

В советской юридической литературе юридические факты рассматривалась в общетеоретическом плане и в отдельных отраслях права.[14] В сегодняшнее время работ по этой проблематике невелико.[15]Теория юридических фактов чрезмерно консервативна, полагает И.А. Косарева. По её мнению, во всех трудах ученых стабильным остается понятие юридического факта и неизменной их классификация.[16]

Юридический факт - "это факты реальной действительности, объективные факты, то есть явления, существующие независимо от нашего сознания. Категория "юридический факт" - многоаспектна, поскольку разнообразны сами жизненные ситуации. Жизненные факты сами по себе не обладают каким-то имманентным свойством быть или не быть юридическими фактами. Они становятся юридическими фактами только тогда, когда им такое значение придается нормой права, а именно гипотезой правовой нормы. Факты одного и того же вида могут быть или не быть".[17]

Юридический факт обладает следующими признаками:

  1. социально-значимы (т.е. затрагивают интересы общества или государства);
  2. представляют явления материального мира;
  3. объективизированы;
  4. прямо или косвенно предусмотрены нормами права;
  5. имеют определённые правовые последствия.[18]

По функциям делятся на: основные и дополнительные.[19] Предпосылки юридического факта бывают:

  1. нормативные - это нормы права, которые регулируют общественные отношения, в которых закреплены права и обязанности лиц;
  2. правосубъектные - это правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений.

Для возникновения, изменения или прекращения правоотношений недостаточно только одного юридического факта, необходима их совокупность (система) - юридический состав. В таких ситуациях, юридический факт выступает как элемент юридических составов. Отсутствие хотя бы одного из элементов порождает незавершённый состав фактов, и, в таком случае, правоотношение может не возникнуть, измениться или прекратиться.

На взгляд И.А. Косаревой, юридические факты, выступая в роли оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений, способствуют стабильному и надежному функционированию системы правового регулирования, поскольку обеспечивают переход от общей (абстрактной) модели прав и обязанностей, установленной нормой права, к конкретному правоотношению.[20]

1.2 Система юридических фактов гражданского права

Рассуждения о нотариальных действиях как о юридических фактах приводят к необходимости иметь представление о системе юридических фактов.

В данной части переходим к вопросу о системе юридических фактов гражданского права, принадлежности нотариальных действий к числу юридических фактов гражданского права и определение места нотариальных действий в этой системе.

Все юридические факты подразделяются на события и действия.

События - это такие юридические факты, которые не связаны с волей и желанием субъектов, но порождают правоотношения (рождение, смерть, болезнь, стихийное действие и др.). Такие юридические факты как сроки обычно относят к событиям.[21]

Распространенный вид юридических фактов - действия всегда связаны с волей субъектов отношений. Они могут быть правомерными и неправомерными - это второй критерий деления. Неправомерные действия - это в гражданском праве - гражданское правонарушение, в том числе деликт, в трудовом праве - дисциплинарный проступок, в административном праве


административный проступок.

Правомерное поведение подразделяется на юридические поступки и юридические акты согласно третьему признаку. Впервые классификация правомерных действий была предложена М.М. Агарковым: ими являются:

1) действия, направленные на возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений (сделки);

2) действия, констатирующие определенные факты, имеющие юридическое значение, независимо от того, направлены ли эти действия на те последствия, которые с ними связывает закон;

3) действия, создающие указанные в законе объективированные результаты, имеющие хозяйственное или культурное значение.[22]

Вторую и третью группы в этой классификации составляют юридические поступки. Юридические поступки могут совершаться без специального намерения породить какие-то правовые последствия, но происходят по воле субъекта, юридические поступки влияют на правоотношения косвенно, создавая их синергетически.

К юридическим поступкам относится, в частности, творческая деятельность, приводящая к открытиям, созданию произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных интеллектуальных результатов. К ним же относятся и такие действия, как обнаружение клада, находка и т.п. при совершении юридических поступков для наступления правовых последствий достаточно самих практических действий, ведь в этих действиях несомненно выражается намерение лица стать участником правоотношения.

Абсолютно бесспорно, что нотариальные действия являются юридическими фактами и для нотариальных и для имущественных (составляющих предмет гражданского права) правоотношений, поскольку на них, как на юридические факты, есть указания и в нормах права, относящихся к источникам нотариального законодательства и в нормах гражданского права. В связи с чем, нотариальные действия следует считать самостоятельной классификационной группой юридических фактов гражданского права, утверждает И.А. Косарева.[23]

В ст 8 ГК РФ названы основные юридические факты, которые связаны с возникновением гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

"1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;

  1. из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
  2. из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
  3. в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
  4. в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
  5. вследствие причинения вреда другому лицу;
  6. вследствие неосновательного обогащения;
  7. вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
  8. вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий".[24]