Файл: ПОЛИГРАФИЯ И ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Получившаяся в ходе цветопробы распечатка представляет собой лист выбранного формата, на который наносятся изображение и цветовая палитра. Чтобы документ полностью соответствовал ожиданию, необходимо использовать специальные материалы и устройства. Для цветопробы обычно берется бумага высокого качества и плотности, а также при распечатывании применяется та же типографская краска, что и в основной печати. Процесс осуществляется с помощью профессионального принтера.

Цветопроба не является чем-то обязательным, однако она позволяет избежать многих проблем, ведь изображение даже без конверсии на мониторе компьютера не всегда совпадает с тем, что может получится на выходе из типографии. Например, одна из самых частых проблем — это недостаточная яркость изображения. Однако благодаря цветопробе можно увидеть все цветовые недоработки или их отсутствие, а также получить достоверный образец готовой полиграфической продукции.

Еще одно важное назначение цветопробы — это контроль за качеством цветопередачи. Например, с ее помощью можно легко отследить и устранить паразитные рисунки и муары. Именно поэтому цветопроба является одним из важных инструментов для обеспечивания цветовоспроизведения в полиграфии наряду с денситометрическим и колориметрическим контролем. Цветопроба не должна передавать те изображения, которые невозможно воспроизвести обычной полиграфической печатью.

2.2. Виды цветопробы

Существует много разновидностей цветопробы, которые отличаются разными подходами, инструментами и т.д., однако основными являются:

  • Цифровая цветопроба

Это самый недорогой и достаточно быстрый вид цветопробы. Для нее используются специальные печатающие устройства, которые наилучшим образом передают цветовые оттенки. Источником для вывода изображения служит любой цифровой файл, а для оттиска документа требуется лишь типографская бумага, на которой планируется печать основного тиража, и те же краски.

Цифровая цветопроба может быть неконтрактной или контрактной. При такой печати изображение легко откалибровать и также возможны детальные настройки цвета.

Минусы данного вида цветопробы связаны с качеством оборудования. Наиболее достойные цветопробы можно получить только на профессиональных устройствах. Еще одним недостатком является невозможность воспроизвести растровую точку.


  • Экранная цветопроба

Экранная цветопроба является самым быстрым видом цветопробы, так как для нее не требуется печать. Цвета и изображение выводятся на мониторе компьютера или иного устройства. Основное требование к экрану — точная калибровка по цвету для отображения фактических тонов.

Экранная цветопроба позволяет оперативно вносить изменения в спектр в режиме реального времени, однако специалисты редко используют ее в профессиональной полиграфии, потому что каким бы хорошим ни был монитор, всегда возможны сильные искажения тонов, а также не получится проследить наличие мануаров, так как нет процесса печати.

Еще одним минусом является несовпадение видов цветовых палитр при печати и при отображении на экране. Типографии используют CMYK, когда как электронное изображение предоставляется в RGB.

  • Аналоговая цветопроба

Данную разновидность цветопробы отличает то, что она осуществляется путем нанесения краски на глянцевую окрашенную бумагу. Этот вид позволяет точно определить появление мануаров. Аналоговая печать цвета частично воспроизводит растровую точку.

Минусов у такой цветопробы тоже немало. Во-первых, невозможно напечатать аналоговую контрактную цветопробу, а изготовление этого вида занимает много времени и требует немало затрат.

Несмотря на все это, аналоговая цветопроба является маркером качества печати тиража, так как позволяет точно выявить все артефакты.

Каждая из этих разновидностей цветопробы имеет как свои плюсы, так и минусы, но их достаточно для того, чтобы определить достойна цветопередача получившейся полиграфической продукции и выпустить ее в дальнейшем в качественный тираж.

2.3. Восприятие и ограничения цветопробы

Кроме собственно цвета, цветопередачи и последующего цветовоспроизведения есть ряд факторов, существенно влияющих на восприятие цветопробы, например:

  • Свойства бумаги

Прямое воздействие на цветопередачу оказывает цвет бумаги. Даже если бумага кажется чисто белой, она, как правило, имеет некоторый оттенок. Кроме того, для повышения видимой белизны производители добавляют в коммерческие сорта бумаг оптические отбеливатели, которые приводят к сложным сдвигам в цветопередаче и неизбежно снижают точность расчета цвета для цветопробы. Для повышения точности цветопробы в этом аспекте стоит учесть свойства конкретной марки бумаги.


Другим важным параметром является глянец бумаги. Изображения на глянцевых носителях выглядят контрастнее, чем на матовых.

Не менее сильное воздействие оказывает полупрозрачность и толщина бумаги. Чем ниже плотность и толщина бумаги, тем больше сквозь нее просвечивает изображение, напечатанное на обороте листа.

  • Освещение

Влияние освещения на цвет зачастую не принимается в расчет, а между тем оно может радикально поменять цветопередачу. Наверное, каждый ни раз в своей жизни сталкивался с явлением искажения цвета в условиях некачественного или неестественного освещения — дешевые светодиодные или люминесцентные лампы, натриевые лампы в метро (см. рис. 2.1).

Рисунок 2.1. Сравнение цвета одной и той же сцены в разном освещении

Иногда особенности специального освещения используются для намеренного влияния на цвет, например, специальные светильники в отделах мясной продукции супермаркетов делают цвет продуктов особенно аппетитными.

В коммерческой печати технология воспроизведения цвета рассчитана на стандартизированное освещение — источник D50. Его спектр близок к естественному дневному свету. Для приложений полиграфии, чувствительных к точности цветопередачи рекомендуются использовать освещение со спектром, максимально приближенным к D50. В специальных случаях технология управления цветом позволяет учесть характеристики конкретного освещения.

В повседневной практике, если качественное освещение недоступно, рекомендуется проводить сравнение цвета либо при естественном дневном свете, то есть днем, либо при освещении источником света с высоким индексом цветопередачи (CRI) — лампы накаливания, галогенные светильники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе по изучению полиграфии и цветоделению был подробно изучен такой процесс как цветоделение — разделение исходного изображения на цветовые составляющие, каждая из которых содержит только одномерный (численный) уровень — цветовые плоскости. Также были выявлены основы и технологии цветоделения в полиграфии.

Еще в работе была затронута тема цветовых моделей, в особенности таких известных как RGB и CMYK, которые одновременно похожи, но и одновременно не имеют ничего общего, а также возможность конвертировать одну цветовую модель в другую. Хоть данный процесс и невозможен без потерь, однако минимизировать их вполне возможно. Например, при помощи цветопробы —распечатки изображения, которая отображает реальные оттенки всех цветов, используемых в заказе. В данной курсовой работы был рассмотрен не только сам процесс цветопробы, но и ее некоторые из ее разновидностей: