Файл: ПОЛИГРАФИЯ И ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раннее данный процесс осуществлялся с помощью оптических фильтров и системы растров, но сейчас все автоматизировано. Изображение сначала конвертируется в цифровой вид с помощью сканера или фотокамеры (в моделях RGB или LAB), затем переводится в CMYK и разделяется на каналы в программах для работы с графикой, предназначенных для верстки или обработки изображения и последующей печати.

Данная технология относится к субъективному смешиванию цветов, предполагающего, что на материал (бумагу или пленку) наносятся слои цветовых красителей, каждый из которых вычитает (поглощает) из белого цвета свою долю спектра. В теории цветовоспроизведение — расчленение многоцветного изображения на отдельные цвета для получения определенного количества печатных форм, при помощи которых будет воспроизводиться данное изображение — выделяет так же аддитивную цветовую модель. В ней происходит суммирование одноцветных потоков в один результирующий. Обозначается как RGB — красный, зеленый и синий соответственно. Данная модель имеет больший цветовой охват и применяется в электронно-лучевых устройствах вроде телевизорах, мониторах и т.д.

Также в теории в полиграфии не должно быть черного цвета, так как его можно получить наложением трех основных красок. На практике же даже незначительное нарушение баланса красок «по серому» ведет не к черному, а к темно-коричневому цвету. Именно из-за этого и была введена черная краска, которую по-другому называют контурной. С ее появлением возникла необходимость в создании различных технологий цветоделения, связанная со способами изготовления фотоформ для черной краски.

На данный момент существует три технологии цветоделения:

  1. Традиционная технология цветоделения с градацией черного;

При данной технологии черный цвет наносится поверх трех триадных (основных) цветов в самых темных областях. Его главное неудобство состоит в том, что максимальный уровень краски на самых темных участках оттиска достигает до 400%, то есть по 100% на каждый цвет. Из-за этого каждый лист приходится тщательно просушивать или использовать противоотмарочные порошки и жидкости во избежание отмарывания или перетискивания краски на соседний бумажный лист. Еще одним минусом данной технологии является то, что она не годится для офсета.

  1. Технология UCR (Under Color Removal);

Суть данной технологии состоит в замене в процессе изготовления цветоделенных фотоформ (печатных форм) трех цветных красок триады, присутствующих в одном элементе цветного оригинала, на равное количество черной краски на ее цветоделенной фотоформе (печатной форме).


При печатании цветных, особенно темных изображений наибольшие проблемы возникают в самых темных местах изображения, поэтому резонно уменьшить количество триадных красок в тех местах, где будет нанесена черная, тем самым сократив их суммарное количество.

Также при использовании данной технологии все тона, состоящие из равного количества триадных красок, оказываются еще и очень чувствительными к балансу по серому цвету. Из-за этого при печати приходится внимательно следить за его соблюдением. Поэтому технология UCR при цветоделении применяется главным образом к темным цветам, практически не влияя на остальные оттенки. Именно поэтому наибольшее распространение из всех технологий цветоделения получила именно технология UCR, так как она позволяет минимизировать потребление печатных красок.

  1. Технология GCR (Gray Component Replacement).

Сущность данной технологии основана на том, что черная компонента присутствует практически во всех оттенках цветного исходного оригинала, за исключением истых цветов. В технологии GCR оттенки создаются только тремя или меньшим количеством красок, причем одна из них — всегда черная.

Данная технология позволяет решить проблему высокоскоростной многокрасочной листовой и рулонной печати — отмарывание и сушку, так как технология GCR подразумевает использование минимального количества цветных печатных красок и их эквивалентной замены черной краской в местах изображения, где цветовой тон создается за счет тройного наложения цветных красок. Несмотря на все плюсы данной технологии на практике полная или максимальная технология GCR обычно не применяется.

1. 2. Цветовые модели

Цвета в природе образуются различными способами. С одной стороны, источники света (солнце, лампочки, компьютерные и телевизионные экраны) излучают свет различных длин, воспринимаемых глазом как цветной свет (см. рис. 1.4).

Рис. 1.4. Цветовой охват разных устройств

Попадая на поверхность несветящихся предметов, свет частично поглощается, а частично отражается. Отраженное излучение воспринимается глазом как окраска предметов. Таким образом, цвет объекта возникает в результате излучения или отражения. Однако без способа точного описания цвета в стандартизированных цифровых выражениях было бы просто невозможно. Цветовые модели RGB и CMYK являются средствами количественного описания цвета и различия между оттенками цвета.


Эти две самые распространенные цветовые модели одновременно похожи, но и одновременно не имеют ничего общего, из-за чего необходимо обладать знаниями о каждой из них и о том, как правильно конвертировать одну цветовую модель в другую с получением более-менее положительного результата, однако такой конверсии все равно не обойтись без некоторых потерь. Так, работа, сделанная в RGB при переводе в CMYK потеряет часть своих цветов и в целом станет тусклее.

1.2.1. Цветовая модель RGB

RGB — аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ кодирования цвета для цветовоспроизведения с помощью трех цветов, которые принято называть основными.

В системе RGB все оттенки спектра получаются из сочетания трех основных цветов: красного, синего и зеленого (Red, Green и Blue), заданный с разным уровнем яркости. Эта система является аддитивной, то есть в ней выполняются правила сложения цветов. Сумма трех основных цветов при максимальной насыщенности даст белый цвет, а при нулевой — черный. Красный и зеленый образуют желтый, зеленый и синий — голубой, а синий и красный — пурпурный (см. рис. 1.5).

Рисунок 1.5. Цветовая модель RGB

Данная цветовая модель применима для всех изображений, видимых в проходящем или прямом свете. Она адекватна цветовому восприятию человеческого глаза, рецепторы которого также «настроены» на красный, синий и зеленый цвета. Поэтому построение изображения на экранах мониторов, в сканерах и других оптических приборах соответствует системе RGB.

В компьютерной RGB-системе каждый основной цвет может иметь 256 градаций яркости. Это связано с особенностями обработки информации в компьютере, где 256 градаций соответствует 8-битовому режиму.

1.2.2. Цветовая модель CMYK

CMYK — субтрактивная цветовая модель, используемая прежде всего в полиграфии для стандартной триадной печати. Схема CMYK обладает сравнительно с RGB меньшим цветовым охватом.

Цветовая модель CMYK в отличии от RGB описывает поглощаемые цвета. Цвета, которые используют белый свет, вычитая из него определенные участки спектра, называются субтрактивными (вычитательными). Основными цветами данной цветовой модели являются голубой, пурпурный и желтый (Cyan, Magenta и Yellow). Голубой получается путем вычитания из белого красного цвета, пурпурный — зеленого, желтый — синего. При смешении всех трех основных цветов CMYK получается черный цвет, т. е. сложение цветов в данной цветовой модели аддитивно (см. рис. 1.6).


Рисунок 1.6. Цветовая модель CMYK

На практике же при наложении трех основных цветов CMYK получается не черный, а темно-коричневый оттенок. Поэтому к триадным цветам был добавлен четвертый, черный (black), называемый также Key color, оттого вся система и получила свое название CMYK (Cyan, Magenta, Yellow и Key color). Кроме того, основными причинами использования черного пигмента также таковы:

  • При выводе мелких черных деталей изображения или текста без использования черного цвета возрастает риск недостаточно точного совпадения точек нанесения пурпурного, голубого и желтого цветов. Увеличение же точности печатающего аппарата требует неадекватных затрат;
  • Смешение 100% пурпурного, голубого и желтого пигментов в одной точке в случае струйной печати смачивает бумагу, деформирует ее и увеличивает время просушки. Аналогичные проблемы возникают в случае с так называемой суммой красок в офсете. В зависимости от типа материала и технологии печати ограничение по сумме красок может быть ниже 300%, что делает технически невозможным синтез насыщенного черного из трех стопроцентных компонентов триады;
  • Черный пигмент (в качестве которого, как правило, используется сажа) существенно дешевле остальных трех в цветовой модели CMYK.

1.2.3. Конвертация RGB в CMYK

Цветоделением также называется разложение цветного изображения из режима RGB на четыре составные краски CMYK, которые затем соединяются при печати, образуя многоцветное изображение.

Многие оттенки, созданные цветовой моделью RGB, не удается передать в полной мере при печати. Из-за этого красочные цвета на мониторе после печати оказываются блеклыми. Это происходит из-за того, что экран компьютера использует свет, чтобы воссоздать цвета, поэтому цветные изображения выглядят намного ярче, чем при печати в CMYK (см. рис. 1.7).

Рисунок 1.7. Отличие изображения в цветовой модели RGB от изображения в CMYK

Переход из RGB в CMYK осуществляется через специальные программные фильтры, где учитываются все будущие установки печати: система основных триадных красок, коэффициент растискивания точки, баланс красок, способ генерации черного цвета, а также максимальный уровень краски и т.д. Цветоделение является очень сложным процессом, поэтому качество готового цветного изображения во многом зависит от опыта всех, кто занимается проектом.


Последовательность конвертации RGB в CMYK в Adobe Photoshop:

  1. Выбрать в главном меню вкладку «Редактирование» и нажать на «Преобразовать в профиль…» (см. рис. 1.8).

Рисунок 1.8. Выбор команды «Преобразовать в профиль…» во вкладке «Редактировать»

  1. В открывшемся диалоговом окне необходимо поставить галочку напротив «Использовать компенсацию точки черного», а поле «Профиль» нужно выбрать «Заказной CMYK» (см. рис. 1.9).

Рисунок 1.9. Выбор команды «Заказной CMYK» в поле «Профиль»

  1. Далее необходимо нажать «ОК» в открывшемся диалоговом окне, чтобы продолжить преобразование в CMYK (см. рис. 1.10).

Рисунок 1.10. Соглашение, чтобы продолжить преобразование в CMYK

  1. В открывшемся диалоговом окне в поле «Цвет красок» необходимо выбрать «SWOP (мелованная бумага)», в поле «Растискивание» — «Стандартное» со значением 12%, а также в поле «Черная краска не более» нужно поставить значение 80% (см. рис. 1.11).

Рисунок 1.11. Установка необходимых значений в оке «Заказной CMYK»

  1. Необходимо нажать «ОК», после чего произведется перевод RGB в CMYK (см. рис. 1.12).

Рисунок 1.12. Получившийся перевод RGB в CMYK

На сегодняшний день форматами, принятыми в качестве стандартных, считаются JPEG, GIF и PNG. Все они относятся к категории так называемых «сжатых» файлов, так как теми или иными способами хранящееся в них изображение «упаковывается», зачастую за счет потери качества. Так, например, JPEG укрупняет соседние пикселы изображения в блоки и рассчитывает усредненное значение цвета для них. Два других формата позволяют сократить число используемых в файле цветов до одного из стандартных уровней или же точно индексировать их количество. Частичная потеря качества — это неизбежная жертва, на которую приходится идти при оптимизации изображений.

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГЛАВА

2.1. Цветопроба в полиграфии

Цветопроба — это способ получить представление о цвете и будущем тираже, возможность скорректировать потери после конвертации RGB в CMYK для дальнейшей печати. Цветопроба является распечаткой изображения, которая отображает реальные оттенки всех цветов, используемых в заказе. Фактически она имитирует печатный процесс с точки зрения воспроизведения цвета.