Файл: ПОЛИГРАФИЯ И ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Цветоделение — разделение исходного изображения на цветовые составляющие, каждая из которых содержит только одномерный (численный) уровень — цветовые плоскости. В результате данного процесса, полноцветные документы выводятся с помощью фотонаборного аппарата на четыре пленки, соответствующие базовым цветам модели. Каждый цвет отдельно подвергается растрированию с различными углами наклона растровой сетки. Для каждой пленки создается своя форма для печати. После чего, если машина однокрасочная, один и тот же бумажный лист пропускают через печатную машину четыре раза. Гораздо удобней осуществлять печать на машинах, имеющих не менее четырех секций. В таком случае каждую форму устанавливают в отдельном отсеке печатной машины, и бумага последовательно проходит через отсеки с красками. С цилиндра, на котором закреплена форма, краска переносится на офсетный цилиндр, а с него — на бумажный лист. В результате данного процесса из печатной машины получается красочное изображение, называющееся цветоделенным.

Очевидно, что для передачи изображения часто достаточно оттенков одного цвета. Если речь идет об излучаемых цветах, то под оттенком цвета подразумевается тот же цвет, но отличающийся по яркости. В черно-белом телевизоре изображение формируется точками люминофора, которые могут светиться с разной яркостью. Иными словами, изображение строится из оттенков серого цвета от черного (минимальная яркость) до белого (максимальная яркость). Если бы люминофор светился, например, коричневым цветом, то изображение было бы построено из оттенков коричневого.

Цвета на отпечатке не излучают свет, поэтому их оттенки различаются оптической плотностью. Оптическая плотность служит мерой поглощения света. Чем она выше, тем оттенок темнее. Если изображение отпечатано не в оттенках серого, а какого-то иного цвета, говорят, что оно тонировано.

Существуют две разные цветовые модели — RGB и CMYK, которые одновременно похожи, но и одновременно не имеют ничего общего, из-за чего необходимо обладать знаниями о том, как правильно конвертировать одну цветовую модель в другую с получением положительного результата, однако такой конверсии все равно не обойтись без некоторых потерь. Так, работа, сделанная в RGB при переводе в CMYK потеряет часть своих цветов и в целом станет тусклее.

Цветопроба — это незаменимый инструмент в современной полиграфии. Представляет собой изображение, служащее образцом для воспроизведения цвета при тиражировании печатного материала. Этот документ служит ориентиром для корректирования цвета и для дальнейшей печати.


На данный процесс оказывают воздействие разновидность бумаги, и такие ее параметры как цвет, глянец и полупрозрачность, а также нельзя сбрасывать со счетов влияние освещения.

Актуальность исследования заключается в том, что такие процессы как цветоделение и цветопроба являются не только важными и животрепещущими темами для дизайнеров, но и незаменимыми инструментами в современной полиграфии. Без цветоделения, предварительного разложения изображения на основные составляющие в виде четырех цветов (CMYK) — голубой, пурпурный, желтый и черный, и их последующего объединения при печати, невозможно получить многоцветное изображение. Без знаний о цветовых моделях и конвертировании одной системы в другую будет практически невозможен положительный результат, а без цветопробы нельзя будет минимизировать потери конверсии из RGB в CMYK.

Новизна и степень изученности исследования. Такие полиграфические процессы как цветоделение и цветопроба изучены на довольно высоком уровне, а также не стоят на месте и развиваются. Цветовые модели RGB и CMYK также изучены должным образом, однако все еще нет способа, при котором конвертирование одной цветовой модели в другую происходило бы без потерь, что усложняет работу как дизайнеров, так и работников полиграфии.

Объект исследования. Основные этапы полиграфических процессов, связанных с цветом и цветопередачей, а также цветовые модели RGB и особенно CMYK, так как в полиграфии цветные изображения, как правило, представляются именно во второй системе.

Предмет исследования. Процессы цветоделения, предварительного разложения изображения на основные составляющие в виде четырех цветов (CMYK) — голубой, пурпурный, желтый и черный, и их последующего объединения при печати, без которого невозможно воспроизвести цветное изображение, и цветопробы, изображения, служащего образцом для воспроизведения цвета при тиражировании печатного материала. Еще одним предметом исследования курсовой работы является конвертация одной цветовой модели в другую, чтобы минимизировать потерю цветности изображения. К сожалению, такая конверсия никогда не получится без утрат цвета чисто физически, так как модель RGB основана на излучении света (например, экранов мониторов), а CMYK — на поглощении света (например, бумажный лист отдает цвета за счет его поглощения).

Цель исследования. Основная цель данной курсовой работы — рассмотрение таких полиграфических процессов как цветоделение и цветопроба, а также ознакомление и нюансы работы с цветовыми моделями RGB и CMYK, для последующей конвертации одной модели в другую.


Задачи исследования:

  • Определить, что представляет собой такой полиграфический допечатный процесс как цветоделение;
  • Выявить основы и технологии цветоделения в полиграфии;
  • Изучить такие цветовые модели как RGB и CMYK;
  • Выяснить как происходит конвертация цветовой модели RGB в CMYK;
  • Определить, что такое цветопроба;
  • Обозреть разновидности цветопробы;
  • Выяснить восприятие и ограничения, а также плюсы и минусы цветопробы.

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЛАВА

1.1. Цветоделение в полиграфии

Как уже выяснено, цветоделение — это разделение цветного исходного изображения на отдельные одноцветные равно масштабные изображения. Обычно разделение происходит на четыре однокрасочные изображения в соответствии с составными красками цветовой модели CMYK, которые затем накладываются друг на друга при печати, образуя многоцветное цветоделенное изображение на полиграфическом оттиске (см. рис. 1.1).

Рисунок 1.1. Пример цветоделения по модели CMYK

Очевидно, что для передачи изображения часто достаточно оттенков одного цвета. Если речь идет об излучаемых цветах, то под оттенком цвета подразумевается тот же цвет, но отличающийся по яркости. В черно-белом телевизоре изображение формируется точками люминофора, которые могут светиться с разной яркостью. Иными словами, изображение строится из оттенков серого цвета от черного (минимальная яркость) до белого (максимальная яркость). Если бы люминофор светился, например, коричневым цветом, то изображение было бы построено из оттенков коричневого.

Цвета на отпечатке не излучают свет, поэтому их оттенки различаются оптической плотностью. Оптическая плотность служит мерой поглощения света. Чем она выше, тем оттенок темнее. Если изображение отпечатано не в оттенках серого, а какого-то иного цвета, говорят, что оно тонировано.

Компьютерное цветоделение осуществляется автоматизированными оптоэлектронными средствами (аппаратными и программными) с помощью компьютерных издательских систем. С их созданием компьютерное цветоделение все больше вытесняет так называемое классическое цветоделение на основе аналоговых электронных или аналоговых оптических систем.


Основной задачей, которую решают все полиграфические технологии является высококачественная печать цветных изображений максимально приближенных по воспроизведению цвета к оригиналу. Первым этапом изготовления любой полиграфической продукции является получение оригинала изображения. Качество издания прежде всего зависит от полученного цветного оригинала — фотографий, рисунков, слайдов, традишнл или диджитал графики. Особенно это касается изданий, содержащих много цветных иллюстраций — каталогов, брошюр, календарей, рекламной полиграфии и т.д.

Цветовоспроизведение в полиграфии — это одна из основных задач для полиграфии; воспроизведение цветных оригиналов на оттиске. Вся история развития полиграфических технологий и создание разных способов печатания непосредственно связаны именно с решением данной задачи.

1.1.1. Основы цветоделения в полиграфии

Цветовоспроизведение в полиграфии — это технологический процесс, расчленяющий многоцветное изображение на отдельные цвета для получения определенного количества печатных форм, при помощи которых будет воспроизводиться данное изображение. Многоцветный штриховой или тоновой графический оригинал (рисунок, чертеж, фотография и т.д.) воспроизводится с совмещением на одном листе бумаги оттисков с нескольких печатных форм, причем каждая из них печатает только одной краской. В зависимости от характера графического изображения и способов репродуцирования цветоделение можно производить на графическом оригинале, негативе (диапозитиве) или на печатной форме. Компьютерное цветоделение осуществляется автоматизированными оптоэлектронными средствами (аппаратными и программными) с помощью компьютерных издательских систем.

Цветной штриховой оригинал выполняют на различных бумажных листах. На каждом нарисовано или начертано черной тушью только то, то должно печататься какой-либо одной краской. Таким оригиналом может быть обложка (шрифт — для коричневой краски, рисунок — для черной), или карта (береговая линия и населенные пункты — для черной краски, железные дороги — для красной). На рисунке ниже показан один из примеров цветоделения штрихового оригинала: 1 — это прототип, где фигурируют четыре цвета: желтый, голубой, красный и зеленый; 2 — оттиск, сделанный с клише, накатанного желтой краской; 3 — оттиск голубой краской; 4 — оттиск красной краской; 5 — совмещенный оттиск, на котором зеленый цвет получился в результате наложения голубого на желтый (см. рис. 1.2).


Рисунок 1.2. Пример цветоделения штрихового оригинала

Цветной штриховой оригинал фотографируют и на проявленной фотопластинке непрозрачной краской закрывают (выкрывают) все лишние для «первой краски» элементы изображения. Отретушированную выворотку копируют на поверхность первой печатной формы. После этого красочную маску с негатива смывают и выкрывают все лишнее для «второй краски», после чего негатив копируют на вторую форму и т.д. Этот способ применяется, когда возможно четкое отделение одного цвета от другого (см. рис. 1.3).

Рисунок 1.3. Схема воспроизведения многоцветного тонового оригинала тремя растровыми клише

Цветоделение многоцветного тонового оригинала может осуществляться прямым или косвенным способом. Прямой способ заключается в получении каждого негатива в один прием фотографирования графического оригинала через растр и светофильтр, с применением оборачивающего прибора.

При косвенном способе для получения каждого негатива фотопроцесс производится в три этапа:

  1. Фотографирование оригинала через соответствующий светофильтр, без оборачивающего прибора и растра и получение цветоделенного тонового негатива;
  2. Фотографирование полученного негатива для получения тонового диапозитива;
  3. Фотографирование этого диапозитива через растр для получения растрового негатива.

Косвенный способ позволяет ретушировать фотонегативы и диапозитивы, то обечпечивает большие возможности в области корректуры цветоделения, а также позволяет воспроизводить находящиеся в музеях картины, которые не могут быть доставлены в типографию. Так делали раньше и на данный момент к этим двум способам прибегают все реже и реже.

Цветоделение в программах обработки графики и верстки осуществляется очень просто. Первоначально оно заключается в задании для документа соответствующего цветового профиля и установлении его параметров согласно условиям будущего фотовывода. Затем осуществляется печать в PDF с выбором сепаратного режима вывода. В итоге получается цветоделенный четырехстраничный PDF-файл соответственно плашкам.

1.1.2. Технологии цветоделения в полиграфии

В полиграфическом производстве любое цветное изображение, предназначенное для тиражирования, предварительно разделяют на основные составляющие — четыре цвета цветовой модели CMYK — голубой, пурпурный, желтый и черный, так как именно эти цвета используются в полиграфии для получения цветных изображений. Данный процесс зовется цветоделением.