Файл: Правовые основы организации нотариата ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы и значимость её для практики.

Необходимость появления нотариата в России, как и в других странах мира, была вызвана объективными закономерностями развития общества, такими как - обеспечение сохранности частной собственности, при которых собственник по своему усмотрению и желанию может распорядиться ею.

Выработано немало правовых форм обеспечения собственности. Но ведущей из них в европейских странах является нотариальная.

Процесс рыночных преобразований в России значительно расширил сферу имущественных отношений и, особенно в части перехода права собственности на недвижимость. В настоящее время в свободном обращении находятся земельные участки, квартиры, здания, сооружения и другие, запрещенные ранее к отчуждению виды недвижимого имущества.

Изменения, происходящие в экономике, обусловили необходимость совершенствования механизма, обеспечивающего соблюдение прав и законных интересов участников гражданского оборота. Проводимая в этом направлении правовая реформа затронула не только судебные, но и иные формы охраны гражданских прав, к числу которых относится нотариальная.

На протяжении всей истории развития государства и права нотариат является составной частью правовой системы любой страны, поскольку осуществляемые нотариусами функции объективно необходимы и востребованы обществом, в особенности в обществе с развитой экономикой и гражданским оборотом...

"Второе рождение" в 1993 г. российского нотариата связано с процессами приватизации, изменившими отношения собственности в России и потребовавшими адекватных правовых способов их защиты, в том числе и путем развития системы нотариата. Длительное время находившийся на "периферии" законодательства и юридической практики, нотариат за последние несколько лет занял достойное место в правовой системе России, сразу став объектом дискуссии и полемики. Уникальность института нотариата (имея в виду нотариат латинского типа), его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, свободный нотариат позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. На такие сущностные характеристики нотариата важно обратить внимание именно сейчас, когда государство испытывает большие сложности при финансировании правоохранительной и судебной системы России.


Степень разработанности проблемы

Анализируя две основные системы нотариата - латинского и англосаксонского типа (в системе латинского нотариата нотариус выступает в качестве независимого представителя государства, наделенного от имени государства полномочиями совершать нотариальные действия и несет личную ответственность за совершение нотариальных действий. Контроль за деятельностью нотариуса осуществляется государством в лице органов юстиции и нотариальными палатами; англосаксонская правовая модель основана преимущественно на судебном прецеденте) и, учитывая присоединение Российской Федерации к Международному союзу латинского нотариата, выявляются определенные проблемы в связи с реорганизацией нотариата России.

Учитывая, что нотариат представляет собой "институт по осуществлению предупредительного правосудия", он как бы "судья в преддверии", как справедливо отмечает главный управляющий Федеральной нотариальной палатой ФРГ Ханнс-Якоб, возникающие проблемы нотариата должны разрешаться своевременно.

Необходимо разрешить проблемы:

дуализма нотариата, функционирующего либо как свободного нотариата латинского типа, либо как государственного;

о недопустимости "растаскивания" нотариальных полномочий и функций и передачи их другим органам и лицам;

о системе нотариальных тарифов, льготах при их уплате и порядке включения сумм освобождения от уплаты тарифов и расходы нотариусов;

и другие.

Для обозначения вышеназванных проблем использовались подходы, сформулированные в исследованиях Барщевского М. Ю., Вергасова Р. И., Давид Р., Жоффре-Спинози, Зайцева Т. И., Галеева Р. Ф., Яркова В. В.

Методологическая основа работы

Методологической основой работы явились исследования, касающиеся системы латинского нотариата. Учитывался тот факт, что Россия присоединилась к Международному союзу латинского нотариата, при этом сохранив государственный нотариат.

Работа строилась с учетом теоретических и практических разработок в области нотариата.

Для достижения целей и задач исследования важным явилась необходимость приведения Российской системы нотариального производства к общепризнанным международным стандартам. В этом отношении использовались подходы, сформулированные в исследованиях Барщевского Ю.Н., Вергасова Р.И., Виноградова Р.И., Власова Ю.Н.


Глава 1. Правовое регулирование вопросов нотариата в РФ

1.1 Понятие нотариата в Российской Федерации

Правовая наука и законодательство пока не выработали единого понятия нотариата. В Основах законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (в ред. от 05 июля 2010 г.) [1] не дается его определения, а в теории права по этому поводу высказаны самые различные точки зрения. Так, на страницах учебной и научной литературы можно встретить следующие доктринальные дефиниции даваемые понятию нотариат.

Так, в самом общем виде под нотариатом понимается: система органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями; правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; отрасль юридических знаний о нотариате как о правовом институте, а также как учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

В целом одни авторы придерживаются мнения, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено выполнение предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц [2 с.4].

Другие ученые определяют нотариат как систему наделенных властными полномочиями органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и общества в целом [3 с.99].

Профессор М.Н. Марченко считает, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, иными законами защиту прав и законных интересов граждан путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий[4 с.403].

Кроме того, ряд авторов под нотариатом предлагает понимать: систему органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на закрепление гражданских прав [5 с.232]; орган охраны субъективных прав и законных интересов [6 с.11]; правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий [7 с.607];


отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических, о нотариате как правовом институте[8 с.3].

Авторы учебника «Гражданский процесс» дают определение нотариату, как системе органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других законом предусмотренных действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц [9 с.673].

Проф. И.Г. Черемных раскрывает понятие нотариата непосредственно через его юридическую сущность: «Нотариат, осуществляя защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, действует от имени государства, в этой связи его деятельность носит публичный характер, направлена на защиту и частных, и публичных интересов, обеспечивает законность и является по своей сути правоохранительной деятельностью» [10с.4].

Существует точка зрения, согласно которой нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий. Этого взгляда поддерживается Е. Б. Тарбагаева указывая на многозначность термина, она выделяет самостоятельное понятие «система нотариата», которая определена «посредством указания на субъектов, уполномоченных законом совершать нотариальные действия именем РФ». Тарбагаева уточняет, что нотариат отождествляется, с одной стороны, с материально-правовыми институтами, с другой - с идеей превентивного правосудия (путем выявления связи нотариата и процессуальных институтов). Подход Тарбагаевой к пониманию понятия «нотариат» интересен тем, что он представляет собой попытку комплексного исследования понятия «нотариат», предполагающего разработку следующих вопросов:

система нотариальных органов, должность нотариуса;

  • цели, задачи и функции нотариальных органов;
  • предмет, содержание и форма нотариальной деятельности;
  • гарантии законности и обоснованности нотариальных актов[11 с.10].

Согласно другой точки зрения, нотариат - «это правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий» [12 с.1].

Также характеризуя современный российский нотариат, следует помнить, что он имеет уникальную двойственную природу, функционируя на грани публичных и частных интересов, а в связи с чем нотариат является неким связующим звеном между государством и гражданским обществом.


Понятие (определение, дефиниция), это логическая операция установление смысла термина. Давая понятие, какому либо явлению или процессу исследователь должен как можно глубже проникнуть в существенные свойства исследуемого объекта. В связи с чем, давая современное понятие нотариата необходимо всестороннее проанализировать цель и задачи нотариата, его функции, его роль в правоохранительной и правоприменительной деятельности государства, кроме того необходимо также подвергнуть анализу иные доктринальные определения нотариата, встречаемые на страницах учебной и научной литературы.

Осуществив указанный комплекс действий, на наш взгляд под нотариатом стоит понимать следующее.

Нотариат - это публично-правовой, правозащитный, правоприменительный институт, состоящий из системы органов и должностных лиц, которые в соответствии с Конституцией РФ и иными законами призваны обеспечить стабильность гражданского оборота, а также осуществлять функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, посредством совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.

1.2 Правовое регулирование сфер нотариата

Правовое регулирование сфер нотариата и гражданского права имеет большое значение в нашем государстве при разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами. Согласно Конституции России 1993 г. гражданское право находится в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 п. "л"), а нотариат - в совместном ведении с ее субъектами (ст. 72 п. "о"). На практике неверное урегулирование субъектами Российской Федерации вопросов нотариата может привести к нарушению прав участников гражданского оборота. Например, п. 6 ст. 16 Закона Нижегородской области "О нотариате", в отличие от ст. 37 Основ о нотариате предоставляет должностным лицам исполнительной власти (при отсутствии в населенном пункте нотариуса) удостоверять сделки купли-продажи недвижимости и земельных участков. Однако компетенция должностных лиц исполнительной власти (органов местного самоуправления) исчерпывающе определена Основами о нотариате. Более того, в тексте ст. 37 сделана ссылка на то, что дополнительными полномочиями эти органы наделяются исключительно федеральными законодательными актами. Нотариальные действия совершаются от имени Российской Федерации, и только ею, а не субъектами федерации может устанавливаться круг уполномоченных лиц и их правомочия. Комментируемый пункт статьи регионального акта противоречит Федеральному закону (и, соответственно, Конституции РФ). Исходя из содержания ст. 165 ГК РФ, удостоверение сделок должностными лицами, не обладающими надлежащими полномочиями, влечет их недействительность по признаку несоблюдения нотариальной формы.