Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высший уровень управления отвечает за постановку целевых (стратегических) показателей эффективности управления персоналом. На высшем уровне формируются экономические показатели эффективности управления персоналом, к которым можно отнести производительность труда, показатели качества продукции, услуг, издержки на персонал, а также социальные показатели, каковыми являются социально-психологический климат в коллективе, коэффициент текучести персонала и его динамика. Важным направлением, которые также находятся в компетенции высшего уровня управления является определение приоритетных организационных ценностей, которые должны быть положены в основания формирования на предприятия соответствующей корпоративной культуры. В качестве важнейших организационных ценностей могут выступать: качество, прибыль, скорость обслуживания клиентов, отношение к клиенту, правила, дисциплина, сокращение издержек, гармония межличностных отношений, чистота помещений, внешний вид сотрудников, инновации. Однако, если сказать, что для нас важны все эти ценности одновременно и в равной степени, значит, не сказать ничего: обеспечить одновременный приоритет всех этих ценностей в реальной практике в принципе невозможно. Приоритетов в организации едва ли может быть больше трех-четырех. И понятно, что заявленные приоритеты должны всяческим образом пропагандироваться среди персонала.

1.2 Методы оценки работы кадровой службы

Стандартного способа для определения эффективности HR-службы нет ни в России,ни в мире. Чаще всего на Западе используются следующие процедуры:

  • экспертная оценка;
  • метод бенчмаркинга;
  • оценка отдачи на инвестиции (Return on investment, ROI) в персонал;
  • методика Джека Филипса.

Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы.

Экспертная оценка возможна собственными силами. Без привлечения консультантов можно опросить руководителей подразделений и выяснить, что они думают о менеджерах по персоналу, работающих в фирме. В анкеты обычно включают и общие вопросы («Довольны ли вы работой HR-службы?») и частные («Насколько профессионально, с вашей точки зрения, было проведено конкретное мероприятие?») [12 с.218]. Подобная процедура может проходить один раз или регулярно, если в компании постоянно оценивают все подразделения. Достоинства данной методики - в простоте реализации и отсутствии необходимости привлекать дополнительные ресурсы. Минус - неизбежный субъективизм в оценках.


Бенчмаркинг представляет собой процедуру измерения и сравнения показателей работы своей компании с другими. Основная процедура HR-бенчмаркинга осуществляется по т. н. объективным показателям, позволяющим оценить эффективность работы службы персонала. Самыми распространенными ключевыми показателями эффективности (Key Performance Indicators, KPI) HR-служб компаний являются:

      • текучесть кадров - отношение сотрудников, ушедших из организации, к общему числу сотрудников;
      • аттестация (количество подлежащих аттестации, прошедших ее);
      • трудовая и исполнительская дисциплина (количество нарушений, взысканий, число уволенных в результате этого);
      • производительность труда. Посредством использования данных бенч- маркинга топ-менеджеры имеют возможность получать объективную информацию, позволяющую сделать результаты работы с персоналом более осязаемыми и измеримыми. В России этот метод применять пока рано. Если за рубежом данные собираются честно, то у нас фирмы вряд ли захотят полностью открыться и не приукрасить свою деятельность.

Оценка отдачи на инвестиции в персонал это модный в последнее время показатель. Он применяется практически в любых сферах бизнеса, в том числе и в управлении персоналом. Рассчитывается по формуле:

ROI = (доход - затраты) : затраты х 100%. Вместе с тем это достаточно трудоемкий способ оценки. При подсчете необходимо учитывать не только стоимость конкретного мероприятия, но также и косвенные расходы, связанные с его проведением. Допустим, затраты на обучение персонала включают и транспортные расходы, и командировочные, а также недополученную прибыль из-за отсутствия сотрудников на рабочих местах и прочее.

Оценку эффективности HR-службы можно проводить как своими силами, так и с помощью внешних консультантов. В последнем случае степень достоверности информации будет достаточно высокой[8 с.92]. Консультанты не заинтересованы в результатах оценки, поскольку не работают в вашей компании. Задумав провести оценку HR-службы, руководители компании должны быть готовы к сопротивлению со стороны персонала. Менеджмент должен мотивировать сотрудников участвовать в оценочных процедурах, убедить в их полезности. Очень затрудняет проведение оценки распространенная в России беда отсутствие на предприятиях детальной системы управленческого учета. Кроме того, отечественный бизнес нестабилен: быстро меняются люди, направления и методы управления. В подобных условиях главная проблема - не в разработке и внедрении системы, а в том, чтобы успевать ее поддерживать. Кроме того, как только экономика начинает давать сбои, решения HR-служб автоматически подвергаются сомнению и критике. В одних компаниях бюджет кадровых отделов значительно сокращается, в то время как в других многие значительные функции, которые ранее выполнялись вручную, автоматизируются или полностью передаются внешним консультантам. Подобная участь HR-служб во многих организациях совершенно неприемлема в динамично изменчивом мире современного бизнеса.


Итак, чтобы начать приносить реальную помощь компании, необходимо проанализировать главные цели и задачи HR-службы, ее стратегию, и оценить работу ее сотрудников. Времена, когда службы управления персоналом в основном занимались вопросами администрирования, приема и увольнения, канули в лету. HR-специалист должен стать «правой рукой» генерального директора компании[7 с.63], помогать ему в обеспечении максимально быстрой перестройки организационной структуры и системы управления персоналом.

Задачи HR-службы в условиях кризиса

Первая задача - повышение эффективности работы персонала. В рамках ее реализации можно выделить следующие подзадачи:

  • оптимизацию бизнес-процессов и организационной структуры;
  • повышение качества обслуживания клиентов;
  • развитие инновационного потенциала сотрудников;
  • разработку новых форм мотивации персонала.

Оптимизация бизнес-процессов заключается в получении большего итогового результата либо меньшим числом, либо в рамках имеющихся человеческих ресурсов. Если у организации нет времени на то, чтобы регулярно заниматься оптимизацией бизнес-процессов, а требуется быстро оптимизировать издержки на персонал, следует провести экспресс-анализ функций организации и системы отчетов. Для этого достаточно составить простейшую матрицу функций и проанализировать роль каждого сотрудника компании в выполнении той или иной функции.

Вторая из важнейших задач в период кризиса - стимулирование инноваций, так как нужно не только руководству, но и самому персоналу искать пути выхода из сложившейся ситуации. На HR-подразделения должны лечь обязанности максимально активизировать и интенсивно использовать «уснувший» интеллектуальный и творческий потенциал персонала, стимулировать рационализаторство, новаторство на всех уровнях организации. Необходимо решать данную задачу, организуя сбор идей от всех сотрудников и внедряя программы инновационных семинаров-тренингов. Измерять эффективность HR-службы по стимулированию инноваций можно по трем основным KPI[1]:

    • количеству поданных инновационных предложений;
    • количеству внедренных предложений в работу компании;
    • экономическому эффекту, полученному от внедренных предложений.

Третья задача, не менее значимая в повышении эффективности работы персонала, связана с мотивацией. При разработке систем мотивации в период кризиса важно помнить, что сокращение бюджетов дает менеджерам хорошую возможность объяснения своих упущений и невозможности достижения поставленных целей.


Поэтому при постановке целевых задач можно использовать метод работы с парами противоположностей, то есть ставить сотрудникам двойные, иногда даже взаимоисключающие задачи: уменьшить себестоимость и улучшить качество, увеличить скорость продаж и наценку. Данный метод стимулирует сотрудников на поиск принципиально новых решений, лежащих за пределами этих ограничивающих ментальное поле пар противоположностей. Специалисты в области управления персоналом в последнее время все чаше склонны утверждать, что эффект от внедрения системы оценки HR-службы в будущем покрывает расходы и издержки от ее реализации[7 с.21]. Измерение отдачи от инвестиций в HR-службу позволяет оценить тенденции и в управлении всей компанией. Таким образом, успешно действующая крупная организация не должна переоценивать всю важность и значение своевременного, всестороннего и объективного анализа деятельности HR-службы.

1.3 кадровая служба в эффективности кадровой стратегии

В связи с ростом требований к результативному управлению персоналом на предприятиях все более актуальным становится вопрос о том, как оцифровать деятельность кадровой службы, чтобы определить необходимое число сотрудников службы и оценить эффективность их деятельности. При этом оценка служб по управлению персоналом (далее - HR-служб) должна быть увязана с задачами предприятия и стимулировать специалистов по персоналу к наиболее эффективному выполнению своей работы. Актуализация этого вопроса стала закономерным итогом почти столетнего становления HR-служб.

В 20-30-е годы прошлого века на предприятиях в качестве ответа на потребности практики появились подразделения, занимающиеся кадровыми вопросами. Они назывались «отдел кадров» и занимались в основном учетными функциями и документооборотом - оформлением трудовых книжек, личных дел, распорядительной документации и т.д. Сегодня подобные подразделения именуются «отдел по управлению персоналом», «служба/департамент персонала» или более узко - «отдел развития персонала», «отдел подбора и оценки персонала». В общем плане в работе HR-служб стали преобладать не учетные, а аналитические и организационные аспекты деятельности[6 с.72]. На практике произошел переход от управления кадрами к управлению персоналом и человеческими ресурсами.


Сфера деятельности HR-службы сегодня в основном касается совершенствования трудовых отношений, подбора кандидатов на вакантные должности, разработки и реализации учебных программ и программ социального развития, а также мотивации и стимулирования трудовой деятельности. Обязанности сотрудников HR-службы, как правило, распределены по функциональному признаку. В штатном расписании HR- служб крупных предприятий предусмотрены должности от руководителя службы и специалиста по кадровому документообороту до специалистов по подбору, адаптации, оценке, обучению и мотивации персонала. По некоторым направлениям деятельности непосредственное участие в рамках своей компетенции принимают и другие субъекты управления - линейные руководители прочих подразделений.

Изменение специфики работы в связи с переходом от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами актуализировало два вопроса: какой должна быть численность службы, чтобы в новых реалиях результативно справляться с функционалом, и как оценить эффективность ее деятельности?

В отношении первого вопроса можно применить метод определения численности работников кадровой службы, характеризующих количество объектов, то есть работников организации, обслуживаемых одним сотрудником службы управления персоналом. В разных странах коэффициент обслуживания зависит от традиций в области управления персоналом, от особенностей кадровой политики предприятий и от количества направлений по работе с сотрудниками (рис.1.1).

Рис.1.1 - Число обслуживаемых сотрудников одним HR-специалистом в разных странах

Как видно, наименьший коэффициент обслуживания наблюдается в Японии, где на каждую сотню работающих в организации приходится 2,7 сотрудников кадровой службы. Максимальная нагрузка на HR-специалистов в Германии, где на каждые 130-150 работников функционирует один сотрудник HR-службы. На предприятиях России сложились среднестатистические показатели - в среднем на 100 сотрудников один HR- специалист [2].

В ситуациях, когда предприятие отличается спецификой в области управления персоналом, демонстрируя отклоняющиеся от нормы показатели оборота численности сотрудников или многообразие кадровых технологий, целесообразно для определения штатных единиц HR-службы использовать расчет по трудоемкости работ [3].

Зная нормативную трудоемкость работ, выполняемых в течение года сотрудниками подразделения, можно рассчитать численность отдела (Ч оуп) по формуле Ч оуп =