Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Понятие адаптации и дезадаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подгруппе II - «Группа риска» соответствует средний уровень адаптации. От 17 до 24 баллов.

Подгруппе Ш - «Неустойчивая школьная дезадаптация» соответствует уровень адаптации ниже среднего. От 25 до 32 баллов.

Подгруппе IV - «Устойчивая школьная дезадаптация» соответствует низкий уровень адаптации. От 33 до 40 баллов.

Подгруппе V - «Патологические нарушения» соответствует самый низкий уровень адаптации. Свыше 41 балла.

Раздел 2. Эмпирические исследования по проблеме адаптации школьников

2.1. Исследование особенностей адаптации младших школьников

Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника. Осенью 2010 года в СОШ № 6 г. Красноярска[8] было проведено психологическое исследование на определение уровня адаптации у младших школьников. В исследовании приняли участие учащиеся 1 «А» класса в количестве 30 человек. Исследование испытуемых проводилось с помощью методик: методика диагностикиуровня школьной адаптации Филлипса, и проективная рисуночная методика «Что мне нравиться в школе» Н.Г. Лускановой.

По методике Филлипса был определен уровень школьной (ситуативной) адаптации. Анализ полученных результатов выявил, что уровень школьной адаптации у детей принципиально отличается, эти отличия и являются индивидуальными особенностями каждого из испытуемых. Данное исследование, позволяющее определить уровень школьной адаптации первоклассников показывает, что у 73% учащихся из 30 человек высокий уровень адаптации, что позволяет им чувствовать себя комфортно в школьной среде, это свидетельствует о том, что ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля и с особым желанием, проявляет интерес к самостоятельной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение. У 20% из тридцати испытуемых средний уровень школьной адаптации, это говорит о том, что учащиеся положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, учащиеся сосредоточены и внимателены при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, дети бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным, поручения выполняют добросовестно, учащиеся со средним уровнем школьной адаптации дружат со многими одноклассниками. Наконец, у 7% испытуемых из тридцати представленных низкий уровень школьной адаптации, это означает реальную опасность того, что ребенок может утратить желание учиться, выполнять обязанности школьника, потеряет веру в свои силы и возможности. Испытуемые с низким уровнем школьной адаптации отрицательно или индифферентно относятся к школе, у таких детей возникают частые жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, учащиеся нарушают дисциплину, объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно, самостоятельная работа детей с низким уровнем школьной адаптации затруднена, им необходим постоянный контроль, сохраняют работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, такие дети пассивны, близких друзей в классе не имеет. Конкретнее же, что касается исследования данной группы, показатели уровня школьной адаптации в целом, можно оценить, как высокие, так как большинству испытуемых принадлежат положительные результаты исследования, что говорит об их успешной адаптации к процессу обучения в школе.


2.2. Социализация школьников в новых социально-экономических условиях

Проект «Роль школы как агента социализации в новых социально-экономических условиях»[9] направлен на изучение социализирующей роли школы в изменившихся условиях. Актуальность исследования обусловлена спросом государства и общества на личность, отвечающую его потребностям. В современных условиях сама школа как институт социализации представляет собой сложный многофакторный объект с изменившимися функциями в контексте взаимоотношений с другими социальными институтами. Группа провела исследование с использованием вторичного анализа данных, Интернет - публикаций, опроса экспертов, участников образовательного процесса в г. Москве. Проведенное исследование дало несколько конкретных результатов: методически разработана и практически отработана технология опроса экспертов и 3-х групп участников образовательного процесса. Технология позволяет «отслеживать» текущие тенденции, выявлять назревающие проблемы, намечать оптимальные пути их решения и «взвешивать» возможные последствия таких решений. Выявлена динамика взглядов экспертов (учителей) на роль школы как агента социализации в новых социально-экономических условиях. Определена роль школы в формировании ролей гражданина, семьянина, работника в контексте взаимоотношений с другими социальными институтами. Выявлены противоречия взглядов по разным позициям различных субъектов образовательного процесса. Отсутствие эффективно организованного воспитательного процесса в школе во многом связано с отсутствием социального заказа со стороны государства, с неразработанностью современных методов и способов воспитания подростков с неумением педагогов применять их в своей практической деятельности. Если рассмотреть динамику развития этого процесса на протяжении 2000-2006 г., то положительных тенденций мы не наблюдали. В последнее время наметились некоторые перемены в сторону улучшения ситуации. Повышается грамотность педагогов, проходящих курсы переподготовки, меняются установки и происходит определение новых целей в процессе воспитания школьника.


Раздел 3. Программная часть исследования адаптации детей в начальной школе

3.1. Интерпретация основных понятий.

Адаптация[10] приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Дезадаптация[11]одно из определений отторжения от структур (групп, коллективов) "большого" общества, выпадения из его коммуникативных сетей.

Начальная школа[12]тип общеобразовательной школы для детей в составе 1 —4 классов. Окончившие продолжают обязательное обучение в 5—9 классах неполной средней или средней общеобразовательной школы.

Операционализация

Адаптация детей в начальной школе

Социальные Психологические Физеологические

Контакты со сверстниками Настроение ребенка Двигательная активность

Познавательная активность Реакции агрессии, гнева Общее самочувствие

Дисциплина Страх

Успеваемость

Так же в операционализацию можно включить такие факторы как возраст и тип семьи (полная семья/неполная семья). Так как эти факторы имеют влияние на процесс адаптации детей не меньше, чем другие факторы. Это подтверждается во многих научных работах психологов, социологов и других ученых.

3.3. Методическая часть программы

В данном исследовании использовался метод наблюдения - структурированное (контролируемое), включенное, полевое, случайное.

Преподавателям начальных классов были предложены временные интервалы для проведения наблюдения – с 31 октября по 20 ноября (в течение трех недель) и инструмент наблюдения в виде таблицы (Приложение 1), которое было необходимо заполнить для каждого учащегося. Использование помощи классных руководителей в проведении наблюдения было необходимо с целью получения более точных данных, а так же, для того, что бы факт присутствия постороннего не искажал реальность.

Место проведения наблюдения – Синьковская средняя общеобразовательная школа №1, поселка Новосиньково, Дмитровского района, Московской области. Данный тип поселковой школы был выбран не случайно.


Количество учащихся в начальной школе составило 208 человек. Все они были наблюдаемыми – сплошной опрос, т.е. рассматривается вся генеральная совокупность (генеральная совокупность = 208человек). Так же среди наблюдаемых были обозначены группы детей: дети из полных и неполных семей (152 – полные семьи, 56 – неполные семьи).

В карте наблюдения было обозначено 12 категорий: пол учащегося, возраст, тип семьи, настроение ребенка, контакты со сверстниками, познавательная активность ребенка, дисциплина, реакции агрессии и гнева, страх, двигательная активность, общее самочувствие, успеваемость.

В данной работе использовался метод наблюдения, так как он наиболее уместен при проведении такого рода исследованиях, когда за некоторый период времени нужно проследить определенные признаки в поведении. Так же во многих методиках для диагностики процесса адаптации используется этот метод.

Обработка информации – компьютерная. Компьютерный анализ с последующим построением различных графиков будет осуществляться в программе SPSS Statistics 17.0 и Microsoft of Office Excel 2007.

Задачи, необходимы для анализа данных:

  1. Статистическая обработка данных.
  2. Вычисление суммы баллов по факторам: социальный, психологический, физиологический.
  3. Распределение каждого наблюдаемого по уровням адаптации.
  4. Определение зависимостей уровня адаптации от возраста, типа семьи, социального, психологического, физиологического факторов.

Раздел 4. Анализ данных

Проверка нормальности вариантов: общий балл, социальный фактор, психологический фактор, физиологический фактор, уровень адаптации. Используем тест Колмогорова-Смирнова:

Статистика

Число степеней свободы

Уровень значимости

Класс

,202

208

,000

Пол ученика

,375

208

,000

Тип семьи учащегося

,458

208

,000

Общий балл

,104

208

,000

Уровень адаптации

,256

208

,000

Социальный Фактор

,114

208

,000

Психологический Фактор

,187

208

,000

Физиологический Фактор

,230

208

,000

Данные являются непараметрическими. Об этом мы можем судить исходя из того, что коэффициент Sig (уровень значимости) во всех случаях меньше 0,05.


    1. Проверка гипотез

Социальный фактор не влияет на уровень адаптации ребенка в школе;

Социальный Фактор - Уровень адаптации

Z

-12,521

Уровень значимости (2-сторонний критерий)

,000

Гипотеза №1 отвергается, т.к. коэффициент Sig<0,05. Следовательно, можно сделать вывод о том, что социальный фактор влияет на уровень адаптации ребенка в школе.

Психологический фактор является основным фактором, влияющим на уровень адаптации;

ПсихологическийФактор - Уровень адаптации

Z

-12,550a

Уровень значимости (2-сторонний критерий)

,000

Как видно из таблицы, психологический фактор имеет значимую связь с уровнем адаптации ребенка. Таким образом, можно говорить является ли психологический фактор основным фактором?

Ранги

Средний ранг

Социальный Фактор

5,86

Психологический Фактор

4,95

Физиологический Фактор

3,69

Тип семьи учащегося

1,07

Класс

3,03

Гипотеза №2 отвергается. Из таблицы рангов видно, что психологический фактор не является основным фактором, влияющим на уровень адаптации ребенка в школе. Основным фактором является социальный фактор со средним рангом 5,86. На следующем, по значимости, психологический фактор, далее физиологический фактор, класс (т.е. в данном случае можно говорить о возрасте детей) и тип семьи учащегося на последнем месте, но это не означает, что данный фактор совсем не влияет на уровень адаптации ребенка в школе.

Двигательная активность ребенка, его общее самочувствие влияет на уровень адаптации в школе (физиологический фактор)

Физиологический Фактор - Уровень адаптации

Z

-11,873

Уровень значимости (2- сторонний критерий

,000