Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Понятие адаптации и дезадаптации).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Социальная адаптация
1.1. Понятие адаптации и дезадаптации
1.3. Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации.
Раздел 2. Эмпирические исследования по проблеме адаптации школьников
2.1. Исследование особенностей адаптации младших школьников
2.2. Социализация школьников в новых социально-экономических условиях
Раздел 3. Программная часть исследования адаптации детей в начальной школе
3.1. Интерпретация основных понятий.
Библиография
- Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. // Начальная школа № 1, 2006.
- Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1012.
Алмазов Б.Н. Правовая психопатология: уч. пос.- Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2004.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации. М.: Просвещение, 1996.
Дичев Т.Г., Тарасова К.Е. Проблема адаптации и здоровья человека. М., 2010.
- Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, № 7, 2012
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии, 2010, № 4.
Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дис. канд. пед. наук МГПИ им.В.И. Ленина. - М 2006.
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 2010.
Журнал "Справочник классного руководителя"//URL: http://menobr.ru/resource/default.aspx?control=24&id=5618&catalogid=1055 (дата обращения 18.03.16)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Трефилова Е.А. //URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s10/s10_23.pdf (дата обращения 15.03.16)
Круглый стол 13: Социализация молодежи и подростков: проблемы и перспективы Пронина Е.И., ст.н.с. Института социологии РАН, Москва //URL:http://www.isras.ru/abstract_bank/1208430972.pdf (дата обращения 15.03.16)
Мир словарей//URL: http://mirslovarei.com/content_psy/adaptacija-960.html (дата обращения 25.03.16)
Сайт Академик//URL: http://psychology.academic.ru/4134/ (дата обращения 25.03.16)
Балл |
Показатели адаптации |
Выбранный показатель |
Настроение ребенка |
||
1 |
Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное |
|
2 |
Эпизодические проявления снижения настроения |
|
3 |
Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий |
|
4 |
Вялость, рассеянность |
|
5 |
Заторможенность, истерия, плач |
|
6 |
Выражение негативного отношения к школе |
|
7 |
Полное нежелание идти в школу |
|
Контакты со сверстниками |
||
1 |
Легко и уверенно входит в коллектив |
|
2 |
Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками |
|
3 |
Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность “сотрудничать” со сверстниками |
|
4 |
Робок, малоинициативен, избирателен в общении |
|
5 |
Не поддерживает социальных контактов |
|
6 |
Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников |
|
Познавательная активность |
||
1 |
На уроках проявляет активность и интерес |
|
2 |
Посещает все уроки без принуждения |
|
3 |
Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим |
|
4 |
Учится без видимого желания |
|
5 |
Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею |
|
Дисциплина |
||
1 |
С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя |
|
2 |
Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается |
|
3 |
Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из-за несобранности |
|
4 |
Требования учителя выполняет неохотно |
|
5 |
На уроках часто отвлекается |
|
6 |
Игнорирует требования учителя |
|
Реакции агрессии, гнева |
||
1 |
Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует |
|
2 |
Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей |
|
3 |
Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением |
|
4 |
Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя |
|
5 |
Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников |
|
6 |
Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников |
|
Страх |
||
1 |
Страх отсутствует |
|
2 |
Эпизодически робок, застенчив, стеснителен |
|
3 |
Робок, застенчив, легко теряется |
|
4 |
Указанные черты ярко выражены |
|
5 |
В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя |
|
Двигательная активность на перемене |
||
1 |
Ребенок подвижен, активен |
|
2 |
Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях |
|
3 |
Двигательная активность низкая |
|
4 |
Двигательная активность всегда низкая |
|
Общее самочувствие |
||
1 |
Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым |
|
2 |
Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости |
|
3 |
Периодически жалуется на недомогания |
|
4 |
Жалобы принимают устойчивый характер |
|
5 |
Проявление невротических расстройств |
|
Успеваемость |
||
1 |
Хорошая |
|
2 |
Хорошая/удовлетворительная |
|
3 |
Удовлетворительная |
|
4 |
Удовлетворительная/плохая |
|
Класс / тип семьи |
-
Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации. М.: Просвещение, 1996.
Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, № 7, 1996.
Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии, 1984, № 4.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации. М.: Просвещение, 2004
Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. // Начальная школа
№ 1, 2006. ↑
-
Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. // Начальная школа № 1, 2006, с.132
Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, № 7, 1996.
Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии, 1984, № 4. ↑
-
Алмазов Б.Н. Правовая психопатология: уч. пос.- Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2004. — 245 с.
Дичев Т.Г., Тарасова К.Е. Проблема адаптации и здоровья человека. М., 1976.-273 с.
Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976. 68 с. ↑
-
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971, 289с. ↑
-
Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дис. канд. пед. наук МГПИ им.В.И. Ленина. - М 1987. -19 с. ↑
-
Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976, 142 с.
Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, № 7, 1996, 34 с. ↑
-
Журнал "Справочник классного руководителя"//URL: http://menobr.ru/resource/default.aspx?control=24&id=5618&catalogid=1055 (дата обращения 18.10.11) ↑
-
Трефилова Е.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ //URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s10/s10_23.pdf (дата обращения 15.11.11) ↑
-
Пронина Е.И., Круглый стол 13: Социализация молодежи и подростков: проблемы и перспективы ст.н.с. Института социологии РАН, Москва //URL:http://www.isras.ru/abstract_bank/1208430972.pdf (дата обращения 15.11.11) ↑
-
Мир словарей//URL: http://mirslovarei.com/content_psy/adaptacija-960.html (дата обращения 25.11.11) ↑
-
Сайт Академик//URL: http://psychology.academic.ru/4134/ (дата обращения 25.11.11) ↑
-
Мир словарей//URL: http://mirslovarei.com/content_bes/nachal-naja-shkola-41286.html (дата обращения 25.11.11) ↑