Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Понятие адаптации и дезадаптации).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Социальная адаптация
1.1. Понятие адаптации и дезадаптации
1.3. Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации.
Раздел 2. Эмпирические исследования по проблеме адаптации школьников
2.1. Исследование особенностей адаптации младших школьников
2.2. Социализация школьников в новых социально-экономических условиях
Раздел 3. Программная часть исследования адаптации детей в начальной школе
3.1. Интерпретация основных понятий.
Значение коэффициента Sig <0,05. Это означает, что физиологический фактор имеет значимую связь с уровнем адаптации. Следовательно, гипотеза №3 подтверждается.
Дети из неполных семей имеют уровень адаптации в школе ниже, чем дети из полных семей;
Тип семьи учащегося - Уровень адаптации |
|
---|---|
Z |
-12,243 |
Уровень значимости (2-сторонний критерий) |
,000 |
Из данной таблицы мы определяем связь между типом семьи учащегося и уровнем его адаптации. Коэффициент Sig <0,05, следовательно, связь существует и она довольна значимая.
Зависимость уровня адаптации от состава семьи (для семьи типа «полная»)
Уровень адаптации * Полная семья |
||||
---|---|---|---|---|
Полная семья |
Общий результат |
|||
Результат |
||||
Уровень адаптации |
1 |
Кол-во |
73 |
73 |
% от общего |
48,0% |
48,0% |
||
2 |
Кол-во |
52 |
52 |
|
% от общего |
34,2% |
34,2% |
||
3 |
Кол-во |
21 |
21 |
|
% от общего |
13,8% |
13,8% |
||
4 |
Кол-во |
4 |
4 |
|
% от общего |
2,6% |
2,6% |
||
5 |
Кол-во |
2 |
2 |
|
% от общего |
1,3% |
1,3% |
||
Общий результат |
Кол-во |
152 |
152 |
|
% от общего |
100,0% |
100,0% |
Данные таблицы показывают, что практически половина детей из полных семей имеют 1 уровень адаптации (48% - 73 человека), что означает успешность процесса адаптации; 34,2% (52 человека) детей имею 2 уровень, следовательно, процесс адаптации проходит довольно-таки успешно; 13,8% (21 человек) имеют 3 уровень адаптации, это говорит о том, что у этих детей имеются некие проблемы с процессом адаптации; 2,6% (4 человека) детей имеют явные отклонения в процессе адаптации – 4 уровень адаптации; 1,3% (2 человека) детей имеют 5 уровень адаптации, что свидетельствует о том, что данные учащиеся еще совершенно не приспособились, не адаптировались к школе.
Зависимость уровня адаптации от состава семьи (для семьи типа «неполная»)
Уровень адаптации * Неполная семья |
||||
---|---|---|---|---|
Неполная семья |
Общий результат |
|||
Уровень адаптации |
1 |
Кол-во |
17 |
17 |
% от общего |
30,4% |
30,4% |
||
2 |
Кол-во |
23 |
23 |
|
% от общего |
41,1% |
41,1% |
||
3 |
Кол-во |
13 |
13 |
|
% от общего |
23,2% |
23,2% |
||
4 |
Кол-во |
3 |
3 |
|
% от общего |
5,4% |
5,4% |
||
Общий результат |
Кол-во |
56 |
56 |
|
% от общего |
100,0% |
100,0% |
В данной таблице рассматриваются данные по детям из неполных семей. Из 56 человек, 17 имеют 1 уровень адаптации, что составляет 30,4%; 23 человека (41,1%) имеют 2 уровень; 13 человек (23,2%) имеют 3 уровень адаптации; 3 человека (5,4%) имеют 4 уровень адаптации.
При сравнении результатов по полным и неполным семьям, можно сделать вывод о том, что действительно, дети из неполных семей имеют уровень адаптации ниже, чем дети из полных семей:
Полная семья |
Неполная семья |
|
1 уровень |
73 - 48% |
17 – 30,4% |
2 уровень |
52 – 34,2% |
23 – 41,1% |
3 уровень |
21 – 13,8% |
13 – 23,2% |
4 уровень |
4 – 2,6% |
3 – 5,4% |
5 уровень |
2 – 1,3% |
Гипотеза №4 подтверждается.
Чем младше ребенок, тем ниже его уровень процесса адаптации, т.е. в 1 классе процесс адаптации имеет наиболее проблемный характер, чем в 4.
Класс - Уровень адаптации |
|
---|---|
Z |
-5,350a |
Уровень значимости (2-сторонний критерий) |
,000 |
Проверка связи данных: Sig<0,05, следовательно, существует значимая связь между уровнем адаптации и возрастом учащихся.
Далее мы рассмотрим данные по уровню адаптации относительно класса, в котором обучается ребенок:
1 Класс * Уровень адаптации |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Уровень адаптации |
Общий результат |
||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
||||
1 Класс |
Кол-во |
29 |
27 |
8 |
2 |
66 |
|
% от общего |
43,9% |
40,9% |
12,1% |
3,0% |
100,0% |
||
Общий результат |
Кол-во |
29 |
27 |
8 |
2 |
66 |
|
% от общего |
43,9% |
40,9% |
12,1% |
3,0% |
100,0% |
2 Класс * Уровень адаптации |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Уровень адаптации |
Общий результат |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
2 Класс |
Кол-во |
18 |
17 |
6 |
2 |
43 |
|
% от общего |
41,9% |
39,5% |
14,0% |
4,7% |
100,0% |
||
Общий результат |
Кол-во |
18 |
17 |
6 |
2 |
43 |
|
% от общего |
41,9% |
39,5% |
14,0% |
4,7% |
100,0% |
3 Класс * Уровень адаптации |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Уровень адаптации |
Общий результат |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
3 Класс |
Кол-во |
16 |
17 |
15 |
3 |
51 |
|
% от общего |
31,4% |
33,3% |
29,4% |
5,9% |
100,0% |
||
Общий результат |
Кол-во |
16 |
17 |
15 |
3 |
51 |
|
% от общего |
31,4% |
33,3% |
29,4% |
5,9% |
100,0% |
4 Класс * Уровень адаптации |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Уровень адаптации |
Общий результат |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
4 Класс |
Кол-во |
27 |
14 |
5 |
2 |
48 |
|
% от общего |
56,3% |
29,2% |
10,4% |
4,2% |
100,0% |
||
Общий результат |
Кол-во |
27 |
14 |
5 |
2 |
48 |
|
% от общего |
56,3% |
29,2% |
10,4% |
4,2% |
100,0% |
Из таблиц и графиков отчетливо видно, что действительно, в 4 классе дети имеют уровень адаптации выше, чем дети в 1 классе. Так же только в 1 классе есть дети, имеющие 5 уровень адаптации. Но стоит заметить, что все-таки самый низкий уровень адаптации во 2 и 3 классах. Возможно, это объясняется тем, что данный временной интервал (т.е. 2 – 3 класс) имеет особых характер в процессе адаптации детей в школе. По окончанию этого периода большинство учащихся переходят на высший уровень адаптации, либо окончательно становятся, адаптированы к школьным условиям. Таким образом, гипотеза №5 подтверждается.
Заключение
Итак, подводя итоги данной работы, можно сказать, что поставленная перед нами цель - изучение факторов, влияющих на адаптацию учащихся в начальной школе, была достигнута. Все рассматриваемые нами факторы, а именно социальный, психологический, физиологический, возрастной фактор и фактор тип семьи, как и предполагалось, влияют на процесс адаптации детей в начальной школе. Но не стоит исключать, что существуют и другие причины – факторы дезадаптации учащихся в начальной школе. Выбор именно данных факторов основывался на выбранной теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского.
В процессе работы так же была сформулирована задача по апробации выбранной теоретической модели совместно с методикой диагностики процесса адаптации учащихся в школе в эмпирическом исследовании, т.е. в нашем исследовании. В целом, сложно сказать, имел ли место быть выбранный путь решения этой задачи, но можно с уверенностью утверждать, что данная теория совместно с выбранной методикой вполне конкретно отражают суть исследования.
Используя, метод наблюдения в своем исследовании, мы определили уровень адаптации каждого учащегося, что позволило сделать нам последующие выводы. Именно метод наблюдения позволил нам более точно охарактеризовать различные стороны поведения учащихся, которые в последующем анализе представили нам общую картину по проблеме адаптации детей в начальной школе.
В ходе работы по данной проблеме, нами были выдвинуты рабочие гипотезы, которые помогли нам представить более подробную картину выбранной проблематики. Таким образом, из пяти выдвинутых гипотез, три гипотезы мы подтвердили, а две опровергли, что тык же дало нам некий результат.
После того, как мы провели анализ данных можно сделать следующие выводы: рассмотренные факторы (социальный, психологический, физиологический, тип семьи, возраст) являются факторами, влияющими на процесс адаптации детей в начальной школе. Каждый из факторов имеет свое определенной влияние. Но нашей задачей было определить основной фактор, иначе мы получили бы некую размытость результатов. В конце концов, наше исследование предполагает некую помощь, как преподавателям, так и родителям, т.е. на какие признаки стоит обращать больше внимания при работе или общении с детьми. Таким образом, основным фактором, из всех рассмотренных, является социальный. Если ребенок проявляет активность в общении, познавательной деятельности, достаточно дисциплинирован, преуспевает в учебе, то можно быть уверенным, что процесс адаптации проходит успешно, и нет повода для беспокойств. Стоит заметить, что психологический фактор имеет большое влияние на процесс адаптации. Настроение ребенка, реакции агрессии, гнева, проявление страха являются одними из основных показателями адаптации учащихся. И наконец, физиологический фактор. Он так же влияет на процесс адаптации детей в школе, который не может успешно проходить без двигательной активности и хорошего общего самочувствия ребенка.
Так же нами были рассмотрены факторы возраст и тип семьи. Что касается типа семьи, то как и следовало ожидать, дети из неполных семей имеют уровень адаптации в школе ниже, чем дети из полных семей. Это может обуславливаться тем, что семейная обстановка играет свою роль в мировоззрении ребенка, и как правило, категория неполных семей является нестандартной для общества. По возрастному признаку выяснилось, что дети в 1 классе имеют уровень адаптации ниже, чем дети в 4 классе. Но стоит заметить, что учащиеся 2 и 3 классов имеют уровень адаптации ниже, чем у первоклассников. Данный результат можно объяснить тем, что именно за этот период у детей формируется окончательное отношение к школе, устанавливаются более прочные связи со сверстниками и преподавателями и к 4 классу, процесс адаптации к школьным условиям завершается.