Файл: Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кредитов Каждое изменение как необходимо контролировать, контролировать но такого контролировать контроля на действие сегодняшний день у иметь нас нет. долгосрочной Поэтому перед экономики тем, как реального ввести изменения в долгосрочной налоговое законодательство необходимые необходимо создать приобретения контроль за числа использование долгосрочных увеличения кредитов по чтобы назначению. Банкам долгосрочный нужно создавать освобождены необходимые условия, реального для того свою чтобы предприятиям коммерческие получали свою свою выгоду от базой приобретения кредитов объем для расширения изменения производства, для увеличения числа рабочих мест.

Можно создать следующие условия: временно освободить банки от уплаты налога на прибыль по операциям выдачи долгосрочных кредитов, которые предоставляют промышленным, строительным предприятиям. Освободить от налога на прибыль и банки, которые будут предоставлять долгосрочные кредиты в дорожные фонды. Так же освободить от налога на прибыль и дорожные фонды на время строительства, т.е. в течение 5 лет, с первого дня эксплуатации производственных мощностей. Также можно предоставлять кредиты сельхозпроизводителям и предприятиям, которые занимаются переработкой сельхозпродукции. Введение предлагаемых условий не уменьшит поступления в бюджет, т.к. число рабочих мест увеличится, а значит и налоговые выплаты по налогу на прибыль, которые должны были бы поступать от коммерческих банков, будут способствовать большим поступлениям налог на доходы физических лиц и страховые взносы. [18, С. 178]

В процессе оптимизации налогообложения коммерческих банков необходимо не только стимулировать их на финансирование предприятий реального сектора экономики, но и ограничивать их в возможностях по уклонению от уплаты налогов. Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что роль налогового регулирования возрастает в связи с тем, что необходимо проводить меры по налоговому стимулированию и определенные банковские операции сделать неэффективными или труднореализуемыми.[4] Хорошая собираемость налогов требует серьезных преобразований в налоговом законодательстве. Совершенствование налогообложения коммерческих банков поспособствует повышению налоговых доходов государства. А это в свою очередь, ускорит процесс развития государства и улучшения экономики. Государство, перераспределяя доходы, решает проблему повышения доходов малоимущих слов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д.


В действующей системе налогообложения коммерческих банков существует множество проблем. Ак­туальный вопрос на сегодняшний день - необходимость оптимизации налогообложения коммерческих банков.

Принятие оптимальной системы налогообложения коммерческих банков - это задача достаточно слож­ная и она не решается одним днем, так как банки в налоговой системе выполняют не одну функцию.

Одной из задач совершенствования налогообложения коммерческих банков в России является сниже­ние фискальной направленности налогов и повышение их стимулирующей роли, при этом возникает необходи­мость понимания регулирования налогов с точки зрения права как составной части налогового законодатель­ства России в целом, опираясь на реальную оценку эволюции бюджетного устройства и бюджетного процесса.

Проблема налогообложения коммерческих банков состоит в оптимизации налоговой базы по налогу на прибыль. Необходимо создать такую систему формирования налоговой базы по налогу на прибыль, которая давала бы возможность развиваться банкам. Система налогообложения банков также должна способствовать подъему экономики, поэтому необходимо банки к увеличению доли выдачи кредитов реальному сектору эко­номики, вложения в рынок ценных бумаг и валютный рынок. В дальнейшем это приведет к увеличению дохо­дов кредитных организаций, предприятий реального сектора экономики и через налоги положительно скажется на доходах бюджетов различных уровней.

В налогообложении коммерческих банков за рубежом большое внимание уделяется налоговому регу­лированию и стимулированию банковской деятельности. В настоящее время существует несколько видов рыча­гов стимулирования.

Во-первых, это перенос убытка, он заключается в том, что банки могут переносить убытки на будущие налоговые периоды. Во-вторых, это ставка налога, а именно: изменение ставки налога на прибыль для деятель­ности коммерческих банков, введение льгот для малых или только созданных коммерческих банков, изменение состава необлагаемых или облагаемых по ставке 0 % доходов от деятельности и, наконец, изменение ставки для отдельных видов операций, осуществляемых коммерческим банком.

В-третьих, операции с налоговой базой, а именно: изменение нестабильность перечня расходов отнесения банка, по регулярные специфиче­ским операциям, целях которые признаются в могло целях налогообложения; изменений признание расходов вышеперечисленных налогообложения прибы­ли сумму банков, которые банка формируют резервы операции по сомнительным регулировании долгам; проведение сумму амортизационной политики; базой возможность отнесения вложений на учет про налогооблагаемые расходы нестабильность по созданию либо резервов на нестабильность возможные потери которые по ссу­дам.


В-четвертых, эффективный это метод коммерческих учета, к нему Из можно отнести вытекают выбор метода именно определенных доходов и потери расходов для налогообложению налогообложения банков: созданию кассовый метод, качественную либо метод сожалению начисления [3].

Важнейшими именно из вышеперечисленных отношений рычагов являются системы налоговая база и перечня налоговая ставка. сожалению Из посто­янных нало изменений налоговой доходов системы вытекают частое следующие проблемы: регулировании нестабильность в регулировании ставка нало­говых отношений; формируют регулярные изменения, прибы связанные с изменением и банки уплатой налогов; зако частое изменение учета зако­нодательства по эффективный налогообложению кредитных созданию организаций и проблемы операциям по определению сознательны базы по про уплачивае­мым налогам.

кредитных Коммерческие банки в базой РФ имеют эффективный право уменьшать сумму прибыль, подлежащую налогов налогообложению, на целях сумму отчислений в банка резервы на работы возможные потери нестабильность по ссудам. К анализ сожалению, не регулярные все люди налогооблагаемые сознательны и поэтому налогам про­цент возврата могло ссудных средств изменение довольно низкий. уплачивае Для улучшения изменение данной ситуации имеют банки могли база бы провести вытекают работы по база реализации более заключается грамотной кредитной выполнении политики, более по качественную работу государство проводить со могли своими клиентами (заемщиками), а из также совершать При эффективный экономический амортизационной анализ кредитных отнесения вложений. При базой выполнении этих регулировании пунктов существенно базы выросла бы банков прибыль коммерческих прибы банков. Налогообложение операции коммер­ческих банков прибыль заключается в том, качественную что государство базы посредством налога базы на прибыль изменений могло бы стимулировать банковскую систему РФ.Если уменьшение процентной ставки по налогу на прибыль не окажет стимулирующее действие по налогообложению коммерческих банков, можно рассмотреть модель, где банки, которые кредитуют реальный сектор экономики на долгосрочной основе, будут временно освобождены от уплаты данного налога. Чтобы предприятия начали брать долгосрочные кредиты в банках, для них нужна мотивация, например уменьшение процентной ставке по кредитам.

Необходима корректировка налогового законодательства, в котором коммерческие банки будут вре­менно освобождаться от уплаты налога на прибыль или будет уменьшена ставка по налогу на прибыль (напри­мер, в 2-3 раза), которые они получают от предоставления долгосрочных кредитов на развитие предприятий реального сектора экономики. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер, например, на период 3-5 лет. В бюджет будет поступать большее количество денежных средств, т.к. предприятия разви­ваются, а значит, появляются и другие налоги для уплаты, например налог на добавленную стоимость, его налоговой базой служит не прибыль, а объем реализации. Что касается банков, не все банковские операции об­лагаются налогом на добавленную стоимость, за счет этого бюджет теряет большую сумму налоговых плате­жей, поэтому необходимо расширить виды операций, которые облагаются НДС, за счет этого доля налоговых платежей в бюджет заметно возрастет [2].


Перед тем как ввести изменения в налоговое законодательство необходимо создать контроль за исполь­зование долгосрочных кредитов по назначению. Банкам нужно создавать необходимые условия, для того чтобы предприятиям получали свою выгоду от приобретения кредитов для расширения производства для увеличения числа рабочих мест.

В процессе оптимизации налогообложения коммерческих банков необходимо не только стимулировать их на финансирование предприятий реального сектора экономики, но и ограничивать их в возможностях по уклонению от уплаты налогов. Роль налогового регулирования возрастает в связи с тем, что необходимо прово­дить меры по налоговому стимулированию и определенные банковские операции сделать неэффективными или труднореализуемыми [1].

Хорошая собираемость налогов требует серьезных преобразований в налоговом законодательстве. Со­вершенствование налогообложения коммерческих банков поспособствует повышению налоговых доходов гос­ударства. А это, в свою очередь, ускорит процесс развития государства и улучшения экономики. Государство, перераспределяя доходы, решает проблему повышения доходов малоимущих слов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д.

1.3 Зарубежный опыт взымания налога на прибыль банков

В большинстве стран банковская деятель­ность подпадает под общее налогообло­жение, но зачастую банковские услуги облагаются налогами отлично от других нало­гоплательщиков. В некоторых случаях они имеют льготное или выигрышное налогообложение. Так, например, во многих странах большинство финан­совых услуг освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Однако банковс­кая деятельность может подпадать под обложение другими специальными налогами.

Налогообложение банков особенно интересно по различным причинам. Во-первых, банки являются финансовыми посредниками, которые выполняют уникальные функции, хотя в настоящее время во многих странах они подвергаются значительной конкуренции со стороны инвестиционных фондов и рынков ценных бумаг. Во-вторых, банковская деятельность в большой степени подвержена регули­рованию и мониторингу со стороны государства. В- третьих, банки имеют зачастую монополистическую власть в секторах частного и малого бизнеса.


В США налогообложение банков в целом осу­ществляется по общим правилам налогообложения корпораций, за исключением некоторых особеннос­тей, отраженных в разд. 26 Кодекса США, известного сейчас как Налоговый кодекс 1986 г.

Так, например, налогооблагаемая база должна быть уменьшена на сумму расходов, относящуюся к безнадежным долгам, ставшими полностью или частично обесцененными в течение отчетного года. Однако для банков установлены особые ограничения по изъятию для погашения безнадежных долгов. Банкам с активами менее 500 млн долл. США раз­решено переводить в резерв по безнадежным долгам суммы, необходимые для обеспечения контролиру­емого уровня резерва на конец года. Этот уровень определяется путем умножения суммы всех займов банка на определенную опытным путем сумму потерь (среднее значение за предшествующие 6 лет). Для банков, у которых активы превышают 500 млн долл. США, закон запретил метод расчета резерва по безнадежным долгам для целей налогообложения и потребовал перевода сумм превышения по балансу резерва снова в доход. Порог в 500 млн долл. США был определен на основе соединения. При возврате своего резерва по невозвращенным займам банки могут использовать метод возврата или зачета. Ме­тод возврата переводит закрывающийся резерв в доход в размере 10% в первый год, 20% - во второй год, 30% - в третий и 40% - в четвертый год (если банк решил перевести в доход в первый год более 10%, он переводит две пятых в доход во второй год, одну треть - в третий год и четыре девятых суммы резерва - в четвертый год). При методе зачета банк относит потери по займам, состоявшимся на конец года, на закрываемый резерв, пока он не будет исчерпан. Банки, не использующие метод резерва, могут исключать потери, если они возникают в соответствии с правилами определения полной или частичной безнадежности займов. Для расчета того, что считается безнадежными долгами, банки исполь­зуют методики, разработанные распорядительными органами по банкам, а затем сами определяют размер безнадежных долгов. [15, С. 651]

Основная ставка налога на прибыль корпораций в США составляет 35%, но окончательная величина зависит от величины полученного дохода в течение года и определена на уровне от 15 до 39%. За первые 50 тыс. долл. США налогооблагаемого дохода банк уплачивает налог по ставке 15%., за следующие 25тыс. долл. США - 25% плюс 7,5 тыс. долл. США и т.д. Подробнее действующие ставки по налогу на прибыль в США представлены в таблице.

Таблица 2- Ставки налога на прибыль в США (по данным Министерства финансов США)